П. Смирнов - Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации"
Описание и краткое содержание "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации" читать бесплатно онлайн.
Их асы по праву считались лучшими в мире.
Их истребители господствовали над полем боя.
Их бомбардировщики стирали с лица земли целые города.
А легендарные «штуки» наводили ужас на вражеские войска.
Военно-воздушные силы Третьего Рейха — прославленные Люфтваффе — были такой же важной составляющей блицкрига, как и танковые войска. Громкие победы Вермахта были бы в принципе невозможны без авиационной поддержки и воздушного прикрытия.
До сих пор военные эксперты пытаются понять, каким образом стране, которой после Первой мировой войны было запрещено иметь боевую авиацию, удалось не только в кратчайшие сроки построить современные и эффективные ВВС, но и долгие годы удерживать господство в воздухе, несмотря на подавляющее численное превосходство противника.
Эта книга, изданная британским Воздушным министерством в 1948 году, буквально «по горячим следам» только что закончившейся войны, была первой попыткой осмыслить ее боевой опыт. Это — подробный и в высшей степени компетентный анализ истории, организации и боевых операций Люфтваффе на всех фронтах — Восточном, Западном, Средиземноморском и Африканском. Это — увлекательный рассказ о стремительном взлете и катастрофичном падении военно-воздушных сил Третьего Рейха.
Между тем в материковой части Италии ускоренными темпами велось строительство аэродромов для размещения переформированных частей. Немцы прекрасно понимали, что у них не будет такой передышки, как после завершения боевых действий в Северной Африке, и приготовления к обороне материковой Италии не могли быть отложены до завершения боев на Сицилии. Тем не менее тяжелые потери, понесенные на Сицилии, восполнить было невозможно, и когда после трехнедельной паузы войска союзников 3 сентября переправились через Мессинский пролив и высадились в Реджо, численность сил люфтваффе на Средиземном море упала с максимального уровня 1250 машин в начале июля до 880 самолетов — самого низкого уровня после потери Туниса в середине мая. Это сокращение численности, ознаменовавшее собой конец попыток люфтваффе оспорить воздушное превосходство союзников на Средиземноморье, отчасти было вызвано необычайно высоким уровнем потерь на Сицилии, однако к этому времени начал сказываться и другой фактор. В течение августа со средиземноморского ТВД были отозваны части общей штатной численностью 210 машин, и все они, кроме одной, были переброшены на Западный фронт. Средиземноморье окончательно и бесповоротно утратило первоочередное значение.
Высадка союзников в Италии
(3 сентября — 1 октября 1943 года)
Учитывая то, что люфтваффе располагали лишь примерно 625 самолетами во всем Западном и Центральном Средиземноморье, включая юг Франции, Сардинию и Корсику, а также Италию, о мощном отпоре высадке союзников на «носке» Италии не могло идти и речи. Во всей Центральной и Южной Италии насчитывалось около 120 одномоторных истребителей и 50 истребителей-бомбардировщиков, а несколько плохо подготовленных аэродромов в Калабрии, подвергавшихся налетам авиации союзников, не позволяли разместить там достаточно большие силы непосредственной поддержки наземных войск. Таким образом, 3 сентября, в день высадки союзников в Реджо, было совершено всего лишь около 110 самолето-вылетов истребителей и 40 самолето-вылетов истребителей-бомбардировщиков, причем последние действовали в районе высадки, а часть истребителей была выделена для их сопровождения; остальные вели патрулирование над немецкими аэродромами. Дальние бомбардировщики, сосредоточенные теперь в районе Фоджи, для ударов по высаживавшимся войскам не использовались вовсе. Вместо этого в ночь со 2 на 3 сентября примерно 35 самолетов атаковали конвой у североафриканского побережья, а в ночь с 6 на 7 сентября еще более мощный, но неэффективный налет был совершен группой из 80 бомбардировщиков на Бизерту. Такое использование бомбардировочной авиации в сочетании со слабой реакцией на высадку союзников в Калабрии указывало на то, что немцы ожидали более серьезной угрозы, чем вторжение союзников на оконечность Апеннинского полуострова. Эти предположения подтвердила энергичная и незамедлительная реакция на прибытие союзного флота вторжения в залив Салерно.
Плацдарм в СалерноНет никаких сомнений в том, что немецкая авиация приложила все силы для ликвидации плацдарма союзников в районе Салерно. На протяжении десяти дней авиация непосредственной поддержки наземных войск совершала в среднем по два вылета на одну машину, начав приблизительно со 170 вылетов 8 сентября и достигнув максимальной интенсивности действий к 13 числу того же месяца при поддержке немецкого контрнаступления, создавшего серьезную угрозу для плацдарма. Истребители-бомбардировщики ФВ-190, эффективно действовавшие против судов и высадочных средств, поддерживали Ме-109, вооруженные пусковыми установками 210-мм реактивных минометов. Однако наиболее существенным было возобновление действий дальней бомбардировочной авиации. В ночь с 8 на 9 сентября было совершено около 155 самолето-вылетов бомбардировщиков и торпедоносцев. Еще 100 вылетов было совершено в ночь с 10 на 11 сентября. Подобной активности не наблюдалось со времени операций против Мальты в марте 1942 года. Кроме того, в ходе дневных налетов специально оборудованных До-217 немцы успешно применяли два новых вида вооружений: радиоуправляемые и планирующие бомбы. В среднем удавалось добиться одного попадания управляемыми бомбами типа FX или Хш-293 на 15 самолето-вылетов.
