Георг Гегель - ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ"
Описание и краткое содержание "ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ" читать бесплатно онлайн.
15 Речь идет о понятийном характере догматики, которая во всех христианских вероисповеданиях выражала себя не без помощи античной философской терминологии («субстанция», «ипостась» и т. п.).-225.
16 Символ веры-в христианском обиходе перечисление основных предметов веры, обычно (но не всегда) имеющее форму молитвы - исповедания и открывающееся словом «верую». Апостольским называется наиболее краткий символ веры, читаемый при крещении у католиков и протестантов (у православных ему соответствует никейско-константинопольский символ веры). «Символические книги» появились в XVI в. у протестантов («Аугсбургское Исповедание» 1530 г. у лютеран, «67 членов пли заключений Цвингли» 1523 г. у цвинглиан, «Женевское соглашение» 1551 г. у реформатов II др.), а в ответ на протестантскую практику-и у католиков («Исповедание веры Тридентского собора» 1563 г. и др.).226.
17 В противоположность католичеству, говорившему о двух «источниках веры», дополняющих друг друга,- «Писании» (то есть Библии) и «Преданий» (то есть нормативной сумме принятых в церкви доктрин и обычаев),- протестантизм выдвинул принцип одного только «Писания» (sola Sciiptnia.).-226.
18 Экзегеза (греч,), истолкование текстов (обычно сакральных).-226.
19 Гегель имеет в виду протестантскую рационалистическую библеистику эпохи Просвещения, возникшую из синтеза просветительского религиозного скепсиса и протестантской установки на отделение «Писания» от «Предания» (см. прим. 17).-226.
20 В позднюю античность и средневековье был разработан аллегорический метод интерпретации Библии, постулировавший рядом с буквальным смыслом текста целую систему символических смыслов: классиками аллегорических истолкований были иудей Филон Александрийский и христиане Ориген, Григорий Нисский, ПсевдоДионисий Ареопагит, Амвросий Медиоланский, Бернард Клервосский, Ришар де Сен-Виктор и др.- 227.
21 Слова Гегеля тем более справедливы, что целые эпохи в истории теологизирующей мысли использовали библейскую экзегезу в качестве универсальной формы рассуждения.- 227.
22 Согласно изречению, популярному в кругах средневековых схоластов, «auctoritas nasum cereum habet» («авторитет имеет восковой нос», то есть нос, который можно повернуть в любую сторону).-227.
23- 24 речь идет о теориях в духе деизма и так называемой «естественной религии», выдвигавшихся против традиционного библейского представления о личном боге.-227, 228.
25 Имеется в виду догмат, согласно которому единая божественная сущность есть внутри себя личностное отношение трех «ипостасей», или «лиц», - Отца (безначального первоначала). Сына (логоса, то есть абсолютного смысла) и св. духа («животворящего» начала жизненной динамики). В западной (католической и протестантской) теологии со времен Августина распространены аналогии между троичностью божества и структурой внутренней жизни человеческого духа. По мысли Гегеля, догмат триединства, вносящий в сверхкачественную негативность абсолюта позитивно-личностное наполнение, полагающий внутри абсолюта субъективнообъективную противопоставленность (через отношение первых двух ипостасей) и снимающий ее (через присутствие третьей ипостаси), есть необходимость для разума. Поэтому понятна симпатия Гегеля к теологическому интеллектуализму Ансельма Кентерберийского и Абеляра (см. прим. 11 и 12).-228.
26 Имеется в виду враждебность теологов-библеистов духу идеалистической спекуляции. Эта враждебность объединяла два контрастирующих направления: рационалистско-скептическое (см. прим. 19) и пиетистско-мистическое. Первое противопоставляло «простую» мораль евангелия умозрительным системам; второе же стремилось унизить перед лицом текста Библии человеческий разум, особенно разум теологизирующий, то есть стремящийся проникнуть в тайны божества посредством умозрительных штудий. 229.
27 Такого рода утверждения не чужды ортодоксальной традиции христианства. Ср. слова Фомы Аквинского: «Необходимо, чтобы бог пребывал во всем, и притом самым тесным образом» (Summa theol. I, q. 13, a. II). У Августина сказано: «Я не был бы, я совершенно не мог бы быть, если бы ты не пребывал во мне!» (Confessioiies, 1,2,3).- 230.
28 Полемикой против отделения религии от философии и веры от познания Гегель был занят всю жизнь; в 20-х гг. эта полемика направлялась против выдающегося теолога-протестанта, коллеги Гегеля по Берлинскому университету, Ф. Д. Шлейермахера (см. Гегель. Работы разных лет, т. 2, стр. 398). Шлейермахер говорил, что Гегель обвиняет его в «диком неведении о боге» («Hegel in Berichten seiner Zeitgenosseii». Hrsg. von G. Nicolin. Berlin, 1971, S. 243,258).- 232.
