» » » » Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях


Авторские права

Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях

Здесь можно скачать бесплатно "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, год 1912. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях
Рейтинг:
Название:
Пролог в поучениях
Издательство:
Афонский Русский Пантелеймонов монастырь
Жанр:
Год:
1912
ISBN:
5-902040-01-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пролог в поучениях"

Описание и краткое содержание "Пролог в поучениях" читать бесплатно онлайн.



Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: — Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru






Итак, братие, первая истина, что Бог поругаем не бывает, доказана в сказании тем, что когда святейшее таинство было, хоть и без полного разумения, оскорблено, могущество и правосудие Божие тут явили себя в полной силе. Внезапно упал с неба огонь и попалил все, если так можно выразиться, кощунственное дело. А далее дети и отцы из всего происшедшего должны были понять, что грех кощунства подлинно есть страшный грех и без наказания от Бога не оставляется. Будем и мы помнить все это, и для того, чтобы охранить себя от упомянутого греха, будем постоянно носить в сердце страх Божий, будем с полным благоговением относиться ко всему священному, и чаще будем приводить, наконец, себе на память слова Писания: горе вам, смеющиеся ныне, яко восплачете и возрыдаете. Аминь.

5.01. Не должно на исповеди скрывать грехов

(Прол. Янв. 5)

Некоторые из христиан скрывают на исповеди свои грехи. Одни скрывают их из-за ложного стыда, другие из-за ложного страха, третьи по неверию, четвертые по невежеству и т. д. Хорошо ли так делают эти люди? Нет, братие, знайте, что очень худо: ибо они, скрывая свои грехи, лгут перед Самим Господом, грехи свои после исповеди удваивают и радость творят дьяволу. Рассмотрим все в подробности. Кто принимает исповедь нашу: священник ли исповедующий или Господь? Конечно, Господь, как об этом в церковном поучении от духовника и говорится: "се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание ваше". Значит, подлинно лгут пред Господом скрывающие на исповеди свои грехи. И грехи свои удваивают скрывающие их на исповеди. "Аще ли что скрыете от мене, говорит духовник к кающимся, сугуб грех имате". И скрывающие на исповеди свои грехи творят, наконец, радость и дьяволу. В поучении церковном пред крещением Господним сказано: "не таим, братие, согрешении наших, но исповедавшеся (пред) духовным отцом, покаемся о них чистым исповеданием. Аше бо утаим зде, то радость творим большую неприязни, т. е. дьяволу".

Итак, братие, во всех отношениях худо поступают скрывающие свои грехи на исповеди. Как видели, они лгут и пред Господом, и удваивают свои грехи, и, наконец, радость творят дьяволу.

Ввиду этого, потщимся, братие, на будущее время открывать на исповеди свои грехи без всякой утайки, как сами сознаем их в своей совести, поставляя себя, при исповеди, пред всевидящим оком Божиим., Будем раскрывать свои греховные немощи и тяжкие недуги пред духовным отцом, как пред Господом Богом, Который в последний день будет судить живых и мертвых, и всем воздаст по делам " (Евсев. ч. 2, стр. 469). Аминь.

5.01. Не должно на исповеди скрывать своих грехов

(Поучение перед Крещением Господним)

Иные по неверию, другие по маловерно, третьи из-за ложного страха, четвертые из-за ложного стыда скрывают на исповеди свои грехи и думают, что это ничего. Но это вовсе не ничего. Господь прощает только тех, которые приступают к исповеди с сокрушением сердца и исповедуются во всех грехах без исключения; а тех, которые скрывают их, осуждает, как и говорит священник пред исповедью кающемуся: "аще ли что скрывши от мене, сугуб грех имаши". Поэтому, братие, будьте откровенны на исповеди и ничего не скрывайте. И тогда только Господь простит вас.

Слово церковное "перед Крещением Господним" по этому делу учит так: имея милостивого Владыку, не будем ленивы повседневно молиться Ему о прощении всех грехов наших, которые мы соделали или в пьянстве, или во лжи, или в лакомствах и хищениях. Обо всем том придется отвечать всем нам — и рабу, и свободному, и богатому, и убогому на Страшном Суде Христовом, где нет лицеприятия. Никто из нас там друг другу не поможет: ни отец сыну, ни мать дочери, ни брат брату, ни раб господину; но каждого из нас собственные его дела или оправдают, или осудят. Поэтому, братие, не будем утаивать на исповеди грехов наших, но, открывая их пред отцом духовным, покаемся в них чистым сердцем. Ибо, если иначе, когда утаим их здесь, то доставим радость врагу нашему дьяволу. А если исповедуемся в них искренно, то плачь нанесем врагу, а Богу доставим радость. Ведь Сам Господь сказал, что радость на небесах бывает более об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, которые не имеют нужды в покаянии. А мы вот, братие, и однажды не хотим в грехе покаяться, и до смерти в нем живем, прилагая к нему и другие грехи. Опомнимся же и от грехов чрез покаяние очистимся и к Богу возопием: Владыко, согрешили мы на небо и пред Тобою и недостойны называться сынами Твоими! Сотвори нас, как единого от наемников Твоих и прости нам согрешения наши!

