Константин Островитянов - Политическая экономия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Политическая экономия"
Описание и краткое содержание "Политическая экономия" читать бесплатно онлайн.
Настоящий учебник политической экономии написан коллективом экономистов в составе: академика Островитянова К. В., члена-корреспондента Академии паук СССР Шепилова Д. Т., члена-корреспондента Академии наук СССР Леонтьева Л. А., действительного члена Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина Лаптева И. Д., профессора Кузьминова И. И., доктора экономических паук Гатовского Л. М., академика Юдина П. Ф., члена-корреспондента Академии наук СССР Пашкова А. И., кандидата экономических наук Переслегина В. И. В подборе и обработке статистических материалов, включённых в учебник, принял участие доктор экономических паук Старовский В. Н.
При разработке проекта учебника многие советские экономисты сделали ценные критические замечания и внесли ряд полезных предложений по тексту. Эти замечания и предложения авторы учли в последующей работе над учебником.
Огромное значение для работы над учебником имела организованная Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза ноябрьская экономическая дискуссия 1951 г. В ходе этой дискуссии, в которой приняли активное участие сотни советских экономистов, был подвергнут всестороннему критическому разбору представленный авторами проект учебника политической экономии. Выработанные в итоге дискуссии предложения по улучшению проекта учебника явились важным источником для усовершенствования структуры учебника и обогащения его содержания.
Окончательная редакция учебника проведена товарищами: Островитяновым К. В., Шепиловым Д. Т., Леонтьевым Л. А., Лаптевым И. Д., Кузьминовым И. И., Гатовским Л. М.
Сознавая в полной мере значение марксистского учебника политической экономии, авторы намерены продолжить работу по дальнейшему улучшению текста учебника на основе тех критических замечаний и пожеланий, которые будут сделаны читателями по ознакомлении с первым изданием учебника. В этой связи авторы просят читателей присылать свои отзывы и пожелания по учебнику по адресу: Москва, Волхонка, 14, Институт экономики Академии наук СССР.
Авторы
Август 1954 г. г. Москва
Государственный бюджет базируется на развитии всего социалистического народного хозяйства. Прежде всего он неразрывно связан с финансовым хозяйством, доходами и расходами государственных предприятий. Преобладающая часть чистого дохода общества, создаваемого в этих предприятиях, поступает в государственный бюджет. Капитальное строительство во всех отраслях народного хозяйства, рост основных и оборотных фондов государственных предприятий обеспечиваются в значительной степени за счёт средств бюджета. Важное значение имеет взаимосвязь госбюджета с колхозами. Часть чистого дохода колхозов поступает в бюджет и используется на общенародные потребности. Государство через бюджет оказывает финансовую помощь колхозному сектору в развитии производства, содержит школы, больницы и другие социально-культурные учреждения, обслуживающие колхозников.
Доходная часть государственного бюджета СССР имеет своим основным источником чистый доход общества, а именно ту его часть, которая представляет собой централизованный чистый доход государства. В 1953 г. поступления от чистого дохода общества (поступления от социалистического хозяйства) составили 85% всех доходов бюджета.
Централизованный чистый доход государства поступает в государственный бюджет в форме так называемого налога с оборота, отчислений от чистого дохода (прибылей) государственных предприятий, начислений на заработную плату для нужд социального страхования, подоходного налога с колхозов и других кооперативных предприятий и т. д. Первые два вида поступлений составляют преобладающую часть всех доходов государственного бюджета СССР.
Одним из источников доходов государственного бюджета служат также средства населения, поступающие в бюджет в виде налогов и займов. Налоги с населения являются формой обязательной передачи в бюджет части личных доходов членов общества. В отличие от капитализма в социалистическом обществе налоги с населения составляют лишь весьма незначительную часть доходов трудящихся и идут на общенародные нужды. Налоговые платежи населения в 1953 г. составили только 8,5% всех доходов государственного бюджета СССР. Всякого рода выплаты и пособия, получаемые населением из бюджета, в несколько раз перекрывают сумму налогов с населения. Так, в 1953 г. трудящиеся СССР получили из государственного бюджета в 3 раза больше, чем внесли в бюджет в виде налогов, сборов, а также по подписке на заём.
В СССР часть трудящихся вовсе освобождена от уплаты налогов, а ставки налогового обложения зависят от размеров доходов. Сельскохозяйственный налог с крестьян составляет в 1954 г. менее 1% доходов государственного бюджета; в 1954 г. сумма налогового обложения сельского населения уменьшена по сравнению с 1952 г. более чем в 2,5 раза.
Государственные займы в социалистическом обществе представляют собой форму привлечения государством средств населения на нужды всего общества с обязательством возврата этих средств по истечении определённого срока. Подписываясь на заём, трудящиеся добровольно передают государству во временное пользование часть своих личных доходов. В то же время займы являются формой сбережений трудящихся и приносят населению доход в виде выигрышей и процентов. В государственном бюджете СССР поступления из этого источника в 1954 г. равнялись 3% всех доходов.
Расходную часть бюджета составляет государственное финансирование, то есть безвозвратная выдача денежных средств, на следующие основные цели: 1) развитие народного хозяйства, 2) социально-культурные "мероприятия, 3) обеспечение обороноспособности государства и 4) содержание органов государственного управления. Основная масса средств государственного бюджета СССР идёт на финансирование народного хозяйства и на социально-культурные мероприятия. На эти цели в послевоенные годы направляется более двух третей всех расходов государственного бюджета СССР.
