П. Смирнов - Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации"
Описание и краткое содержание "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации" читать бесплатно онлайн.
Их асы по праву считались лучшими в мире.
Их истребители господствовали над полем боя.
Их бомбардировщики стирали с лица земли целые города.
А легендарные «штуки» наводили ужас на вражеские войска.
Военно-воздушные силы Третьего Рейха — прославленные Люфтваффе — были такой же важной составляющей блицкрига, как и танковые войска. Громкие победы Вермахта были бы в принципе невозможны без авиационной поддержки и воздушного прикрытия.
До сих пор военные эксперты пытаются понять, каким образом стране, которой после Первой мировой войны было запрещено иметь боевую авиацию, удалось не только в кратчайшие сроки построить современные и эффективные ВВС, но и долгие годы удерживать господство в воздухе, несмотря на подавляющее численное превосходство противника.
Эта книга, изданная британским Воздушным министерством в 1948 году, буквально «по горячим следам» только что закончившейся войны, была первой попыткой осмыслить ее боевой опыт. Это — подробный и в высшей степени компетентный анализ истории, организации и боевых операций Люфтваффе на всех фронтах — Восточном, Западном, Средиземноморском и Африканском. Это — увлекательный рассказ о стремительном взлете и катастрофичном падении военно-воздушных сил Третьего Рейха.
* Без учета 60 одномоторных истребителей в Румынии и Болгарии.
** Без учета 35 ночных истребителей в Болгарии и Румынии.
Возобновление действий на плацдарме в АнциоТак складывалась ситуация на 21 января 1944 года, когда вопреки ожиданиям немцев командование союзников решило склонить чашу весов на Итальянском фронте в свою пользу, высадив крупный морской десант в тылу немецких позиций. После сложностей, с которыми союзники столкнулись под Салерно, едва ли можно сомневаться в том, что немцы не ожидали повторения подобной операции в зимние месяцы, а в результате слабости немецкой воздушной разведки, выродившейся в обычную разведку погоды и патрулирование над морем по постоянным маршрутам, при высадке в Анцио союзникам удалось добиться полной внезапности. Со времени высадки десанта в Салерно численность люфтваффе на Средиземном море сократилась почти на 200 самолетов. Вследствие отвода дальних бомбардировщиков из Северной Италии, слабости истребительно-бомбардировочных частей и необходимости выделять значительную часть истребителей для выполнения оборонительных задач на севере Италии (где немецким коммуникациям в результате непрерывных бомбардировок наносился огромный ущерб) люфтваффе в Италии, располагающие лишь минимальными силами для организации обороны, оказались совершенно не готовы противодействовать крупной операции.
Реакция люфтваффе на серьезную стратегическую угрозу была как всегда стремительной и энергичной. В период с 23 января по 3 февраля в Италию с северо-запада Германии, из Франции и Греции было переброшено около 140 дальних бомбардировщиков, включая самолеты, которые еще в ночь с 21 на 22 января участвовали в налете на Лондон. Одновременно противокорабельная авиация на юге Франции, которая могла действовать против кораблей и судов союзников у плацдарма в Анцио с передовых аэродромов в Италии, получила дополнительно 50–60 До-217 и Хе-177, вооруженных радиоуправляемыми планирующими бомбами. В то же время силы непосредственной поддержки наземных войск в Италии никаких подкреплений на начальном этапе не получили.
К 23 февраля около 50 одномоторных истребителей из Северной Италии были переведены поближе к району боевых действий, однако подкрепления с других фронтов начали прибывать лишь в конце декабря. Так, с Западного фронта прибыли 40 одномоторных истребителей, предназначенных для поддержки третьего контрудара немецких войск. Численность истребителей-бомбардировщиков так и не превысила 30–35 исправных машин, и отсутствие подкреплений для них стало одной из отличительных особенностей сражения под Анцио. Тем не менее общий рост численности к 1 марта 1944 года был весьма значителен — почти на 35 % по сравнению с численностью к моменту высадки союзников. На пике численности люфтваффе располагали на Средиземном море 750–775 самолетами, из которых 600 находились в Центральном Средиземноморье, а около 475 могли непосредственно участвовать в боевых действиях в районе Анцио.
Операции против плацдарма в Анцио можно разделить на четыре этапа. На первом этапе, пока немцы не опомнились и не стянули к плацдарму наземные части, основной реакцией с их стороны были удары дальних бомбардировщиков по конвоям союзников с целью задержать накопление сил на плацдарме. Основная тяжесть этих операций выпала на долю торпедоносцев и бомбардировщиков с планирующими бомбами, совершивших в общей сложности более двадцати налетов на корабли и суда в районе Анцио, причем на начальном этапе, в ночи с 23 на 24 и с 24 на 25 января, было совершено 150 самолето-вылетов. Однако не имея возможности действовать в светлое время суток из-за сильного противодействия истребителей союзников, эти части действовали менее эффективно, чем в Салерно, и поскольку за время, прошедшее между этими операциями, была потеряна значительная часть опытных экипажей, отношение числа попаданий в цель и рядом с целью к числу совершенных вылетов резко упало. Более того, они не смогли поддерживать активность действий на первоначальном уровне. Таким образом, первый контрудар, нанесенный немецкими войсками 3 февраля, не получил должной поддержки с воздуха. За период с 3 по 15 февраля было совершено семь налетов на суда союзников в районе Анцио, однако максимальное число самолето-вылетов за ночь составляло всего лишь 50, из которых 20 были совершены бомбардировщиками До-217 и Хе-177, вооруженными радиоуправляемыми планирующими бомбами Хш-293. Части, летавшие на Ю-88, которые теперь были сосредоточены в Северной Италии, оказались способны лишь на несколько мелких беспокоящих налетов (в основном по наземным целям) группами не более 10–15 машин. Дневные налеты на суда силами истребителей-бомбардировщиков оказались еще менее эффективны. Если не считать успешного налета 24 января на три госпитальных судна союзников (из которых два были повреждены, а третье — потоплено), от действий истребителей-бомбардировщиков за период с 23 января по 15 февраля союзники потеряли лишь один десантный катер сожженным и еще два — поврежденными.
