Интернет-издание Вэб-Центра «Омега» Москва 2000 - Православная педагогика. Сборник статей. Выпуски 1-3
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Православная педагогика. Сборник статей. Выпуски 1-3"
Описание и краткое содержание "Православная педагогика. Сборник статей. Выпуски 1-3" читать бесплатно онлайн.
Рекомендовано к чтению Центром духовного развития молодежи при Даниловом монастыре г. Москвы
© Интернет-издание Вэб-Центра «Омега» Москва — 2000
В Церковь люди приходят разными путями. Одни рождаются и воспитываются в православной среде, а другие находят Бога через муки, страдания, боль. И часто бывает, что последние оказываются более устойчивыми и твердыми — потому что это пережито, выстрадано.
Почему столь многие отпали, предали Церковь, когда начались у нас гонения? Потому что были воспитаны внешне. Жили в традиции, по правилам, канонам, а внутренне не переживали. Но Господь милостив. И, как говорят святые отцы, Он создает такую ситуацию, при которой человек имеет возможность пострадать, а значит, оценить, от чего отказывается, — и вернуться.
Наше время — время страдания. Но из-за своего легкомыслия и безответственности по отношению даже к собственной жизни мы не всегда отдаем себе отчет в этом страдании и в его причинах, а также в том, какие последствия будет иметь все творимое нами ныне.
Дело каждого верующего человека — священника, монаха, мирянина — разбудить ожесточившиеся сердца, открыть их для слышания Слова Божия, для покаяния, для противостояния общей беде. Как говорил преподобный Максим Исповедник, отношение христианина к миру должно быть «ни чувственно, ни бесчувственно, но сочувственно». И оттого, насколько мы по-христиански сочувствуем каждому из своих ближних, всему, что окружает нас, зависит будущее нашей Земли, которую мы передадим в наследство нашим детям.
Поле битвы. Размышления катехизатора. Евгений Алексеев, сотрудник Службы Катехизации Данилова монастыря
Уже несколько лет я занят в катехизической службе Данилова монастыря. Первым моим поприщем стал Московский приемник-распределитель для несовершеннолетних. Там содержатся ребята разного возраста, которые убегают из дома, совершают жуткие преступления, принимают наркотики. Можно сказать, это ребята, находящиеся «на дне». Затем меня привлекли к преподаванию в монастырской воскресной школе. Здесь я занимаюсь с детьми, многие из которых уже давно ходят в храм, не первый год учатся в воскресной школе, много знают о Церкви. И относительно недавно я стал посещать Дом ребенка, где живут младенцы до семи лет, в основном больные, чаще всего оставленные родителями.
Дети, с которыми мне приходится встречаться, разные, но есть между ними и много общего, того, что всегда объединяет ребят, живущих в одно время и в одной стране. Начну с общего.
И у детей, и у взрослых, как мне кажется, теперь имеется некоторый духовный голод, стремление к чему-то более чистому, чем то состояние, в котором мы все находимся. У нас, у меня, в частности, нет опыта той жизни, о которой я могу прочитать в книгах и которая, как верится, была когда-то. Может быть, она не была такой идеальной, как о ней иногда говорится, но хорошего, судя по описаниям, было много. А то, что мы видим сейчас, очень напоминает некоторое пепелище в ходе большой войны. Думается, что ситуация обостряется, что война не закончилась и, возможно, это только ее начало. Как в каждой войне есть свои жертвы, так эти жертвы проглядываются и в теперешней ситуации. Страдают обычно самые слабые — ребята, дети. И старики, но это особая тема.
Мне кажется, что сейчас ребятам приходится сложнее, чем в то время, когда я был маленьким. Но я, как и многие из них теперь, тоже пострадал в той жизни, когда еще не был в Церкви и, имея этот опыт, могу оценивать их состояние. Поэтому я хочу своими малыми усилиями помочь им избежать тех ошибок, которые совершал я, предостеречь от них или хотя бы ослабить их воздействие. Это основное направление моих усилий.
Когда я встречаюсь с ребятами, то стараюсь присмотреться к ним, понять, и из состояния жизненной неопределенности, в котором находятся многие из них, указать тот возможный путь, который в свое время и я избрал, когда пошел в Церковь. Мне хотелось бы, чтобы они узнали, что нас может окружать не только зло.
И я пытаюсь ребятам это показать. Стараюсь, чтобы узнали, что Спаситель есть и Он любит их и ждет. А дальше начнется их собственная трудная работа над собой. Если они сами по этой дороге не пойдут, то никто не заставит их идти ко Христу, никто не заставит изменить себя. И если ребята это почувствуют, то я считаю, что свою задачу выполнил.
В Детприемнике
Сравнивая детей, попадающих в разные жизненные ситуации, можно отметить вполне закономерные особенности. Ребята, находящиеся в худших условиях, например те, к которым я хожу в Детприемник, более чувствительны к знаниям о Боге. Они уже очень многое испытали, такую жизнь прожили, которую и взрослые не могут себе представить. От постоянных трудностей что-то глубоко меняется в них, и порой кажется, что душа их съежилась, огрубела. Порой, глядя на них, становится страшно. Но есть ребята, которые внимательно слушают и пытаются понять, и именно в них чувствуется действительная жизнь души, именно они очень чутки к возможности чистоты и правды.