Высокую активность действий можно было обеспечить лишь за счет ослабления Южного фронта, где союзная 8-я армия могла вести наступление практически без противодействия со стороны люфтваффе. Ее быстрое продвижение форсированными маршами вскоре позволило ликвидировать угрозу плацдарму под Салерно. После 17 сентября приближение сухопутных войск союзников к аэродромам в Фодже, эвакуацию которых немцам удалось завершить к 25 сентября, быстро вынудило люфтваффе прекратить действия в районе Салерно. К 21 сентября все уцелевшие истребители и истребители-бомбардировщики были отведены к Риму и Витербо и, действуя на пределе дальности, не могли оказать существенной поддержки войскам. Более того, половина сил была отведена на север, в район Пизы, чтобы прикрыть эвакуацию войск с Сардинии и Корсики, ставшую непосредственным результатом высадки в Салерно и капитуляции Италии. Заняв 1 октября Неаполь, союзники упрочили свое положение в Южной Италии, поскольку гавань Неаполя позволяла наладить снабжение. С захватом же аэродромов в районе Фоджи бомбардировочная авиация союзников получила наконец хорошую базу на континенте и смогла угрожать Германии с юга.
Последствия разгрома в ИталииНеудачная попытка немцев ликвидировать плацдарм в Салерно ознаменовала завершение очередного этапа войны на Средиземном море. Немцам не удалось справиться с основной задачей, и неудача эта вылилась в прекращение сопротивления итальянцев (малоценного с военной точки зрения, но весьма значительного с политической). Союзники надежно закрепились в Италии, однако немцы, в свою очередь, обладали сильными естественными оборонительными рубежами между Неаполем и Римом. Поэтому быстрое продвижение союзников путем фронтального наступления представлялось маловероятным, а необходимость сохранения немцами в Италии сильной группировки авиации непосредственной поддержки войск — низкой. Кроме того, Германия теперь была уязвима для бомбовых ударов с итальянских аэродромов, что послужило еще одним основанием для усиления истребительной авиации ПВО Рейха за счет Итальянского фронта, где сложный характер местности позволял организовать достаточно надежную оборону и без активных действий люфтваффе.
Ко всему прочему капитуляция Италии создала острую ситуацию в Восточном Средиземноморье. Положение немцев на Балканах, на Ионических островах и в Эгейском море резко ухудшилось в результате перехода на сторону противника итальянских гарнизонов многочисленных островов, представлявших стратегическую и тактическую важность для обороны на восточном театре, и немцы столкнулись с угрозой немедленного захвата союзниками ключевых островов, опираясь на которые можно было организовать удар по материковой части Балкан. Поэтому после неудачной попытки ликвидировать англо-американский плацдарм в Салерно немцы утратили интерес к Италии. После оккупации союзниками Неаполя наступил период позиционных боев, а с середины октября сезонное ухудшение погоды еще больше ограничило действия авиации. Италия стала второстепенным театром воздушной войны, а основное внимание на Средиземном море немцы уделяли восстановлению пошатнувшихся позиций на Ионических и Додеканесских островах — передовых позициях своего бастиона на Балканах.
Операции немецкой авиации в Восточном Средиземноморье
(21 сентября — 17 ноября 1943 года)
Реакция немцев на угрозу в Восточном Средиземноморье была систематической, энергичной и эффективной. Они обладали лишь небольшими силами авиации, но сумели воспользоваться неизбежной задержкой в передислокации авиации союзников в Апулию и тем, что интересовавшие немцев районы в основном лежали далеко за пределами эффективного радиуса действия истребителей противника. Действуя практически беспрепятственно, люфтваффе оказали неоценимую помощь в захвате основных стратегически важных пунктов. В период между капитуляцией Италии (8 сентября) и 3 октября в восточную часть Средиземного моря были дополнительно переброшены 110 самолетов, в том числе дальние бомбардировщики с Западного и Восточного фронтов, одномоторные истребители из Австрии и самолеты поддержки наземных войск с Востока. В результате общая численность люфтваффе в этом районе выросла с 235 до 345 самолетов первой линии и стабилизировалась на этом уровне.
Первой целью немцев стал остров Кефалиния, закрывавший вход в Коринфский залив. Остров подвергся нападению 21 сентября при сильной поддержке авиации, которую обеспечивали в основном Ю-87, совершившие с баз на северо-западе Греции (благодаря полному отсутствию в воздухе истребителей союзников) около 120 вылетов, что составляло около 3 вылетов на одну машину. Аналогичную роль Ю-87 сыграли в уничтожении позиций береговой артиллерии при захвате Корфу (главной крепости на восточном побережье пролива Отранто), незамедлительно последовавшем 24 сентября. На следующий день внимание пикирующих бомбардировщиков переключилось на важнейший порт восточного побережья Адриатики — Сплит. После бомбардировки артиллерийских позиций город был легко взят штурмом. Таким образом, систематическое и энергичное применение немногочисленной авиационной группировки позволило немцам менее чем за неделю восстановить позиции на восточном побережье Адриатического моря, обеспечить маршрут снабжения через Адриатику в Грецию и на острова Эгейского моря и предотвратить казавшуюся неминуемой после занятия союзниками Апулии угрозу высадки на Балканах через пролив Отранто.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации"
Книги похожие на "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "П. Смирнов - Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации"
Отзывы читателей о книге "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации", комментарии и мнения людей о произведении.