Георг Гегель - ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ"
Описание и краткое содержание "ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ" читать бесплатно онлайн.
40 Греческий глагол pocJTTigu) означает и «погружаю», и «крещу». Поэтому слова «научите все народы, крестя их во имя отца и сына и святого духа» (Матф., 28, 19) в принципе можно перевести также «погружая их во имя…» (как бы «вовнутрь имени»). Отсюда возможность игры слов, к которой прибегает Гегель.-167.
40a «Учить» (греч.). См. прим. 40.- 167.
41 «Имя» (греч.). -168.
42 «Во имя пророка» (греч.).- 168.
43 «Крещение», «погружение» (греч.).-168.
44 «Духом божиим изгоняю бесов» (греч.) (Матф., 12, 28).-168.
45 «В духа», «во имя» (греч.).- 168.
46 «Научите, крестя» (греч.). См. прим. 40-169.
46a Ошибочная цитата у Гегеля. Иисус говорит (Иоан., 13,.31): «Ныне прославился сын человеческий, и бог прославился в нем».169.
47 Греческое слово eyaggelion означает «благовестие». Гегель имеет в виду Марк., 16, 15-18: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и те будут здоровы».- 170.
48 См. Матф., 22, 15-22; Марк., 12, 13-17. Иисуса спрашивают, «позволительно ли» платить налоги римскому императору, признавая тем самым верховную власть «язычника» над «народом божьим». Иисус приказывает принести монету и спрашивает, чьи на ней изображение и надпись. Древнеримская монета времен империи - это предмет, связанный с религиозным культом «божественного» императора. Настоящий иудей не должен был бы прикасаться к такой «скверне»; если же он прикоснулся к ней, если он продал чистоту веры за соучастие в материальных благах римского «порядка», ему уже поздно спрашивать, можно ли выплачивать подать. Теперь он обязан отдавать императору его, императора, монету как долг, и единственное, что он еще может сделать,не забывать о своем долге богу. «Возвращайте кесарево кесарю, а божие богу». Таков смысл евангельского изречения о динарии кесаря. -176.
49 См. Матф., 18, 22-27. - 176.
50 Ср. «Позитивность христианской религии» (Гегель. Работы разных лет, т. 1. М., 1970, стр. 114), где речь идет о характере союза учеников Иисуса по отношению к позитивному содержанию религии. -180.
50a Далее первоначально шли слова: «После смерти Иисуса ученики его…» (см. стр. 183).-181.
51 Точнее, деятельность рассудка означает «смерть религии», однако совсем не в том философско-историческом смысле, что «смерть бога». В статье Гегеля 1802 г. «Вера и знание» указывается, что метафизика субъективности, исчерпав свои возможные формы в философии Якоби, Фихте, Канта, «восстанавливает» «во всей истине и жестокости своего безбожия» «абсолютное страдание, или Спекулятивную Пятницу» (Hegel. Werke, Bd. 1. Berlin, 1832, S. 155).-185.
52 «Предсказал» (греч.).- 192.
Фрагмент системы 1800 г.
14 сентября 1800 г. Гегель закончил работу, содержавшую 49 листов. Из них сохранились только два - восьмой и последний. Порусски публикуются впервые. Перевод выполнен по кн.: G. W. Г. Hegel. Werke. Bd. 1. Fruhe Schriften. Frankfurt am Main, 1971.
1 С этих слов начинается первый из двух сохранившихся листов рукописи.-195.
2 По- немецки это звучит так: Den aller Himmel Himmel nicht urnschlop Der liegt nun in Maria Schob. -199.
ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ
Текст «Лекций по философии религии» (Vorlesungen uber die Philosophie der Religion) составлен на основании подготовительных записей Гегеля к курсу и записей его слушателей (среди них - Хеннинг, Михелет, Дройзен). Гегель читал курс четыре раза (в 1821, 1824, 1827, 1831 гг.), каждый раз слегка меняя его содержание и структуру. Впервые «Лекции по философии религии» увидели свет в 1832 г. в составе 11-го и 12-го томов посмертного Собрания сочинений Гегеля, подготовленных Ф. Маргайнеке. В 1840 г. появилось второе, значительно расширенное издание «Лекций», подготовленное Б. Бауэром. В 1925-1929 гг. Г. Лассон в Собрании сочинений Гегеля, выходившем под его редакцией, дал новый вариант текста, обширнее, чем у Бауэра, но и более произвольно составленный. Г. Глокнер в юбилейном издании Гегеля (1928) воспроизвел текст Бауэра. Он же воспроизведен и в последнем немецком издании «Лекций» (1969). На русском языке «Лекции» публикуются впервые. Ряд извлечений из текста был напечатан в книге: Г. В. Ф. Гегель. Эстетика, т. 4-ив журнале «Философские науки», 1974, № 4. Перевод выполнен по кн.: G. W. F. Hegel. Sarntliche Werke, hrsg. von H. Glockner. Bd. 15-16. Stuttgart, 1928 - с учетом последней публикации. - G. W. F. Hegel. Werke. Bd. 16-17. Frankfurt am Main, 1969. Ряд мест редактор настоящего издания сверил с рукописью Б. Бауэра, хранящейся в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма (ф. 171, д. 1). В связи с этим он выражает свою благодарность заведующей секцией архива О. К. Синекиной за оказанную помощь.
