» » » » Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях


Авторские права

Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях

Здесь можно скачать бесплатно "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, год 1912. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях
Рейтинг:
Название:
Пролог в поучениях
Издательство:
Афонский Русский Пантелеймонов монастырь
Жанр:
Год:
1912
ISBN:
5-902040-01-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пролог в поучениях"

Описание и краткое содержание "Пролог в поучениях" читать бесплатно онлайн.



Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: — Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru






Но вот и еще примеры.

Мать блаженной Феофании, царицы, супруги Льва Мудрого, желая иметь плод от своего супружества, каждый день приходила с супругом к храму Царицы Небесной и изливала перед Нею сердце свое в прилежном молении и говорила: "о, Госпоже мира, неплодствие мое да разрешится Твоим ходатайством и чадородие да прииму от Создателя Твоим милосердием". И поскольку с верою просила, то и получила. И благодатью Той, Которой усердно молилась, приняла неплодства своего разрешение и родила дочь, которая в свое время прославилась христианскими подвигами великими (Чет. Мин. Дек. 16).

Так же усердно молилась Царице Небесной и мать св. преподобномученика и исповедника Стефана Нового и также услышана была. В храме Влахернском Пресвятая Богородица Сама явилась ей и прорекла, что она родит сына, и пророчество исполнилось. У бесчадной дотоле жены родился сын, ставший впоследствии великим защитником православия и венца мученического сподобившийся (Чет. Мин. ноябрь. 28).

Итак жены, не имеющие детей, не унывайте, а скорее с пламенною молитвою тецыте к Владычице, и Она утишит вас, Она Сама испрошена молитвою и Сама, по собственному опыту, знает нужду человека в высшей помощи. Про милосердие же Ее нечего и говорить, и недаром же и называется Она не некоторых только, но и всех скорбящих Радостью. Смело же потому приступайте к Ней, и Она разрешит ваше неплодство.

Богородице Дево! Упование христианам! Покрой, соблюди и спаси на Тя уповающих! Аминь.

30.12. Против празднословия

(Из слова св. Антиоха о празднословии)

Никакой грех не распространен столько между христианами, как празднословие. Речи как реки текут, а утолить жажду нечем, ибо вода гнилая. Тут осуждают, там кощунствуют, здесь срамословят, инде ухищренными пустословиями силятся смех безумный произвести и в этом почти все время проводят. Хорошо ли это?

Нет. Ибо празднословие обнаруживает в человек отсутствие страха Божия и недостаток веры. "Празднословие и празднохождение, говорит св. Антиох, от бесстрашия Божия рождается и от нечаяния будущих. Аще бо муки боялися быхом, празднословцы николиже быхом были". А св. апостол Иаков пишет: Аще кто мнится верен быти в вас, и не обуздывает языка своего, но льстит сердце свое, сего суетна есть вера (Иак. 1, 26).

Худо празднословие и потому, что оно постоянно вредит другим. Слова, говорят, ветер; но как часто и ветер бывает смертоносным, так точно и слова человека, направленные против чести ближнего. Сын Сирахов говорит: "удар бича делает рубцы; но удар языка сокрушает кости" (28, 20). Это значит, что страдания, причиняемые клеветою, чувствительнее мучений, причиняемых телесным наказанием. Удар бича наносит рубцы, которые скоро заживают; но злоречивый язык причиняет неисцелимые раны. Как редко может восстановиться, например, дружество, прерванное наушничеством! Как трудно восстановить доброе имя, помраченное клеветою! "Многие, продолжает премудрый Сирах, пали от острия меча, но не столько, сколько падших от языка" (Сир. 28, 21).

Празднословие, наконец, худо и потому, что оно вредит и самому празднословящему. Он усиливается языком язвить ближнего: ну и ему платят тем же, да еще присоединяют к сему злобу и ненависть. Многоречивый, говорит тот же Сирах, опротивеет (Сир. 20, 8). Наушник будет ненавидим везде, где только жить будет (21, 31).

Вникайте в сие чаще, братие, а вместе не забывайте, что за каждое слово праздное мы должны будем дать отчет Богу на суде Его. Глаголю вам, говорит Господь Иисус Христос, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (Мат. 12, 36).

Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих (Пс. 140, 3)! Аминь.

30.12. О воздушных мытарствах

(Память преподобной матери нашей Феодоры)

В изложенном в Прологе (дек. 29) повествовании о видении преподобного отца нашего Нифонта между прочим говорится, что "однажды Нифонт увидел двух Ангелов, которые несли душу человека на небо, не допуская истязать ее на воздушных мытарствах".

Что же это, братие, за воздушные мытарства и в чем состоят они?

