» » » » Наталия Будур - Повседневная жизнь викингов IX–XI века


Авторские права

Наталия Будур - Повседневная жизнь викингов IX–XI века

Здесь можно скачать бесплатно "Наталия Будур - Повседневная жизнь викингов IX–XI века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательство АО «Молодая гвардия», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталия Будур - Повседневная жизнь викингов IX–XI века
Рейтинг:
Название:
Повседневная жизнь викингов IX–XI века
Издательство:
Издательство АО «Молодая гвардия»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-235-03002-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Повседневная жизнь викингов IX–XI века"

Описание и краткое содержание "Повседневная жизнь викингов IX–XI века" читать бесплатно онлайн.



«Эпохой викингов» в Скандинавских странах (Швеции, Норвегии, Дании) называют период, охватывающий IX, X и первую половину XI столетия — время воинственных и дерзких дружин отважных морских воинов-викингов, первых скандинавских королей-конунгов, древнейших из дошедших до нас средневековых эпических песен и сказаний.


Книга, которую вы держите в руках, — попытка приоткрыть дверь в суровый и величественный мир норманнов, представить себе жизнь, которую вели люди на Севере больше десяти веков назад. Особое место в книге занимают сюжеты, связанные с рунической письменностью и рунической магией.






Рулем служило большое весло. Ладьи викингов достигали 30–40 метров в длину, и военные корабли имели от 30 до 60 пар весел.

Саги редко определяют метрами величину древних кораблей. Обычно судно мерится румами — пространствами — лавками для гребцов. Норвежский «Закон Гулатинга» предписывал, чтобы длинные корабли имели от 20 до 25 лавок. Но если при сборе в поход, сказано в законе, какой-нибудь корабль нельзя снабдить достаточным числом людей, то надлежало обрубать корабельный руль и убавлять длину корабля, сообразно с числом готового для него экипажа. Однако ни один корабль не мог иметь менее 13 лавок. Саги упоминают о кораблях в 30 и даже в 60 румов. На Длинном Змее, самом большом корабле, построенном на Севере, было 34 рума.

Ученые полагают, что гит означало пространство между скамьями гребцов, почему и думают, что корабль Кнута Великого, Дракон, имел шестьдесят таких скамей.

Суда, смотря по их величине, имели от 20 до 200 человек экипажа.

Носовая и кормовая части корабля были застелены досками. В первой находился вестовой, в последней — кормчий; место для гребцов называлось гребцовое место. Средняя часть корабля предназначалась для дружины и над ней ночью и в непогоду устанавливался шатер из толстого сукна или парусины. Обыкновенно предпочитались шатры полосатые или черного цвета: перед сражением их снимали из опасения, чтобы они не свалились.

В носовом и кормовом отсеках судов находились черпальни-. насосов в то время не знали, и несколько человек из экипажа всегда были заняты отливанием воды ведрами, если штормило.

Основными достоинствами кораблей викингов было то, что легкие и послушные суда с небольшой осадкой могли выходить как в открытое море и преодолевать колоссальные расстояния, так и подниматься вверх по рекам. Их можно было вытаскивать на берег и огибать пороги, например Днепровские, волоча суда по суше на катках.

Корабли северян можно разделить на две группы: одни предназначались для набегов и походов, другие — для перевозки грузов.

Оговорим сразу, что торговые корабли защищались законами, что, однако, не всегда спасало их от нападений викингов. Тем не менее древние скандинавские законы говорили, что на своем торговом корабле человек имеет «тот же мир, будь корабль большой или маленький, как и в собственном доме. Подниматься на борт корабля без приглашения владельца было строго запрещено. Если же на корабле возникала потасовка или кого-то сбросили с мостков, то виновные строго штрафовались.

Боевые корабли получили название драккаров, или «драконов», по резным носовым фигурам. Эти драконы должны были устрашать противников в бою. Некоторые исследователи считают, что слово «драккар» не является собственно названием корабля, которое правильнее следует именовать снеккъя, или шнеки.

Военным кораблем был и лангскип — буквально «длинный корабль».



Для длительных морских путешествий использовали так называемые карфи.

Аски отличались от других величиной: каждое вмещало до ста человек. На таких асках норманны совершали нападения на Саксонию и Фрисландию и потому назывались аскеманпами.

По строительному материалу узкие суда из выдолбленной сосны или пихты назывались эйхи. Так же легки и сверх того быстры на ходу были шюты, посылавшиеся для разведки вперед больших кораблей. На этих, хоть и небольших, судах помещалось до 30 человек.

Крепки и удобны для викингов были эллиди различной величины и обыкновенно обитые железом.

Были еще торговые суда с круглыми корпусами — когги. Этот тип судов появился еще у фризов. При отливе ладья опускалась и плотно вставала на дно, что позволяло легко разгрузить ее, прилив же поднимал ее и позволял продолжить плавание.

В эпоху викингов также строили большие морские суда, широкие и «глубокие» — кнарры, или кнорры. Ими пользовались как купцы, так и викинги.

