Интернет-издание Вэб-Центра «Омега» Москва 2000 - Православная педагогика. Сборник статей. Выпуски 1-3
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Православная педагогика. Сборник статей. Выпуски 1-3"
Описание и краткое содержание "Православная педагогика. Сборник статей. Выпуски 1-3" читать бесплатно онлайн.
Рекомендовано к чтению Центром духовного развития молодежи при Даниловом монастыре г. Москвы
© Интернет-издание Вэб-Центра «Омега» Москва — 2000
Одно из направлений нашей катехизической службы — педагогическая деятельность в высших учебных заведениях, непосредственный контакт со студентами, вчерашними детьми. Мы преподаем в МГУ, в МФТИ, в Институте электронной техники и Военном университете. Так что спектр нашей работы в этой области достаточно широкий — это и гуманитарная часть будущей интеллигенции, и техническая, и военные.
Дом ребенка
Уже много лет, с конца 80-х годов, монастырь окормляет Дом ребенка № 17. Это детское учреждение Министерства здравоохранения, в котором живут маленькие человечки с момента своего рождения до пяти или шести лет — то есть до того возраста, когда их можно передать в какой-либо интернат или детский дом. А теперь появилась и практика усыновления детей.
Каково скорбное, наполняющее душу болью «население» Дома ребенка? Там есть отказнички, от которых отказываются их мамы, часто в силу того, что их дети родились с какими-то дефектами. Есть и нормальные, здоровые малыши, которых мамы просто не хотят воспитывать. Находятся там и дети с отклонениями, от которых родители, слава Богу, не отказались, навещают, заботятся — но так как в домашних условиях нет возможности их лечить, то они и попали в Дом ребенка.
Большинство из этих маленьких людей, только что родившись, испытали самое страшное для человека — одиночество. Нельзя сказать, что ребенок, поскольку он маленький, не понимает, что с ним произошло. Нет, он понимает, и этому есть множество свидетельств. Например, то, как дети тянутся к протянутой руке, как реагируют на подходящего человека, как отвечают на ласку. Берешь такого ребенка на руки, и чувствуешь, как он, до того напряженный (именно напряжением всех мышц часто характеризуются их болезни), весь расслабляется.
Помню такой случай. В храме в честь Жен Мироносиц, устроенном в доме ребенка, регулярно, каждую неделю совершается богослужение. Рядом с храмом находится спальня детей-инвалидов. Однажды шло богослужение, а я исповедовал. Вокруг меня стоят кроватки с детками, на одной из них мальчик с болезнью легких, синий, напряженный. Идет богослужение. На лице малыша — страдание. Но как только он слышит «Господи, помилуй» — улыбается. Прекращают пение, он вновь впадает в свое обычное состояние. Небольшая пауза, снова поют «Господи помилуй», и он опять улыбается. Я подумал: «Мало ли, возможно, тут нет никакой связи?» Но понаблюдал в течение некоторого времени и убедился, что улыбка связана с пением. Я видел, что он глазками что-то ищет на потолке. Кто знает, что происходило: ангел ли ему являлся, или что другое было?..
Еще случай с младенцем. Детская больница, реанимация. Нужно было причастить одного младенчика с тяжелым заболеванием — ДЦП. У него были расслаблены все члены, он постоянно непроизвольно двигал руками, головой… Стали причащать. Очень осторожно, так как он весь дергался, я поднес лжицу с Кровью Господней — и тут он весь распрямился, затих, стал таким красивым… Он причастился, дали ему водички запить — и вновь вернулось его обычное состояние. Но на какое-то мгновение он пришел в себя — чтобы причаститься.
Почему возникла необходимость в создании храма в Доме ребенка? Потому что дети нуждаются в церковном окормлении. В этом храме совершается Литургия, служатся молебны, отпевания, панихиды. К сожалению, больные дети периодически умирают и становятся нашими ангелами-хранителями, предстателями, молитвенниками перед Богом. Когда совершаешь отпевание, нет скорби, нет уныния — есть спокойствие. Не могу сказать: «радость» — все-таки смерть ребенка трудно принять, но на душе покойно; и всегда на отпевании хочется петь пасхальные стихиры, что мы, кстати, и делаем, нарушая, может быть, Устав.
В этом же храме происходит крещение младенцев. Восприемниками становятся сотрудники. Естественно, что сотрудники, которые трудятся не покладая рук и пытаются, хотя это практически невозможно, заменить детям родителей, тоже входят в круг наших подопечных. С ними занимаются наши катехизаторы.
Дети, оставленные родителями, особенно нуждаются во внимании, тепле, любви. Особенно в любви. Любая болезнь может врачеваться любовью. Есть замечательные примеры тому, особенно из военной медицинской практики, когда не лекарства, которых всегда не хватало, а руки, голос, слова сестер милосердия облегчали страдания наших воинов и залечивали их раны. И взрослым, и детям — всем нужна любовь.
