» » » » Наталия Будур - Повседневная жизнь викингов IX–XI века


Авторские права

Наталия Будур - Повседневная жизнь викингов IX–XI века

Здесь можно скачать бесплатно "Наталия Будур - Повседневная жизнь викингов IX–XI века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательство АО «Молодая гвардия», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталия Будур - Повседневная жизнь викингов IX–XI века
Рейтинг:
Название:
Повседневная жизнь викингов IX–XI века
Издательство:
Издательство АО «Молодая гвардия»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-235-03002-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Повседневная жизнь викингов IX–XI века"

Описание и краткое содержание "Повседневная жизнь викингов IX–XI века" читать бесплатно онлайн.



«Эпохой викингов» в Скандинавских странах (Швеции, Норвегии, Дании) называют период, охватывающий IX, X и первую половину XI столетия — время воинственных и дерзких дружин отважных морских воинов-викингов, первых скандинавских королей-конунгов, древнейших из дошедших до нас средневековых эпических песен и сказаний.


Книга, которую вы держите в руках, — попытка приоткрыть дверь в суровый и величественный мир норманнов, представить себе жизнь, которую вели люди на Севере больше десяти веков назад. Особое место в книге занимают сюжеты, связанные с рунической письменностью и рунической магией.






При переселении на другие земли скандинавы брали с собой не только идолов и священные резные столбы, но даже и саму землю из-под храма.

Храм обычно представлял собой прямоугольное здание, вокруг которого стояли деревья священной рощи. Внутри располагались священные резные столбы и фигуры богов.

Были и особые святилища — хофы, представляющие собой обычный «длинный» дом, который стеной с дверью делился на две части — святилище, где хранились священные предметы и идолы, и место для сборищ. Такие храмы были огромных размеров.

Посередине святилища находился алтарь из дерева или из камня, часто с большим искусством сделанный и сверху обитый железом; за алтарем и впереди него главные из богов стояли на возвышениях или сидели на высоких креслах. По обеим сторонам полукругом располагались другие боги на низких скамьях.

Из рассказов древних литературных памятников о капищах и идолах мы видим, что скандинавы умели резать из дерева скульптуры: они не были грубой работы, судя по описаниям их глаз, черт лица, рук и всей фигуры. Идолы могли быть огромных размеров, сделанные из цельного дерева, а могли быть в рост человека, с выразительными лицами и тщательно вырезанными руками. Одеты идолы были в традиционное платье.

На алтаре лежало священное кольцо, перед которым произносились клятвы. Так, трое датских королей Восточной Англии поклялись в 876 году на «священном обручье Тора», что не нарушат заключенный с королем Альфредом мирный договор. Тор в скандинавской мифологии считался не только богом-громовником, богом-воителем, но и хранителем законов и клятв.

Там же, на алтаре, стоял жертвенный сосуд — большая медная чаша, в которую вливали кровь принесенных в жертву животных. Рядом с чашей всегда находилась кропильница — кисть на длинной палке.

В жертву приносили волов, лошадей и кабанов. Пышно украшенные, они приводились к алтарю, посвящались богам и убивались в присутствии народа. Кровь собирали в чашу, в которую опускали кропильницу и потом кропили седалища богов, наружные и внутренние стены храма и, наконец, народ.

Мясо жертв готовили на большом праздничном пиру, который за тем следовал. Этот пир проходил в передней зале храма. Там, вокруг стен, стояли скамьи для народа и высокие кресла для королей и вождей. Перед скамьями ставили столы. На полу, посредине, горел огонь, на который ставили котел с мясом жертвенных животных. Наполненные медом рога подавались через огонь. Они и все кушанья освящались сначала королем или вождем, главным лицом во время жертвоприношения.

Потом пили в честь богов: сначала в честь Одина. Поднимали рога и кубки также за победы короля и за благоденствие страны; потом в честь Ньёрда и Фрейра, за хороший урожай и мир; наконец, осушали обетную чашу в честь знаменитых героев, павших на войне. Пили также в память усопших родственников, свершивших великие дела во время жизни. Пить в честь кого-нибудь называлось minnen, что одновременно означало любовь, почтение и преданность.

Во время великих жертвоприношений, по рассказам древних письменных источников, в Упсале соблюдался обычай, чтобы непременно девять животных мужского пола принесены были в жертву. Только кровью, думали скандинавы, смываются преступления людей, укрощаются боги и снискивается их милость. Оттого-то при великих жертвоприношениях убивали, или приносили в жертву, также людей для укрощения гневных богов. Обыкновенно выбирали для жертвоприношений рабов и злодеев, но при общем каком-нибудь бедствии приносили в жертву и самого знатного человека.

В «Саге об Олаве сыне Трюггви» рассказывается, что, когда он хотел крестить бондов в Трандхейме (Тронхейме), а те в ответ просили его совершить с ними вместе жертвоприношение, он сказал: «Но если уж я должен совершить с вами жертвоприношение, то я хочу, чтобы это было самое большое жертвоприношение, какое только возможно, и принесу в жертву людей. Я выберу для этого не рабов или злодеев. Я принесу в жертву богам знатнейших людей».

