» » » » Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях


Авторские права

Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях

Здесь можно скачать бесплатно "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, год 1912. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях
Рейтинг:
Название:
Пролог в поучениях
Издательство:
Афонский Русский Пантелеймонов монастырь
Жанр:
Год:
1912
ISBN:
5-902040-01-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пролог в поучениях"

Описание и краткое содержание "Пролог в поучениях" читать бесплатно онлайн.



Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: — Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru






28.12. О необходимости и пользе поста

(Слово святого Иоанна Златоустаго о алчбе. Прол. 23 дек.)

Святая Церковь, следуя примеру Господа и Его Апостолов, установила для нас в определенные дни посты. Так, по ее уставу, мы соблюдаем посты: Великий, Рождественский, Успенский и Петровский; постимся в среды и пятницы, в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и в день усекновения Главы Честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Здесь, говоря о постах и перечисляя их, мы на минуту остановимся и спросим себя: посты то установлены, но дело в том, нужны ли они и есть ли нам от них какая-нибудь польза?

Что ответить на сие?

Св. Златоуст рассуждает:

"Многие говорят: зачем пост для чисто живущих? Но они ошибаются. Кто был святее Адама до грехопадения? Но и ему указан был пост. От всякого дерева в саду, было заповедано ему, ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него (Быт. 2, 16–17). Вот первый пост, который был в раю. Но если он был необходим для человека в раю, то тем более стал для него необходимым по грехопадении. Если он нужен был для нас и тогда, когда мы еще не согрешили; то тем более стал необходимым по грехопадении. И Бог гневается на тех, которые хулят пост, и любит тех, которые соблюдают оный. Не соблюл Адам поста и услышал грозный голос: земля еси и в землю пойдеши. Из этого поймите, что Бог гневается на тех, которые хулят пост, и на смерть осуждает нарушающих его. Вы разумейте силу поста. Он спасает от казни, идущих на оную; и не одного или двух, но и великое множество. Вспомните ниневитян: они все бы погибли, если б не обратились на покаяние и пост. Честный пост исторгнул их из самой бездны погибельной. И нам урок от них. Они не знали закона и соблюли пост. Нам ли, имеющим закон и указания на пост, нарушать оный? И Моисеи, и Илия, идя на беседу с Богом, прежде всего наложили на себя пост. И Сам Господь Иисус Христос, не нуждаясь в посте, однако, сорок дней постился, чтобы подать нам пример и показать, что постом мы можем победить всю силу дьявола".

Ясно, значить, братие, что пост полезен нам и необходим. И это истинно так. — Пост, заключим поучение словами одного проповедника, есть самое благоприятное средство для спасения души и для здравия тела. Как человеку нельзя ходить без ног, птице летать без крыльев; так душе невозможно спастись без поста. Пост умерщвляет страсти, укрощает восстание плоти, погашает разжение похоти, обуздывает язык и удерживает его от празднословия, отгоняет греховные помыслы, возносит ум к Богу, располагает душу к молитве, смягчает ожесточение сердца, рождает умиленное стенание о грехах, открывает путь к покаянно и примирению с Богом. Какая благодать! Сколько добра приносит нам пост (Поуч. прот. Пискарева ч. 2, стр. 65–66).

Поститесь же, братие, и вы отрешитесь от чувственной жизни, будете чаще помышлять о небе, будете удобнее воспитывать в душе благочестие, будете совершенствоваться в вере, надежде и любви к Богу и украшать себя добродетелями. Аминь.

29.12. К людям беспокойным, любящим ссоры

(Слово святого Антиоха о прекословии. Прол. дек. 29)

Есть, к сожаление, люди, которые ни с кем не могут ужиться и всюду с собою вносят ссоры и вражду. О чем бы ни заговорили с ними, они ни когда ни с чем не согласятся и все для них нехороши и черное всегда у них бело, а белое, наоборот, черным для них кажется. Это люди самые несносные. Не давая покоя другим, они и сами живут как в аде; и к ним смело можно отнести слова Писания: язык их огонь, скопище неправды: он заражает все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны… Это неукротимое зло! Он исполнен, смертоносного яда (Иак. 3, 8 и выше ст. 6) что сказать таковым и чем вразумить их?

Святый Антиох говорит: прекословие и бесстыдство от злобы исходят и прекословный всегда хочет всех одолеть и часто противится истине, думая быть умнее всех. Он забывает, что противившиеся Моисею Корей, Дафан и Авирон были пожраны землею и не одни, но и с своими советниками. И Еллима волхв, противившийся Павлу и Варнаве, был поражен слепотою… И пророк Михей говорит: от прекословцев все зло идет, и за это Господь ангела немилостивого пошлет на них. И еще: мудрость просвещает человеку лице, а бесстыдный возненавиден будет. И говорящий ложь всегда обличен будет. И злой, кому будет приятен. Также и Соломон сказал: злые о досаждениях беседуют, а премудрые в себе премудрость носят. Убоимся Божественного Писания и не будем злоязычными и бесстыдными. Молчанием утвердимся в добре и будем в повиновении у начальников, прогоняя злоязычие от себя.