Мы часто забываем о том, что человеческое общение происходит не столько на внешнем уровне, сколько на духовном. Прежде всего люди общаются душами. И у ребенка, этого маленького человечка, есть душа, которая также требует внимания. Мне хочется, чтобы это было услышано. Наступило страшное время — время равнодушия, цинизма. Мы перестали сочувствовать, жалеть, откликаться на человеческую боль. Дети брошены — и мы равнодушно проходим мимо. Мы привыкли к страданиям ближних, даже страданиям детей. Жестокость, жестокосердие пронизывает все наше общество. Дефицит любви испытывают на себе не только дети в домах ребенка, но и многие, живущие в так называемых благополучных семьях, — они тоже часто лишены подлинного родительского внимания…
«Трудные» дети
Наши равнодушие и черствость, ожесточение сердца порождают бедствие, которое приняло уже катастрофические размеры: дети уходят из дома на улицу, становятся ничьими. Так появляется новая страшная реальность — детская преступность, детская наркомания, детская проституция, детский алкоголизм, и прочие беды с приставкой «детские». Все это прочно входит в нашу жизнь и уже почти стало «нормой».
О «правонарушениях среди несовершеннолетних», как называется теперь эта беда официально, говорится достаточно много. Но те, у кого дома пока — до времени! — благополучно, эти проблемы воспринимают отвлеченно: они не касаются именно их жизни. «Да, такие дети есть, да, их много, это нехорошо. Но все это где-то там, не у нас, не в наших семьях».
Однако мы не заметили, что эта беда достигла уже и «благополучных» домов. И если на улицах, на чердаках и в подворотнях, куда мы выгнали своих детей, она заявляет о себе открыто, то в наших домах притаилась и лишь ждет своего часа. Если человек живет без Бога, то ему нечего терять; если заповедь добра лишь отвлеченный принцип, то достаточно любого толчка, любого соблазна, чтобы «переступить» — «если Бога нет, то все позволено». Всегда, во все времена уровень преступности свидетельствовал об уровне духовной жизни общества, об отношении человека к Богу, к миру и к своим ближним. Тем более уровень детской преступности.
Преступники не дети, а мы, взрослые. На нас лежит ответственность за все, что происходит с детьми. Человек познается в детях своих (Сир. 11, 28). Дети, отвергнутые нами, дети, которые не испытали, что такое добро, а потому не умеют отличить зло, свидетельствуют о нас, взрослых.
Настало время вернуть им то добро, которого когда-то их лишили. Мы обязаны открыть их сердца навстречу чистоте, правде, святости. Рассказать о Христе и о Его любви к ним, показать Церковь Христову, которая никогда не отвернется от них и всегда примет как своих любимых чад.
ЦВИНП
(Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей)
На нескольких островках наша обитель опекает «трудных» детей. Один из них — Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей — ЦВИНП, или детприемник. Здесь находятся в основном дети, оказавшиеся ненужными своим родителям. Их подбирает милиция и привозит в Центр для того, чтобы определить, что это за ребенок, откуда он, и отправить на место — либо домой, по месту прописки, либо в специнтернат или спецшколу. С 1931 по 1983 год Центр находился в стенах Даниловской обители, а после того как монастырь возвратили Церкви, переехал на Алтуфьевское шоссе, в Отрадное. Сейчас с этим Центром у нас самые теплые отношения.
В детприемнике существует храм во имя преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, действует воскресная школа. Работа идет. Она невидима, ее нельзя внести в отчеты, потому что общение, которое происходит там с детьми — священников и катехизаторов из Данилова монастыря, сестер Дмитровского сестричества, — в строку отчета укладывается очень кратко. Но здесь как раз и решаются проблемы возвращения детям внимания, доверия, любви, уважения их человеческого достоинства.
В приемнике дети находятся всего лишь месяц, многого не сделать за это время. Но возможно заронить в душу ребенка доброе семя. Здесь он, часто впервые в жизни, слышит весть о Христе Спасителе, узнает что-то о Церкви, попадает в обстановку храма, небольшого, но уютного, в первый раз исповедуется, и, если возможно, подойдет к Чаше. Все это не пройдет для него бесследно.
Совершается в Приемнике и Таинство Крещения. Если ребенок считает себя не готовым, не хочет креститься, то мы не настаиваем. Та же ситуация и на исповеди; и к Чаше мы допускаем только по желанию. Конечно, требования соответствуют уровню детей. Но если ребенок утром, перед Причастием не позавтракал, для него это подвиг. На завтрак он не может не идти, поскольку распорядок для всех один. И вот, ребята за столом едят, а он готовится к Причастию и будет только обедать — по общему расписанию.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Православная педагогика. Сборник статей. Выпуски 1-3"
Книги похожие на "Православная педагогика. Сборник статей. Выпуски 1-3" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Интернет-издание Вэб-Центра «Омега» Москва 2000 - Православная педагогика. Сборник статей. Выпуски 1-3"
Отзывы читателей о книге "Православная педагогика. Сборник статей. Выпуски 1-3", комментарии и мнения людей о произведении.