Бюджетное финансирование является одним из крупнейших факторов развития экономики Советского Союза. За 1946—1953 гг. расходы государственного бюджета на народное хозяйство составили около 1 248 миллиардов рублей. Бюджетные средства используются для развития тяжёлой индустрии, расширения производства товаров народного потребления, для подъёма сельского хозяйства. Социалистическое государство ежегодно расходует огромные бюджетные средства на капитальные вложения во все отрасли хозяйства. За счёт государственного бюджета СССР финансируется обширное капитальное строительство новых заводов, шахт, фабрик, электростанций, совхозов, МТС, железных дорог, коммунальных предприятий, жилищ, школ, больниц, санаториев и т. д. Часть бюджетных ресурсов идёт на увеличение оборотных средств действующих предприятий сверх сумм, оставляемых им для этой цели из чистого дохода самих предприятий. За счёт средств бюджета создаются государственные материальные резервы, необходимые для планового ведения народного хозяйства и для нужд обороны страны.
Значительная доля средств бюджета расходуется на социально-культурные мероприятия, что служит важным источником систематического повышения материального и культурного уровня жизни народа. С этой целью из бюджета выдаются средства на развитие науки, на просвещение, здравоохранение, физическую культуру, на пенсии и пособия и т. д.
Только за пять послевоенных лет (1946—1950) Советское государство израсходовало на социально-культурные мероприятия 524,5 миллиарда рублей бюджетных средств, а за три года пятой пятилетки — 371 миллиард рублей.
Часть бюджетных средств в социалистическом обществе затрачивается на содержание государственного аппарата, осуществляющего многостороннюю деятельность в области хозяйственного и культурного строительства. Проведение режима экономии в интересах расширения производства и удовлетворения растущих потребностей народа требует всемерного удешевления административно-управленческого аппарата. Исходя из этого, социалистическое государство последовательно проводит линию на рационализацию административно-управленческого аппарата и сокращение расходов иа его содержание.
В СССР в 1932 г. расходы на содержание органов государственного управления составляли 4,2% всех средств бюджета, в 1940 г.—3,9, в 1953 г.— 2,8%. Часть средств бюджета расходуется на укрепление обороны страны. В Советском Союзе, последовательно проводящем политику мира, расходы на Вооружённые Силы составляют сравнительно небольшую долю бюджета.
По бюджету 1954 г. на эти цели предусмотрено 17,8% общей суммы расходов бюджета, тогда как в США расходы на военные цели в 1953/54 г. превышают 70% всего бюджета.
Выполнение бюджета находится в прямой зависимости от хода выпуска продукции, реализации товаров, снижения издержек производства и обращения и роста накоплений, следовательно, от того, насколько в народном хозяйстве используются внутрипроизводственные резервы и применяется хозяйственный расчёт.
Финансовые органы в ходе исполнения бюджета призваны проводить контроль рублём за выполнением хозяйственных планов, соблюдением режима экономии и финансовой дисциплины в народном .хозяйстве. Этот контроль осуществляется как при установлении размера отчислений в бюджет, так и при проверке выполнения обязательств перед бюджетом. Финансовые органы анализируют хозяйственную деятельность .предприятий и организаций, вскрывают их недостатки, проверяют, насколько обеспечена сохранность государственных средств и правильность их расходования, каково состояние бухгалтерского учёта и финансовой отчётности предприятий, ведут борьбу с излишествами в использовании ресурсов. При этом зачастую выдача средств хозяйственном организациям производится в зависимости от качества их работы.
Государственный бюджет СССР включает: 1) общесоюзный бюджет и 2) государственные бюджеты союзных республик, которые в свою очередь состоят из: а) республиканских бюджетов и б) местных бюджетов. Ведущее место во всей бюджетной системе занимает общесоюзный бюджет, который концентрирует основную массу бюджетных ресурсов. Такое построение бюджета обеспечивает возможность осуществления принципов демократического централизма и правильной национальной политики в многонациональном социалистическом государстве. Государственный бюджет СССР составляется на год и утверждается как закон Верховным Советом Союза ССР. Бюджеты союзных республик утверждаются Верховными Советами этих республик.
Таким образом, при социализме сущность государственного бюджета коренным образом изменилась. Бюджеты капиталистических государств являются орудием дополнительной эксплуатации трудящихся масс, обогащения монополий и используются для милитаризации хозяйства, гонки вооружений и содержания паразитического государственного аппарата буржуазии. В соответствии с основным экономическим законом социализма бюджет социалистического государства направлен на удовлетворение растущих материальных и культурных потребностей всего общества и служит могучим фактором подъёма мирной экономики и роста производительных сил. «Доходы, выжимавшиеся эксплуататорами из народного труда, остаются ныне в руках трудящихся и используются частью для расширения производства и привлечения в производство новых отрядов трудящихся, частью — для прямого повышения доходов рабочих и крестьян»[165].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Политическая экономия"
Книги похожие на "Политическая экономия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Островитянов - Политическая экономия"
Отзывы читателей о книге "Политическая экономия", комментарии и мнения людей о произведении.