В «Саге об Инглингах» рассказывается о том, что шведы принесли в жертву богам своего вождя Домальди после долгого неурожая за один хлебный год. В другой саге говорится, что во время чрезвычайной дороговизны в области народ сошелся на тинг, где, с совета мудрых людей, постановлено было принести знатного юношу в жертву богам.

Обреченные на жертву вводились в круг, или кольцо, суда. В одной из исландских саг рассказывается, что на тинге в округе Торснес было кольцо суда, в которое вводились назначенные в жертву богам, и что там лежал камень, на котором убивали их. Вероятно, именно на таких кольцах, часто встречаемых возле древних языческих алтарей по всей Скандинавии, приносили жертвы. Они изготавливались из 5, 7 или 9 больших, сложенных в виде круга, камней. В некоторых из них каждый из больших камней лежит на семи маленьких: это священное число.

Жертв или убивали на камне перед капищем или свергали с утеса, или бросали в жертвенный ручей, или вешали в лесу на деревьях. В священной роще близ Упсалы не было ни одного дерева, не освященного жертвой, животного или человека: их вешали там в дар Одину. Вероятно, жертвы повешенные посвящались Одину, убитые на камне или сброшенные с утеса — Тору, а утопленные — Ньёрду и другим божествам вод.

На праздники, отправляемые в «общенародном», а не частном, принадлежащем какому-нибудь хозяину усадьбы, храме, являлись короли, вожди, свободные люди, и все они принимали участие в великих жертвоприношениях богам страны.

На таких «сходах» решались не только вопросы религии, но и обсуждались политические дела и заключались торговые сделки, виделись с родичами и друзьями, договаривались о совместных морских походах. Также особое внимание уделялось воинским играм, недаром в сагах упоминаются игральные валы неподалеку от мест тингов и храмов.

Самым известным было святилище в Упсале — главный храм Швеции.

О языческом храме в Упсале, где якобы совершались мистерии Одина, писал (около 1070 года) Адам Бременский: «У их (древних скандинавов. —КБ.) богов есть свои жрецы, которые совершают жертвоприношения. В случае чумы или голода они приносят жертву Тору, в случае войны — Одину, а если празднуют свадьбу — то Фрейру. Каждый девятый год они имеют обыкновение собираться в Упсале на общее празднество, где участвуют люди из всех шведских земель. Никому не позволено пропускать это празднество. Конунги и племена, вместе и по отдельности, посылают свои дары в Упсалу, а те, кто принял христианскую веру, обязаны откупиться от участия в праздничных церемониях, и это угнетает больше, чем любое другое наказание. Ритуал жертвоприношения происходит следующим образом: каждого живого существа мужского пола жертвуется по девять, и кровь их должна умилостивить богов. Тела принесенных в жертву подвешиваются в роще близ храма. Эта роща считается у язычников священной, а каждое ее дерево — имеющим божественную силу от жертвенных тел, которые здесь разлагаются. Рядом с человеческими телами висят там и собаки, и лошади; один из крещеных рассказывал мне, что сам видел, как в роще висели сразу семьдесят две жертвы. Участники ритуала поют, как обычно, разные песнопения, которые непристойны, а потому лучше о них не упоминать».[141]

Археологи не смогли найти в Швеции подтверждений столь многочисленным жертвоприношениям. Скорее всего, при описании чудовищных ритуальных убийств христианином Адамом Бременским руководило отвращение к злодеяниям язычников. Однако в других районах Скандинавии такие доказательства были найдены.

Сам храм был подобием Асгарда и Вальгаллы. Так, рядом с капищем в Упсале росло огромное вечнозеленое дерево, у корней которого тек священный источник. Это — прямой аналог Мировому Древу Иггдрасиль, у корней которого есть источник Урд. Сохранились свидетельства о том, что шведы в те далекие времена бросали в источник человека: если он выплывал, то это было хорошим знамением. Если человек тонул — то был знак грядущей беды.

Вокруг храма росла священная роща — параллель к чудесной роще Гласир у врат Вальгаллы — чертога бога Одина. Именно на ветвях в этой роще размешивались, по словам Адама Бременского, принесенные в жертву люди и животные.

Конунг являлся сакральным главой культа, верховным жрецом и должен был совершать важнейшие жертвоприношения, в том числе и человеческие.

Надо особо отметить, что в скандинавском язычестве поклонялись не столько главному божеству, как в греко-римской религии, сколько божественному предку. Так, Один и Фрейр считались прародителями древних скандинавов.

Постепенно скандинавы теряли веру в богов, христианство проникало в среду викингов. В первую очередь оно представляло «интерес» для тех, кто нуждался в едином Боге — прежде всего для конунгов, которые стремились к объединению страны. Поэтому неудивительно, что первыми христианство принимали «объединители» скандинавских земель — например, уже знакомый нам искусный в воинском деле норвежский конунг Олав Трюггвасон.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Повседневная жизнь викингов IX–XI века"

Книги похожие на "Повседневная жизнь викингов IX–XI века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталия Будур

Наталия Будур - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталия Будур - Повседневная жизнь викингов IX–XI века"

Отзывы читателей о книге "Повседневная жизнь викингов IX–XI века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.