Итак, братие, видя из сказанного, какое страшное зло происходит от прекословия и бесстыдства и бегите от них. Ведь, что в самом деле хорошего хоть бы от злого языка? Сколько он поселил раздоров и несогласий между людьми, сколько бывших друзей сделал непримиримыми врагами между собою, сколько удалил отцов от детей и детей от отцов! Сколько удалил мужей от жен и жен от мужей! О, поистине, многие пали от острия меча, но не столько их, сколько падших, от языка (Сир. 28, 21).

Убойтесь же страшного суда Божия и язык свой от зла удержите, как и говорит слово Божие: удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати лести. Уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 33, 14–15). Аминь.

29.12. Сокрушение сердца и плачь о грехах

(Слово святого отца Нифонта, како в последнем издыхании покаяшеи и слезами и милостынею угодити Богу)

Сокрушение сердца и плач о грехах чудеса творят. Выслушайте следующее повествование о видении преподобного отца нашего Нифонта, и вы убедитесь в этой истине.

Однажды преп. Нифонт увидел двух Ангелов, которые несли душу человека на небо, не допуская истязать ее на воздушных мытарствах. Бесы, воздушные мытари, начали вопиять: "зачем, вы эту душу не отдаете нам? ведь она наша". Ангелы сказали: "а чем вы докажете, что она ваша"? — "Да она, отвечали бесы, до смерти только одно зло делала и нет греха, которого бы она не сотворила; она была порабощена страстями и без покаяния разлучилась с телом. А кто умер рабом греху, тот наш". Один из Ангелов ответствовал им: "так как вы всегда лжете, то вам не верим; пусть будет призван Ангел-Хранитель этой души, ему и дадим веру; ибо он лжи не скажет". Ангел — Хранитель явился, и Ангелы спросили его: "что душа эта покаялась, или в грехах оставила тело?" "Подлинно, человек сей грешник был, отвечал Ангел, но когда стал болеть, тогда со слезами исповедывал Богу грехи свои и с воздетыми на небо руками усердно просил Бога о помиловании". Тогда Ангелы удержали у себя душу, и бесы были посрамлены. Но они не успокоились и снова возопили: "уж если этот человек мог быть помилован, то значит спасется и весь мир, и всуе мы трудимся?" — "Да, отвечали Ангелы, все грешники, исповедующие грехи свои смиренно и со слезами, от Бога получат прощение, а которые умирают без покаяния, тем Бог Судья". И с этими словами, отыдоша, сказано, ко вратам небесным, и спасена бысть душа та.

Так-то, братие, спасительно сокрушение сердца и слезы о грехах! Они, как видите, сильны смыть какие бы ни было тяжкие грехи, устранить препятствия, могущие встретить душу на пути в царство небесное, из самого ада поднять в рай. Посему-то к этим слезам и Сам Бог призывает нас. Обратитесь ко Мне, говорит Он, всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздерите сердца ваши… и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив (Иоил. 2, 12–13).

Итак, чаще будем припоминать себе, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19), и что печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению (2 Кор. 7, 10). Аминь.

30.12. К женам, не имеющим детей

(Преподобныя матере Феодоры, яже от Кесарии. Прол. дек. 30)

Жены, имеющие мужей, но не имеющие детей жены самые скорбные. У иной все есть: и добрый муж, и здоровье, и богатство, и почет от людей, а детей нет. И плачут таковые жены, и безнадежная тоска их грызет, и перед людьми им стыдно, и к отчаянию иногда они близки бывают. Чем утишить их? Вот чем: мы спросим их: а молились ли вы Богу, чтобы Он даровал вам чад?

Скажете: молились. А Пресвятой Богородице?

Нет? Ну так вот молитесь и Ей, и молитва ваша, можно надеяться, не тща будет.

Родители преподобной Феодоры, память которой св. Церковь совершает тридцатого декабря, были, сказано, люди рода светлого и преславного; но горе их было в том, что у них, за многие годы их супружества, не было детей. Что нм было делать? Скорбная жена с горячею молитвою обратилась к Пресвятой Богородице и просила Ее со слезами испросить ей у Бога детище. Плакала и молилась, молилась и плакала. И молитва небесплодною оказалась, и у бездетных родителей родилась дочь, которую они назвали Феодорой. Но за одним счастьем, испрошенным Пресвятой Девой, последовало и другое. Новорожденная впоследствии сделалась великой подвижницей, постницей, молитвенницей и причтена к лику святых.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пролог в поучениях"

Книги похожие на "Пролог в поучениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора прот.Виктор Гурьев

прот.Виктор Гурьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях"

Отзывы читателей о книге "Пролог в поучениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.