Так учит нас слово церковное и учит, как видите, быть откровенными на исповеди и не скрывать на оной наших грехов. Да, так конечно и должно быть непременно. Как скрывать грехи, когда Господь ведает даже и сущая во тьме (Дан. 2, 22); как скрывать, когда очи Господни на всяком месте смотряют злые же и благия (Притч. 15, 3)? Как скрывать, когда очи Его назирают всю землю (2 Пар. 16, 9). И Он всеведущ? Нет, братие, от Бога не уйдешь и ничего не скроешь. Вся нага и объявлена пред очима Его, говорит Апостол (Евр. 4, 13). Не будем же лжецами пред Ним, а пойдем к Нему как дети, ищущие у Него, как у отца, прощения с полною откровенностью, с полным сознанием своей греховности, сокрушением сердца и смирением. И тогда Он примет покаяние наше. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Печаль бо яже по Бозе, покаяние нераскаянно (т. е. неизменное) во спасение соделовает (2 Кор. 7, 10). Аминь.

6.01. Великопостное поучение о приготовлении к причащению Св. Таин

(Прол. Янв. 6)

Вот, братие, наступил Великий пост, и вы будете причащаться Св. Таин. Все это прекрасно; но вот в чем дело: Апостол говорит: иже яст хлеб сей, или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет телу и крови Господни. Ядый бо и пияй недостойне, суда себе яст и пиет, не рассуждая тела Господня (1 Кор. 11, 27. 29). Из этих слов Апостола явствует, что можно причащаться достойно и недостойно. Достойно, т. е. соединиться со Христом, недостойно, т. е. суд себе ясть и пить. Так как, после сказанного, вы, конечно, поняли, что для достойного причащения нужно и некоторое приготовление, то об этом приготовлении и побеседуем.

В церковном поучении "на Крещение Господнее", между прочим, говорится по этому поводу следующее: "воспрянем, братие, и как от сна пробудимся, покаяние приемля. Смирением украсимся, братолюбием и страннолюбием к Богу приблизимся; чрез милостыню сынами Божьими сделаемся". И тогда примем достойно Пречистое Тело и Кровь Христовы и от грехов своих очистимся. Сказал св. Апостол: "аще кто недостоин сый приемлет Тело Божие, то грех себе яст и пиет, не рассмотряя Тела Христова". Знайте, что таинство причащения не простая служба или молитва, но живая и освящающая жертва. Ее Херувимы и Серафимы со страхом трепещут и все бесплотные Силы, не смея на оную взирать, трепетно движутся. Поэтому, силам небесным и мы уподобимся и со страхом и любовно примем Тело Господа и добрыми делами приблизимся к Нему и приимем Его в себя для того, чтобы и Он принял нас в бесконечное Свое царство".

Какое поучение возьмем для себя из всего сказанного, братие, чтобы достойно причаститься Тела и Крови Господних? То, что мы, приступая к причащению, должны прежде всего принести искреннее раскаяние во всех содеянных нами грехах; далее, чтобы, приступая к великому таинству причащения, мы тщательно благоукрасили бы душу и Тело для того, чтобы достойно встретить небесного Посетителя души и тела Господа Иисуса, а, наконец, и то, чтобы мы всегда помнили, что душа наша должна гореть искреннею и постоянною любовью ко Христу, Спасителю нашему, и Отцу Его и Святому Духу, Единому в Трех Лицах сущему Богу нашему (Заключение взято с перерывами у Евсевия, ч. 2, стр. 442–443). Аминь.

6.01. Что нужно для того, чтобы достойно причащаться Святых Христовых Таин

(Поучение на Крещение Господне. Прол. янв. 6)

В Прологе на Крещение Господне, между прочим, читаем: "приимем достойне Пречистое Тело и Кровь Христову, и тако от грех своих очистимся. Рече убо Святый Апостол: аще кто недостоин сый приемлет Тело Божие, то грех себе яст и пиет, не рассмотряя Тела Христова". Итак, этими словами святая Церковь учит нас стараться о том, чтобы быть достойными причастниками Тела и Крови Христовых. Но что нужно для сего?

Надобно прежде всего укрепить веру в себе. Во что? В Божество Господа нашего Иисуса Христа, в Его пришествие на землю, в Его жизнь на земле, в Его чудесные деяния, в Его спасительное учение, в Его крестную смерть, славное воскресение и вознесение на небо. В то же время надобно устроить себя так, чтобы душа имела несомненное убеждение в том, что все обетования Спасителя верны; и что прилепляясь к Нему и исполняя заповеди Его и мы наследуем жизнь вечную. Поэтому, приступая к святой чаше, скажем Ему, нашему Спасителю: "верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живого, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое Пречистое Тело Твое и сия есть самая Честная Кровь Твоя".


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пролог в поучениях"

Книги похожие на "Пролог в поучениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора прот.Виктор Гурьев

прот.Виктор Гурьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях"

Отзывы читателей о книге "Пролог в поучениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.