» » » » Валериан Мартынов - Пролив в огне


Авторские права

Валериан Мартынов - Пролив в огне

Здесь можно скачать бесплатно "Валериан Мартынов - Пролив в огне" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Политиздат Украины, год 1984. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валериан Мартынов - Пролив в огне
Рейтинг:
Название:
Пролив в огне
Издательство:
Политиздат Украины
Жанр:
Год:
1984
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пролив в огне"

Описание и краткое содержание "Пролив в огне" читать бесплатно онлайн.



Аннотация издательства: Авторы этой книги — ветераны Черноморского флота — вспоминают о двух крупнейших десантных операциях Великой Отечественной войны — Керченско-Феодосийской (1941—1942 гг.) и Керченско-Эльтигенской (1943—1944 гг.), рассказывают о ярких страницах героической обороны Крыма и Кавказа, об авангардной роли политработников в боевых действиях личного состава Керченской военно-морской базы.


P. S. Хоть В. А. Мартынов и политработник, и книга насыщена «партийно-политической» риторикой, но местами говорится по делу. Пока что это единственный из мемуарных источников, касающийся обороны Керченской крепости в мае 1942 года. Представленный в книге более ранний вариант воспоминаний С. Ф. Спахова (для сравнения см. «Крейсер «Коминтерн») ценен хотя бы тем, что в нём явно говорится, что 743-я батарея в Туапсе была двухорудийной, а на Тамани — уже оказалась трёхорудийной.

[1] Так обозначены страницы. Номер страницы предшествует странице.






Первым из отделения Харченко погиб Николай Морозов, «Николай Николаевич», как все его называли. Корабельный весельчак, любимец всего экипажа крейсера, активный участник художественной самодеятельности, он был смертельно ранен в живот при взрыве вражеской мины. Раненого не успели перевязать — скончался. «Оставили мы его под кустиком, — говорил Титаренко, — заметили место, а сами с Харченко стали продвигаться вперед с батальоном».

Через несколько минут лишился глаз командир отделения Харченко, лицо — сплошная кровавая рана... Бойцы хотели сделать перевязку командиру, начали прикладывать индивидуальные пакеты, но он, находясь в полном сознании, отстранял их и говорил: «Вы, ребята, вперед продвигайтесь, выполняйте приказ, а меня пристрелите, чтоб, случаем, в плен не попасть к фрицам! Все равно жить без глаз [87] я не стану — не смогу отомстить врагам ни за себя, ни за товарищей...»

— Ну, кто же на это пойдет? — продолжал свой рассказ Титаренко. — Мы все же кое-как перевязали Якова, успокаивали: мол, скоро в госпиталь тебя доставим, все обойдется. А он все свое: убейте да убейте. Тут немцы нажали еще сильнее — прямо косят из минометов. Мы залегли. В это время сбоку грохнул выстрел из винтовки. Я глянул туда, а это Харченко. Видно, нашарил у кого-то убитого винтовку и... А вскорости и меня стукнуло в ногу. Батальон начал отходить. Товарищи, спасибо им, помогли добраться до перевязочного... Яшу Харченко жалко, хороший был товарищ. И как старшина в отделении был хорош — заботился о бойцах, и дело знал. Мы с ним «годки» были, всю службу вместе — и на корабле, и после... Пятый год разменивать начали. А какой смелый да спокойный в бою был старшина! Помните, товарищ комиссар, как мы, бывало, на корабле отражали фашистские налеты?

Как же не помнить... Я все помнил и хорошо знал Якова Харченко, старшину 2-й статьи, командира левобортной «сотки» — усатого коренастого моряка, секретаря партийной организации зенитного дивизиона, одного из тех партийных активистов, на кого опирается в своей работе военком на корабле. С самого начала войны и до конца существования крейсера «Червона Украина» во время налетов вражеской авиации, как бывало под Одессой, в Новороссийске и Севастополе, мне хорошо было видно с кормового зенитного мостика (туда я обычно выходил — на свой первый объект по боевой тревоге), как наши виртуозы-зенитчики разворачиваются у своих орудий, как старшина Харченко на юте хладнокровно встречает врага, уверенно командует боевым расчетом из 11 человек, только усы подкручивает, высматривая в небе фашистские самолеты. И, невзирая на разрывы бомб, вздымающих столбы воды вокруг корабля, умело управляет огнем своего отделения. И уж я-то знаю, что погиб моряк не из-за своей душевной слабости, а потому, что не хотел оставаться бесполезным для Родины в ее трудный час. Не могла пойти на это горячая морская душа.

Спустя много лет после войны я случайно встретился с тем четвертым моряком из отделения Я. М. Харченко — М. Н. Подпалием, работавшим в то время заместителем председателя колхоза в Херсонской области, откуда он был призван на Черноморский флот. Все рассказанное ранее [88] Титаренко Подпалий подтвердил и дополнил некоторыми подробностями тех боев под Севастополем.

Вся четверка моряков попала в батальон, сформированный в учебном отряде ЧФ под командованием капитана Карагодского, к которому Подпалий из отделения Харченко был назначен связным командира батальона. Ранее Карагодский был начальником распорядительно-строевой части учебного отряда, а вновь сформированный батальон именовался Особым.

