» » » » Георг Гегель - ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ


Авторские права

Георг Гегель - ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ

Здесь можно скачать бесплатно "Георг Гегель - ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ"

Описание и краткое содержание "ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ" читать бесплатно онлайн.








45 Гегель имеет в виду направление мысли, классическим образом выявившееся еще в средневековой доктрине «двойственной истины», согласно которой одно и то же положение может быть истинным философски, но ложным теологически, и наоборот; эта доктрина была характерной для французского аверроизма XIII в.243.

46 Церковь неоднократно осуждала доктрину «двойственной истины» (например, в решении парижского епископа Тампье от 7 марта 1277 г.) -243.

47 Речь идет о Шлейермахере. - 244.

48 Гегелю важно показать, что теологический агностицизм Шлейермахера дает тот же результат, что и материализм просветителей XVIII в.-245.

49 См. в наст. изд. «Лекции о доказательстве бытия бога». Современниками Гегеля замысел таких лекций воспринимался как анахронический (см. запись в дневнике И. П. Эккермана от 1. IX. 1829 г. о его разговоре с Гете, сказавшим: «Теперь уже не время для таких лекций»).- 245.

50 О невозможности отделить анализ познания от процесса познания бога принципиально говорится в «Лекциях о доказательстве бытия бога».- 246.

50a Написание слива «суждение» (Ur-teil) через дефис должно, по мысли Гегеля, придать термину еще один, нужный философу смысл - «перво-деление». Но, как уже было подмечено комментаторами (см. Гегель. Соч. М., 1939, т. G, стр. 322), для этого у Гегеля нет оснований. Этимологически слово Urteil восходит к глаголу erteilen («присуждать», «постановлять»). Первоначальное значение слова Urteil - «приговор». Гегелевская игра слов основана на произвольном толковании. Не мудрено, что в последнем немецком издании «Лекций по философии религии» в этом месте слово Urteil напечатано без дефиса (Hegel. Werke, Bd. 16, 1969, S, 64). В настоящем издании воспроизводится написание, соответствующее оригиналу (см. рукопись Бруно Бауэра, архив ИМЭЛ, ф. 171, № 1, т. 1, л. 86). -251.

51 Более подробно о мире см. «Лекции о доказательстве бытия бога», III: Когда бог определяется как «творец», то его деятельность понимается как «исходящая изнутри наружу», без возвращения к самой себе, и «творимое есть иное, чем он, есть мир», и «сотворенное, как мир,- вне бога, как иное к нему».- 261.

52 Это не совсем точно. О «вочеловечении» бога, то есть о парадоксальной ситуации, когда бог, являющийся вполне богом (и притом абсолютным богом теизма), становится вполне человеком, говорит христианская догматика, а также, хотя и в совершенно ином идейном контексте, мифология индуизма. Язычество греко-римского типа знает «полубогов», то есть существ, средних между богами и людьми, но не имеющих ни всей полноты божественного величия, ни (в отличие от Христа!) всей полноты человеческого унижения. С другой стороны, иудаизм отрицает идею «вочеловечения»; то же можно сказать об ордотоксальном исламе (некоторые крайние шиитские ереси тяготеют к обожествлению Али)- 265.

53 В отличие от многих просветителей, которые в народных верованиях и ритуалах нередко видели действительное и случайное искажение первоначально данных заповедей и установлений, для Гегеля и эти искажения (точнее, «порождения») находят закономерное место в становлении духа (см. раздел VII «Феноменологии духа»).- 366.

54 См. наст. изд., т. 2, стр. 59-60, 85, 103-104.- 269.

55 См. наст. изд., т. 2, стр. 175, 188.- 269.

56 См. § 564 «Философии духа»: «В понятии истинной религии, то есть той, содержанием которой является абсолютный дух, существенным образом заложено то, что она есть религия откровения и притом такая, в которой источником откровения является бог. Ибо поскольку знание, то есть принцип, вследствие которого субстанция является духом, в качестве бесконечной для-себя-сущей формы есть начало самоопределения, постольку оно безусловно есть само-обнаружение. Дух только постольку есть дух, поскольку он есть для духа; и в абсолютной религии абсолютный дух обнаруживает уже не свои абстрактные моменты, но самого себя» (Сочинения, т. III. М» 1956, стр. 349).- 271.

Часть первая

ПОНЯТИЕ РЕЛИГИИ

1 О проблеме начала Гегель подробно пишет в части 1 «Науки логики» («С чего следует начинать изложение науки?»). -272.

2 Гегель много раз пишет о Спинозе - не только в «История философии», но и в «Науке логики», «Энциклопедии философских наук» и т. д. Для данного контекста наиболее существенно, что Спиноза оказывается в центре разногласий Гегеля с Якоби и его философским направлением.- 275.

3 «Все» (греч.) -279.

4 В истории философии издавна существует традиция рассматривать Спинозу как атеиста. В контексте Гегеля существенно, что как атеиста рассматривал Спинозу Якоби, для которого и «Лессинг был спинозист», поскольку «не верил в отличную от мира причину вещей» (F. Н. lacobi. Ueber die Lehre des Spinoza, S. 63); «спинозизм есть атеизм» (там же, стр. 223). Развивая эту мысль, Якоби стремился доказать, что отпадение от бога ведет к нравственному падению.- 279.