29 «Беспечны по отношению к богам» (лат.).-232.
30 Матф., 5, 48: «Итак, будьте совершенны, как совершенен отец ваш небесный».- 233.
31 Гегель имеет в виду либерально-рационалистическое направление протестантской теологии, переводившее догматы христианской веры с их онтологическим содержанием на язык психологизма и морализма (ср. прим. 19).- 234.
32 В первую очередь это замечание относится к тогдашнему протестантизму. Следует уточнить, что Гегель не говорит о замене прежних догматов новыми, но о том, что прежние догматы утратили свою значительность, а никаких новых не появилось (см. прим. 33- 35).- 234.
33 Традиционная христианская догматика исходила из того, что Иисус Христос, предложив себя в искупительную жертву за грехи людей, реализовал объективное, мистически-реальное дело «посредничества» между богом и людьми, «примирения» бога и людей, благодаря чему людям была дана возможность объективного «спасения». Либеральная теология удержала слова «посредничество», «примирение» и «спасение», но истолковала их как аллегории, метафоры морального «учительства» и субъективнопсихологических состояний «этической гармонии» и «примирения со своей совестью». Надо сказать, что молодой Гегель и сам был не чужд подобной интерпретации (см. выше, прим. 28 к стр. 77).-234.
34 Это предложение звучит как цитата из ранних теологических работ самого Гегеля. В более широком смысле такая моралистическая трактовка Христа характерна для протестантского богословия Германии конца XVIII в» например для И. Г. Гердера, причем параллели между моральным типом Христа и моральным типом Сократа были действительно нередки и при таком моралистическом подходе напрашивались сами собой. Известный паралле-лизм Христа и Сократа остался и у зрелого Гегеля (Сократ как «главный поворотный пункт духа в себе самом» в гелевской «Истории философии»).- 234.
35 То есть главнейшие догматы христианства, которые для протестантской теологии конца XVIII в. потеряли всякий смысл, так что прав был Фихте, когда в период так называемого «спора об атеизме» иронически заметил о Гердере, что «опубликованные философемы этого генерал-суперинтенданта сходны с атеизмом, как две капли воды» (письмо А. Г. Фойгту от 22 марта 1799 т.).-235.
36 Уже у Платона намечается учение о трех духовных первоначалах («единое», «ум», «душа»); оно было обстоятельно разработано неоплатониками и положено в основу их философско-мистической системы. Параллель между неоплатонической триадой и христианской троицей неоднократно отмечалась рацоналистическими критиками христианства в XVIII в. Так, Эд. Гиббон кончает XT II главу первой части своей «Истории упадка к разрушения Римской империи» эпиграмматической фразой: «Неоплатоники едва ли имеют право на то, чтобы им уделяли какое-либо место в истории человеческих знаний, но в истории церкви о них придется упоминать очень часто». Однако надо отметить два важных различия. Триада неоплатоников состоит из безличных начал. Троица христианской догматики представляет между тем отношение личностей («лиц», или «ипостасей», ср. прим. 25 к стр. 228). Далее, триада неоплатоников построена по субординационному принципу («единое» выше «ума» и «ум» выше «души»), между тем как все три «ипостаси» христианской троицы принципиально равны.
37 См. выше, прим. 10.- 235.
38 «Неизрекаемыми» (греч.).-235.
39 Вероятно, это выпад против Шлейермахера. Такая характеристика хорошо подходит к ранним работам этого теолога, например к его «Речам о религии» (1799), о которых Гегель писал в 1802 г.- 236.
40 Точка зрения Ф. Г. Якоби, с которым Гегель полемизировал всю жизнь. - 238.
41 Имеется в виду точка зрения Якоби, который в одном из своих центральных сочинений писал: «…коль скоро все философское познание, совершаясь согласно закону основания, то есть опосредствования, не может не быть лишь опосредствованным познанием, то понятно, почему мы не можем достигнуть философского познания ни высшего существа, ни нашей собственной личности и свободы» (F. В. lacobi. Ueber die Lehre bes Spinoza in Briefen an den Hei-rn Moses Mendelssohn. [2. Aufl.]. Breslau, 1789. S. XXII).239.
42 Таков взгляд Шлейермахера.- 240.
43 Гегель использует взгляды своих философских противников для доказательства истинности собственных идей, ибо «истина такая сила, что она присутствует и в ложном» (наст. изд., т. 2, стр. 435) -240.
44 Лютер, как и другие реформаторы, стремился основывать веру на «Писании», очистив ее от искажающих элементов «Предания». чтобы вернуть к нравственной чистоте первоначального христианства. Параллель между Реформацией и «редукцией» веры в направлении непосредственного познания возникает у Гегеля случайно.- 241.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ"
Книги похожие на "ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Гегель - ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ"
Отзывы читателей о книге "ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ", комментарии и мнения людей о произведении.