Первое немецкое контрнаступление началось 3 февраля в условиях плохой погоды (вероятно, такое решение было принято намеренно с тем, чтобы свести к минимуму превосходство союзников в воздухе), и поэтому поддержка люфтваффе была незначительна. Плохо подготовленные аэродромы частей непосредственной поддержки наземных войск в большинстве случаев были в состоянии, непригодном для полетов. Когда 16 февраля контрнаступление возобновилось, погодные условия улучшились и, поскольку все имевшиеся в наличии силы были сосредоточены под Анцио в ущерб операциям в Северной Италии и поддержке армий, сражавшихся на юге под Монте-Кассино, интенсивность действий истребителей и истребителей-бомбардировщиков достигла максимума. Совершив по пять вылетов на каждый исправный самолет 16 февраля и по четыре вылета на каждый исправный самолет 17 февраля, немногочисленная группа из 20–25 исправных ФВ-190 совершила за два дня 160–170 вылетов. За это же время одномоторные истребители совершили около 300–350 самолето-вылетов на сопровождение и патрулирование. Однако в условиях подавляющего воздушного превосходства союзников (17 февраля союзная авиация совершила более 1700 самолето-вылетов) активность действий не могла долго оставаться на таком уровне, и после 18 февраля действия люфтваффе быстро утратили агрессивность и напор. Третий контрудар немцев, начавшийся 29 февраля, уже не мог получить такой поддержки с воздуха. Это контрнаступление велось в плохих погодных условиях без учета возможностей люфтваффе, поскольку немцы понимали, что дальнейшее промедление приведет к изменению соотношения наземных сил не в их пользу. Как следствие, активность авиации была ничтожной: истребители и истребители-бомбардировщики совершили за четыре дня (с 1 по 4 марта) всего 120 самолето-вылетов для непосредственной поддержки войск, а дальние бомбардировщики произвели лишь два налета (да и то малыми силами). Однако уже 1 марта Кессельринг понял, что уничтожить плацдарм без привлечения еще двух свежих и опытных дивизий невозможно, и, поскольку этих дивизий в его распоряжении не было, решил перейти к обороне, чтобы не допустить прорыва союзников в направлении Рима.
Несмотря на неудачу попыток уничтожить плацдарм в Анцио, энергичными действиями наземных и воздушных сил немцы сумели ликвидировать стратегическую угрозу десанта союзников и, воспользовавшись неспособностью командования союзников развить первоначальный успех, без труда связали силы противника боями на небольшом участке, который вместо того, чтобы создать угрозу позициям немцев на юге, стал весьма беспокойным и обременительным для союзников. Три немецких контрудара, вынудившие союзников перейти к обороне, позволили стабилизировать положение, и для союзников эту операцию следует считать неудачной. Вместо активизации действий на Итальянском фронте с начала марта стороны вновь вернулись к позиционному тупику, и союзники вынуждены были предпринимать сложные и малопродуктивные фронтальные атаки на Монте-Кассино. Таким образом, немцам удалось вернуться к чисто оборонительной стратегии прошедшей зимы, радикально понизив интенсивность воздушной поддержки и вновь получив возможность отозвать из Италии излишек сил люфтваффе для действий на других фронтах.
Около 60 Ю-88, переброшенных в Северную Италию после высадки в Анцио, вернулись на северо-запад Германии, а 40 одномоторных истребителей были направлены из Центральной Италии на Балканы, над которыми нависла угроза ударов англо-американских бомбардировщиков, базировавшихся в Фодже. Была предпринята попытка усилить ПВО в Италии за счет организации небольших военно-воздушных сил Итальянской Фашистской Республики (Республики Сало) под немецким командованием, однако этот план не увенчался успехом, и в апреле 1944 года активность истребительной авиации упала даже ниже того уровня, который был достигнут на более ранних этапах кампании в Италии. В район боев были переброшены несколько ночных бомбардировщиков (итальянских Cr-42 с немецкими экипажами и Ю-87) для замены дальней бомбардировочной авиации, активность которой упала практически до нуля, однако их нерегулярные действия в ночное время в прифронтовой полосе были слишком малозначительны, чтобы добиться хоть каких-то результатов. Как следствие, даже после возобновления 5-й и 8-й армиями союзников наступления 11 мая и форсирования ими рек Рапидо и Гарильяно немецкая авиация не предприняла серьезных усилий для активизации своих действий и еще до занятия союзниками Рима 4 июня практически перестала участвовать в боях.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации"
Книги похожие на "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "П. Смирнов - Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации"
Отзывы читателей о книге "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации", комментарии и мнения людей о произведении.