5 Это убеждение находится в полной гармонии с духом эпохи Реставрации. Только приняв позитивные предпосылки эпохи, Гегель получил возможность конструировать свое понятие бога, сохраняя некоторые приемы и мотивы своего раннего философского творчества.- 283.

6 О субстанции Спинозы см. выше, стр. 275; шеллинговское абсолютное как единство субъективного и объективного для Гегеля отличается той же неподвижностью, недоказанностью, неразвернутостью («тезисностью»), что и субстанция Спинозы.-288.

7 То есть до абсолютного знания.- 290.

8 О соотношении уверенности и истины см. также «Энциклопедию философских наук» (§ 555): «Субъективное сознание абсолютного духа существенно есть процесс, непосредственное и субстанциальное единство которого есть вера в свидетельство духа как уверенность в объективной истине» (Гегель. Энциклопедия философских наук, т. 3. М., 1977, стр. 383).-284.

9 См. также предыдущее прим.- 295.

10 Слова Якоби у Гегеля приводятся без кавычек, как неточная цитата.- 295.

11 На этом положении строится гегелевское доказательство бытия бога (см. наст. изд., т. 2, стр. 373, 374).- 298.

12 To есть с точкой зрения Якоби, Шлейермахера.- 299.

13 Образ сердца как символа не только эмоциональной, но и эмоционально-интеллектуальной, эмоционально-волевой сердцевины личности восходит к Ветхому завету, где слово «сердце» упоминается 851 раз. Мистика сердца свойственна как православию («блюдение сердца» и «сведение ума в сердце»), так и католичеству (культ сердца Иисусова); в моралистико-психологизирующей переработке она перешла в протестантизм, особенно в его пиетистские течения.- S07.

14 Ср. Быт., 6, 5: «И увидел господь… что все мысли и помышления сердца их были зло»; Быт., 8, 21: «Помышление сердца человеческого - зло»; Иерем., 4, 14: «Смой злое с сердца твоего, Иерусалим», и др.- 307.

15 Ср. § 556 «Энциклопедии философских наук».- 311.

16 J. Bruce. Travels into Abyssinia, vol. I-V. Edinbourgh, 1790. Джеймс Брюс (1736-1794), английский путешественник.- 313.

17 Выпад Гегеля против Шлейермахера.- 320.

18 «Ощущение», «чувство» (греч.). Здесь также полемика с либеральным и романтическим богословием.- 321.

19 См. «Теорию цвета» Гете.- «Избр. философск, произв.». М., 1964, стр. 133- 326.

20 Ср.: «Истинное познание предмета должно быть, напротив, таким, чтобы он сам определял себя из самого себя, а не получал свои предикаты извне. Если прибегать к приему предикатирования, то дух чувствует при этом, что такие предикаты не исчерпывают предмета. Восточные народы, стоящие на этой точке зрения, называют поэтому совершенно правильно бога многоименным, обладающим бесконечным числом имен. Душа не находит удовлетворения ни в одном из конечных определений, и восточное познание состоит поэтому в не знающем покоя отыскивании таких предикатов» («Энциклопедия философских наук», § 28. Т. 1., стр. 136; см. также § 29).- 326.

21 Ср. Платон. Федр, 249 с.: «…душа, никогда не видавшая истины, не примет такого образа, ведь человек должен постигать [ее] в соответствии с идеей, исходящей от многих чувственных восприятий, но сводимой рассудком воедино. А это есть припоминание того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала богу, свысока глядела на то, что мы теперь называем бытием, и поднималась до подлинного бытия» (пер. А. Н, Егунова).333.,

22 Приведем несколько высказываний Фомы Аквинского: «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» («Summa theologica» I a, q 83, а, 1); «Осуждение не есть причина настоящего, то есть вины; но оно - причина богооставленности. Оно есть причина будущего, то есть вечного наказания. Вина же проистекает из свободной воли тех, кто подпадает осуждению и оказывается оставлен благодатью. И так оправдывается речение пророка: «Погибель, твоя, Израиль, из тебя самого»«(там же, 1 а, q 23,3 ad, 2); «Выбор зла не принадлежит к сущности свободной воли, однако следует из свободной воли, поскольку последняя пребывает. в сотворенном существе, способном на падение» («Quaestiones disputatae de veritate» 24, 3 ad 2).-344.

23 Именно с третьей ипостасью христианской троицы, то есть со святым духом, в наибольшей степени связано представление о реальном присутствии бога в мире - в «освященных» вещах, в людях как членах церкви и в церкви как целом. Древняя византийская молитва обращается к святому духу: «Ты, который присутствуешь везде и наполняешь все, сокровище благ и податель жизни, прийди и вселись в нас!» Аналогичные тексты знает и католическая традиция. - 376.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ"

Книги похожие на "ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георг Гегель

Георг Гегель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георг Гегель - ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ"

Отзывы читателей о книге "ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.