Введение в философию религии
1 Построение «Лекций по философии религии» Гегеля таково, что в своем введении он может опереться на общее, как бы присущее всем представление о религии, которое изображается вневременным (ниже: «все народы знают, что именно религиозное сознание есть та сфера, где они обладают истиной»), но при этом вбирает в себя черты религиозности, свойственные 20-м гг. XIX в. (эпохе Реставрации).- 205.
2 Ср.: «Я есмь альфа и омега, начало и конец, первый и последний» (Откр., 22, 13, ср. 1,8).- 206.
2a Здесь переводчик взял в кавычки образное выражение Гегеля.- 206.
3 Психея, здесь - олицетворение человеческой души.- 207.
4 Гегель пользуется специфическим лексиконом эпохи романтизма, будучи чужд его устремлениям.- 207.
5 Гегель имеет в виду вольфианское направление в просветительском богословии, которое выводило существование бога из факта совершенства мироздания всех находящихся в нем творений,212.
6 Ср. выше (т. 1, стр. 185) о рассудке и религии.- 216.
7 Ср. Новый завет (1 Коринф., 2, 6, 7): «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость божий), тайную, сокровенную, которую предназначил бог прежде веков к славе нашей».- 219.
8 В интроспективных течениях немецкой религиозной мысли XVIII в. (в пиетизме и т. д.) понятие «служение богу» углублено до степени некоего внутреннего ритуала индивидуальной души. См. определение в «Философской пропедевтике»; «Богослужение есть определенная занятость мыслей и чувства богом, посредством которой индивид стремится осуществить свое единение с богом и приобрести как сознание этого единения, так и уверенность в нем, Это согласие своей воли с божественной волей индивид должен доказать как умонастроением, так и образом действий в своей действительной жизни» (Гегель. Работы разных лет, т. 2, стр. 78).220.
9 В эпоху Просвещения слово «философ» тяготело к тому, чтобы стать синонимом слов «вольнодумец», «неверующий». Есть и давняя традиция противопоставления религии и философии, ср. знаменитое изречение Тертуллиана (II-III в.); «Что общего у Афин и Иерусалима, у академии и церкви?» («О неправомочности еретиков», 7). -220.
10 Отцы церкви, традиционное название виднейших деятелей и мыслителей христианской церкви II-VIII вв., которые создали се организацию и догматику. Философские занятия в духе античной традиции (платонизма, неоплатонизма и аристотелизма) были особенно характерны для Василия Великого (ок. 330-379), Григория Богослова (329 - ок. 390), Григория Нисского (ок. 335-394), Августина (354-430), Псевдо-Дионисия Ареопагита (V в.), Максима Исповедника (ок. 580-662), Иоанна Дамаскина (ок. 675-ок. 753) -220.
11 Ансельм Кентерберийский (1033-1109)-один из главных представителей ранней схоластики, примкнувший к традиции Августина. Развил так называемое онтологическое доказательство бытия бога, идущее от самого понятия бога. Крайний теологический рационализм Ансельма проявился в его трактате «Почему бог вочеловечился?», где он попытался логически доказать необходимость воплощения бога.- 221.
12 Абеляр Пьер (1079-1142) - знаменитый схоласт, придавший ортодоксальному рационализму Ансельма (по формуле: «Верую, чтобы понимать») еретический поворот (по формуле: «Понимаю, чтобы верить»). Абеляр дал импульс схоластическому искусству спора своим сочинением «Да и нет», сопоставляющим противоположные взгляды различных авторитетов,- 221.
13 Оба приводимые Гегелем обозначения «высшего» связаны с платонической традицией. Термин «идея» - один из центральных терминов самого Платона; у Гегеля он получает особую весомость, Термин «абсолют» был развит схоластами и применен к богу Фомой Аквинским («Сумма теологии», 1, 85, 3), позднее-Николаем Кузанским («О вразумленном неведении», II, 3). Гегель, как никто до него, сближает понятия идеи и абсолюта: «сама идея не должна быть понимаема, как идея чего-то».- 223.
14 «Сущее» (лат.). Вольф дает такую дефиницию абсолюта; «…вещь, которая имеет в себе самой основание своей действительности и такова постольку, что для нее невозможно не быть» («Разумные мысли о боге, мире и душе человека, а также о всех вещах вообще», 1,929). -223.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ"
Книги похожие на "ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Гегель - ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ"
Отзывы читателей о книге "ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ", комментарии и мнения людей о произведении.