В житие преподобной Феодоры, память которой Св. Церковь совершает 30 в декабря, говорится о мытарствах между прочим следующее: святая" Феодора питала особенную любовь к жившему в ее время преподобному Василию, именуемому Новым. Она давала ему приют в своем доме; устроила ему особенную горницу для молитвы и всегда со вниманием слушала его учение. Прошло несколько времени — скончался Василий, а за ним и Феодора. После смерти последней, оставшийся в живых, ученик св. Василия Григорий стал просить отшедшего в мир горний учителя своего, чтобы он открыл ему то, в каком состоянии по смерти находится душа Феодоры. Просьба Григория была исполнена. Однажды, во время сна, явился ему Ангел и сказал: "ступай скорее; отец Василий зовет тебя, что ты видел Феодору". После этих слов Ангела, Григорий был восхищен ко вратам рая, и Ангел ввел его в светлые места, в которых он увидел Василия и Феодору. Григорий обратился к Феодоре и спросил ее: "скажи мне, госпожа моя, как ты перенесла скорбь смертную и как от бесов избавилась?" Феодора отвечала: "когда душа моя разлучилась с телом, я увидала множество бесов, которые показывали мне хартии моих грехов, угрожали мне и скрежетали зубами. Ангелы взяли меня и донесли до мытарств, т. е. мест, где бесы истязали души людей за грехи, и где Ангелы в противоположность бесам указывали им на добродетели людей басами истязаемых. Таких мытарств двадцать и на каждом из них человек истязается за тот или другой грех. Когда мне, продолжала Феодора, на каком-либо из мытарств недоставало, для предъявления в противоположность, за какой либо из совершенных мною грехов той или другой моей добродетели, тогда, по милости св. Василия Ангелы противопоставляли бесам за мои грехи добродетели св. Василия, и ради этого я не была остановлена демонами и, по миновании последнего из мытарств, была введена Ангелами сюда, где ты сейчас меня видишь. Но знай, что если душа кого-либо из людей будет грешная и ей нечего будет противопоставить против грехов ее, тогда демоны удерживают ее и влекут в муку".

Отсюда ясно, братие, что прежде всеобщего суда Христова нас после смерти ожидает еще суд частный. О, страшный час или день! Кто избежит тебя? Кто? Тот, конечно, кто, в продолжение жизни, постоянно себе представлял тебя и, представляя, ходил во всех оправданиях Господних беспорочно, а следовательно жил с Богом и в Боге. Такой человек, конечно, аще пойдет и посреди сени смертныя, то и тогда не убоится зла, ибо и тогда Бог будет с ним, когда говорит Писание (Псал. 22). А мы?.. О, милосердый Господи, даруй нам обращение и покаяние в продолжение жизни, христианскую кончину животу нашему в час смерти и да будет и наш гроб как гробы Святых Твоих, лествицею к небесам. Аминь.

31.12. Несправедливо судить о загробной участи человека по тому состоянию, в котором находится его тело по смерти

(Слово от Патерика о некоей святой старице и постнице)

Когда кто-либо умирает, тогда иные из невежд судят о состоянии души его по тому, разложилось или не разложилось до погребения тело его. Если оно сохранилось, то думают о таковом, что он угодил Богу; в противном же случай убеждаются, что умерший прогневал Бога и должен в ад идти. Что судящие так ошибаются, то докажет вам следующий рассказ преподобного Аммона о некоторой святой старице и постнице.

"Знал я, говорит он, одну святую отшельницу, которая очень долгое время провела в удалении от мира, посте и молитвах. Однажды на вопрос мой: что заставило ее расстаться с миром, она отвечала так: "отец мой, начала она, был человек тихий, кроткий, справедливый и молчаливый, так что видевшие его в первый раз думали, будто он нем. Он был больной: изредка занимался обработкою земли, большую же часть времени проводил в постели, Мать же моя, напротив, была злоязычна; со всеми постоянно ссорилась, пьянствовала, оскверняла себя блудом и, несмотря, однако, на это, всегда была здорова и со дня рождения до предсмертного недуга не знала, что такое болезнь. Но вот пришла к ним обоим смерть. Сначала умер отец и, вследствие бывшей тогда дурной погоды, тело его до того испортилось, что неразумные соседи сочли его из-за этого великим грешником, называли врагом Божьим и с неохотою предали земле. Когда же умерла мать, то тело ее сохранилось; погода была хорошая, и погребение совершено было с честью. В один вечер после смерти их я задумалась, как мне жить? Спрашивала я себя: так ли, как отец или как мать? Если идти по стопам отца, то, что это будет за жизнь? Ни при жизни он не видал радости, ни по смерти не был погребен, как люди. Мать же моя жила весело и погребена с честью: буду жить, как она. Пришла еще и другая мысль: как бы хорошо было мне своими глазами увидеть, где теперь души их обоих и кому из них лучше за гробом? — И с такими размышлениями я заснула. Во сне предстал предо мною страшный и великорослый муж и с гневом спросил: "что ты о себе думаешь?" Я от ужаса не могла произнести ни слова. Он снова предложил мне тот же вопрос, — я опять молчала. Тогда он сам передал мне то, о чем я думала, и взяв, за руку, сказал: "пойдем со мною, я покажу тебе, где отец твой и где мать; после этого кого хочешь из них подражай житию". И вот поставлена я была им на некоторое великое поле, по которому раскидано было множество садов, имевших красивые и обремененные плодами деревья, и тут, среди невообразимого блаженства, я встретила моего отца. Он обнял меня и облобызал. Я пала к ногам его и стала умолять, чтобы он оставил меня с собою. Он же отвечал мне: "теперь нельзя этого сделать, чадо мое; но если будешь следовать в жизни моему примеру, то чрез малое время поселишься здесь. После этого явившийся снова взял меня и сказал: "теперь поди и посмотри, где мать твоя, и тогда поймешь, ее или твоего отца жизнь следует принять тебе в образец". И вот я увидала печь горящую и в ней была мать моя: увидев меня, она стала кричать мне: "горе мне, чадо мое, от моих дел! Худо мне, мучимой за мои грехи! Постигло меня неожиданное мною зло! Помоги мне, дочь моя, дай мне руку и изведи меня отсюда и не презри мольбы твоей матери!" Я крайне испугалась и от испуга проснулась. — Понятно, что после сего я должна была идти по стопам отца, что и сделала.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пролог в поучениях"

Книги похожие на "Пролог в поучениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора прот.Виктор Гурьев

прот.Виктор Гурьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях"

Отзывы читателей о книге "Пролог в поучениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.