Им не надо говорить, что такое зло, — они отлично понимают зло, но не знают, как из него выйти. Их, может быть, никто никогда не любил. Но они слышали о том, что любовь есть, и ждут ее. Поэтому любое благосклонное к ним отношение вызывает ответную реакцию — сразу, моментально. Так же сразу они видят фальшь.
И так получилось, что беседы с детьми в ЦВИНПе оказались наиболее простыми, хотя он со стороны напоминает зону и пугает колючей проволокой на заборе. Но как ни придешь туда, там всегда ждут, всегда готовы слушать. Самая популярная тема в этом доме — сотворение мира. Ребята там часто меняются, как правило, они задают похожие вопросы: откуда все началось, — и мы вновь и вновь рассказываем о том, как все было сотворено Богом. Очень внимательно они слушают о Христе. Они чувствуют Его любовь. Дети еще не понимают, что такое Спаситель в богословском смысле, но хорошо понимают, что это Господь, Который нас всех сотворил и Который их любит. И они понимают также, что к Нему можно обращаться и просить Его о помощи и что Он их услышит. Это очень важно. Ребята, которые находятся в беде, воспринимают Храм как место спасения и тянутся к нему.
Большинство из этих детей никогда прежде не имели никакого отношения к Храму, и многие даже не знали о том, что есть Церковь, что есть радостная церковная жизнь. Когда они впервые слышат об этом, бывает, начинают плакать — так как ощущают, что это действительно есть и это может их изменить. Они с надеждой приходят к Таинствам и с большим страхом стоят на службе. Эти ребята не пытаются лицемерить. Они ведут себя серьезно, как взрослые.
В монастырской воскресной школе
С ребятами в воскресной школе все оказалось гораздо сложнее. Многие из них уже давно находятся рядом с Храмом, но в большинстве случаев они не сами туда пришли, а приведены родителями, и в их отношении часто проявляется холодность. На этих детях видно, что если они сами не прочувствуют дорогу к Храму, то будут его обходить. Это самое страшное, потому что если они не поймут, что только в Православном Храме возможно спасение — спасение в любых жизненных ситуациях, — то при первых трудностях могут отчаяться.
Находясь в храме с детства, но не ощутив в нем потребности, они и на службе ведут себя несерьезно: бегают с места на место, шумят, мешают другим. Они всегда ответят на вопрос, что происходит в данный момент службы, что поется, что читается, что батюшка будет говорить, но душой в этом не участвуют. Нередко создается впечатление, что такие ребята как будто требуют второго рождения. И думается, что они должны будут проходить через какие-то скорби, чтобы пробудиться, — в отличие от тех ребят, которые уже находятся в скорбях, и, не понимая, что происходит на службе, чувствуют ее сердцем.
Конечно, есть ребята, которые сами идут в школу, сами тянутся к Церкви и даже тянут своих родителей. Это очень радостно видеть. В таком случае на нас, взрослых, ложится огромная ответственность: как бы не навредить.
В Доме ребенка
Что же касается совсем маленьких детей в Доме ребенка, то к Церкви они относятся, как к другому миру — очень радостному. Еще младенцы, они ждут службы, радуются. Обычно, когда приходишь к малышам, они с нетерпением заглядывают в сумку — что же ты принес, какую конфету или игрушку. И так же относятся к Храму — как к чему-то очень хорошему, к тому, что так близко их душе, как к чему-то такому детскому. Они очень быстро научаются причащаться, правильно, внимательно подходят к Чаше. Таинство воспринимают как то, без чего нельзя быть. Они еще не понимают, что такое Причастие, но всегда спрашивают: «А когда мы будем причащаться? Когда придет батюшка?» Это и есть жизнь в Церкви. Будьте как дети. Глядя на этих ребят, изумляешься, как Господь все устраивает.
В Доме ребенка я занимаюсь с воспитателями, рассказываю им о Церкви — настолько, насколько они сами к ней стремятся. Воспитатели — это самые простые люди, заменяющие брошенным детям матерей. Их интересует все: куда свечку поставить, как перекреститься, как помолиться, что за икону они видят. Они задают вопросы, и я рассказываю то, что им интересно. Конечно, имеется определенная последовательность наших занятий-бесед, которой я стараюсь придерживаться, но часто из-за множества вопросов приходится менять основную тему и объяснять то, что они просят.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Православная педагогика. Сборник статей. Выпуски 1-3"
Книги похожие на "Православная педагогика. Сборник статей. Выпуски 1-3" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Интернет-издание Вэб-Центра «Омега» Москва 2000 - Православная педагогика. Сборник статей. Выпуски 1-3"
Отзывы читателей о книге "Православная педагогика. Сборник статей. Выпуски 1-3", комментарии и мнения людей о произведении.