Рагнар Лодброк для похода в Англию велел построить два неслыханной величины кнорра, но его жена Аслауг отсоветовала ему плыть на них, потому что лучше выходить в море на длинных судах. Кнорры средней величины были легки и быстры на ходу. Такие кнорры не употребляли для военных предприятий.

Однако бак и квартердек даже торговых судов использовались как боевые площадки, где во время нападения морских разбойников за щитами располагались воины. В результате этого различия между торговыми и военными кораблями были самые незначительные.

Корабль викингов не отличался комфортом, на нем не было кают, в которых можно было бы укрыться от шторма или просто морских брызг.

Ниже мы приводим параметры некоторых найденных кораблей:



От кораблей зависели сама судьба и жизнь викингов. Именно корабли могли в целости и сохранности доставить смелых воинов и не менее отважных купцов к далеким берегам. Неудивительно поэтому, что повсюду в мире корабль является символом эпохи викингов.

Общеизвестно, что норманны — самые искусные мореходы Средних веков, а их суда были хорошо приспособлены и к парусному, и к весельному ходу. Входя в реки, они умело пользовались приливами и отливами.

Исследователи отмечают, что викинги очень быстро могли преодолевать значительные расстояния на своих ладьях. Так, например, из Англии в Исландию (1200 километров) они добирались за девять суток, а из Каупанга в Хедебю (685 километров) за десять дней с остановками на ночь.

В плаваниях скандинавы ориентировались на береговую линию, видимость луны, солнца и звезд, характер облачности, направление полета птиц и форму волн. На побережье часто имелись приметы, которые мореходы запоминали, а если их не было, то часто сооружались подобия маяков, которые Адам Бременский назвал «горном вулкана».

Подобно «горну вулкана» в Волине, на римской башне в Булони на территории современной Франции еще при Карле Великом в начале IX века разжигали огонь, чтобы судам было легче переплывать Ла-Манш из Лондона в Квентовик.

До недавнего времени считалось, что у викингов не было никаких навигационных приборов, однако во время раскопок в Гренландии в 1948 году был найден обломок прибора, который считают примитивным пеленгатором. Его удалось реконструировать. Пеленгатор представляет из себя деревянный диск с 32 делениями, расположенными по краю на равном расстоянии друг от друга, который вращался на ручке, продетой через отверстие в центре диска. По диску ходила игла, указывавшая курс.

Встречаются в сагах и упоминания и о неких «солнечных камнях», которые, возможно, были примитивным компасом.

В зимнее время корабли убирали в специальные сараи, которые мы бы назвали сейчас эллингами. Были места и для ремонта судов — своего рода судовые верфи. Следы подобных мастерских обнаружили в Хедебю и на Готланде.

Для судов викинги не только строили верфи и эллинги, но и прорывали специальные каналы. Так, на острове Самсё до сих пор существует канал Канхаве. Длина его равна 500 метрам, а ширина — 11. По этому каналу суда с осадкой менее 1,25 метра могли проходить из Ставнсфьорда прямо в море к западу от острова.


Глава шестнадцатая


ЯЗЫЧЕСТВО И ХРИСТИАНСТВО


Первые упоминания о религии древних германцев историки находят у римлян в I веке нашей эры. В то время все германские племена, в том числе и скандинавские, состояли в тесном родстве. Общими были не только язык, но и верования. Именно тогда зарождаются первые представления о богах и героях.

Но в эпоху Великого переселения народов начинается отделение скандинавов от континентальных германцев. Особенно способствовало этому крещение саксов в 804 году. Благодаря «отрезанности» Скандинавского полуострова от континентальной Европы северяне приняли христианство лишь в X веке, а до этого по-прежнему поклонялись древним богам.

Важнейшие и непосредственные источники религии германцев восходят к эпохе викингов.

Именно богам и духам, населяющим мир, и поклонялись древние скандинавы. Перед всеми важными делами и в беде к ним обращались с просьбой и приносили им жертвы. Такая форма религии традиционно именуется язычеством.

«Язычество, — писал король Англии Кнут в XI веке, — это поклонение людей идолам, то есть поклонение языческим богам, солнцу или луне, огню или рекам, источникам или камням, или лесным деревьям. Или же вера в колдовство, совершение обряда проводов умершего, сопровождающееся жертвоприношениями, гаданиями или еще какими вредными заблуждениями».

Это «определение» дополнил другой король Англии — Эдгар, который после введения христианства в Англии в качестве единственной официальной религии издал указ: «Каждый священник должен ревностно проповедовать христианство, полностью искоренять язычество, запрещать совершения обрядов у источников, а также колдовство, гадания, волшбу, поклонение идолам и прочие обряды, сопровождаемые заклинаниями, совершаемые в капищах, под деревьями бузины и другими деревьями, и у камней». Пожалуй, лучше определить саму суть язычества не удалось даже современным ученым.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Повседневная жизнь викингов IX–XI века"

Книги похожие на "Повседневная жизнь викингов IX–XI века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталия Будур

Наталия Будур - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталия Будур - Повседневная жизнь викингов IX–XI века"

Отзывы читателей о книге "Повседневная жизнь викингов IX–XI века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.