В боях во время отражения второго штурма Севастополя сильно поредели ряды этого батальона, особенно при овладении одной из высот в районе села Верхний Чоргунь, где Михаил Подпалий тоже был ранен, а во всем батальоне в строю осталось несколько десятков бойцов.

Напряжение на фронте нарастает

По прибытии в Туапсе мы с Ф. В. Монастырским побывали в Политуправлении ЧФ, узнали обстановку на причерноморских фронтах. Нажим гитлеровцев на Севастополь пока не усиливался, но зато на Крымском фронте наши войска встретили упорное сопротивление и продвинуться вперед не смогли. Морские перевозки Новороссийск — Керчь проходили напряженно, активизировалась вражеская авиация. В общем, все было так же, как до нашего отъезда.

Дальнейший путь до Тамани проделали на машинах — сначала на попутной, а в Новороссийске, благодаря заботам военкома НВМБ И. Г. Бороденко, получили в свое распоряжение «пикап», на котором и прибыли к вечеру 8 апреля в Тамань. Весь следующий день я провел в Тамани. Побывал на 718-й батарее, отличившейся во время десанта, и на зенитной батарее 65-го ЗАП, прикрывавшей Таманский порт. Побеседовал с командиром 140-го артдивизиона майором Б. В. Бекетовым и комиссаром 65-го зенитного артполка батальонным комиссаром К. М. Шевцовым. Получил обстоятельную информацию о положении дел в береговых частях базы. Зенитчики по-прежнему работали в полную нагрузку. Воинские перевозки через Тамань велись интенсивно, истребительное прикрытие с воздуха было недостаточным, и вся основная тяжесть борьбы по отражению интенсивных налетов вражеской авиации легла на зенитные подразделения.

На береговых батареях наступил период временного затишья — теперь их огонь не доставал до вражеских позиций, [89] и только изредка они «отстреливались» от налетов авиации.

Бекетов даже сообщил, что у них с комиссаром дивизиона есть намерение организовать улучшенное питание личного состава — выращивать капусту, картофель, помидоры на огородах при некоторых батареях, — но не в ущерб боевой готовности. Вообще же наши флотские стационарные батареи всегда отличались хорошим ведением подсобного хозяйства. Пусть и эти попробуют, подумалось мне, пока мы немца прогоним из Крыма. А надеяться на это были все основания, исходя из реального соотношения сил на нашем участке фронта.

Вечером того же дня, находясь на КП майора Б. В. Бекетова, я по телефону получил извещение из политотдела Новороссийской ВМБ. Мне сообщили, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года командир базы А. С. Фролов, ряд моряков-черноморцев, в том числе и я, награждены орденами Красного Знамени. Конечно, радость моя была велика.

В ожидании катера из Керчи я написал письма. Брат Иван был заместителем редактора армейской многотиражки «Разгромим врага», и я написал прямо по адресу газеты. Настрочил письмо жене Шуре, которая вместе с семилетним сыном Левой находилась в эвакуации в Кинешме. Набросал несколько строк матери в Москву.

Наутро я был уже в Керчи и сразу окунулся в повседневные дела. Начались они, конечно, с получения информации и докладов от начальника штаба и заместителя начальника политотдела базы. Все это происходило под привычный аккомпанемент вражеских бомбардировок.

В этот день, 10 апреля, как и накануне, Керчь и Камыш-Бурун подвергались усиленным бомбежкам. Наблюдалось также минирование противником Керченского пролива с воздуха, на подходе к Камыш-Буруну. В этот день ПВО Керченской базы отметило свыше ста вражеских самолето-вылетов, тогда как на прошлой неделе ежедневно появлялось по 30—40 бомбардировщиков.

Ознакомление с обстановкой после месячного отсутствия вызвало у меня двоякое впечатление. Политико-моральное состояние личного состава частей базы, боевой дух по-прежнему были высокими, боеспособность не снижалась. Шла подготовка к вручению орденов и медалей отличившимся в десанте. 159 краснофлотцам и командирам награды были уже вручены. Это вызвало подъем боевой активности воинов. А плохо было то, что дела на Крымском фронте [90] не улучшались. Противник все больше активизировался и все чаще предпринимал контратаки.

На перевозках морем лед уже не мешал, но неприятель стал широко применять на пути следования наших судов неконтактные мины — магнитные и акустические. К тому времени с магнитными минами на Черном море уже научились бороться, а вот акустические еще оставались коварной новинкой. Минирование вражеские самолеты производили почти ежедневно, и потери наши от этого были также почти ежедневными.

Вот примерная сводка наших потерь в проливе за несколько дней:

12 апреля — подорвались на минах два сейнера.

13 апреля — подорвался катер-охотник.

14 апреля — подорвался и затонул санитарный военный транспорт «Чехов», много жертв. Погибли сейнеры «Сельдь» и «Чухонь».

15 апреля — подорвался катер-охотник.

Примерно такое же положение сохранилось и в последующие дни апреля.

Справляться с минным оружием врага было трудно, но моряки вели самоотверженную борьбу, стараясь не допустить задуманной противником блокады Керченского пролива. Много сделал для этого флагманский минер штаба базы капитан-лейтенант И. Е. Алещенко.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пролив в огне"

Книги похожие на "Пролив в огне" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валериан Мартынов

Валериан Мартынов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валериан Мартынов - Пролив в огне"

Отзывы читателей о книге "Пролив в огне", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.