» » » » Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях


Авторские права

Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях

Здесь можно скачать бесплатно "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, год 1912. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях
Рейтинг:
Название:
Пролог в поучениях
Издательство:
Афонский Русский Пантелеймонов монастырь
Жанр:
Год:
1912
ISBN:
5-902040-01-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пролог в поучениях"

Описание и краткое содержание "Пролог в поучениях" читать бесплатно онлайн.



Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: — Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru






Знайте, братие мои, что по телу мы кто бы ни были, и праведники, и грешники, все земля и все в нее обратимся. Все должны подвергнуться закону тления, разложиться, или, как вы выражаетесь, испортиться, одни скорее, как отец помянутой постницы, другие медленнее. Значит и нельзя судить по телу покойника об его участи. Правда, иногда Бог прославляет нетлением тела святых Своих. Но ведь это бывает очень редко. Притом дело не в одном нетлении, а наипаче в чудесах. Только в соединении с ними оно может служить признаком прославления от Бога. Если же долго не истлевают тела грешников, то судить по этому о их загробной участи так же неосновательно, как отвергать прославление многих угодников Божьих, тела коих истлели. Если уж так судит, то пожалуй выйдет, что ныне и вовсе нет спасающихся, а одни погибающие. Итак, если кто судит по состоянию тела умершего об участи души его, пусть бросит это грубое суеверие. Аминь.

Январь

1.01. Доказательством того, что Церковь наша есть православная, а раскольническая неправославная, может служить то, что у нас совершаются чудеса, а у раскольников нет

(Чудо св. Василия, еже сотвори в Никеи)

Доказательством, с одной стороны, того, что Церковь наша есть истинная, святая и православная, а, с другой, того, что церковь раскольническая не есть православная, а церковь лукавствующих, может служить между прочим и то, что в нашей Церкви как прежде совершались, так и доселе совершаются и, конечно, и впредь будут совершаться истинные чудеса. У раскольников же истинных чудес нет, не было и не будет. На это, братие, мы вам и пример представим. Греческий царь Валент, по вере еретик — арианин, закрыл православные церкви в своем государстве, отдал их во власть ариан и приказал изгнать всех православных епископов. Последние сказали царю: "прежде, чем привести в исполнение свое повеление относительно нас, позволь Василию Великому войти в собеседование о вере с арианами. Если они на оном победят Василия, то мы все беспрекословно покоримся тебе". Царь согласился и призвал Василия в Никею. Василий, сказав Валенту, что пусть его с арианами Бог рассудит, поступил так: он повелел запереть двери одной из церквей и сказал арианам: "хотите ли рассудить, чья вера правая чрез эти двери? Если, по молитве вашей, о не отверзутся сами собой, будем знать, что правда на нашей стороне; если же отверзутся по молитве нашей, то тогда все должны будут признать, что православно веруем мы, а не вы. Ариане согласились, с утра до вечера молились они об отверзении дверей, но "не бысть, как сказано, ни гласа, ни послушания". Затем настала очередь православных. Св. Василий с клиром и народом православным подошел к церкви, преклонил колена и сталь молиться. "И внезапу бысть гром велик, и отверзошася двери церковные". Все ужаснулись и прославили Бога. Царь повелел возвратить церкви православным, наградил Василия великими дарами и отпустил с миром.

Пример, кажется, убедительный. Как видите, еретики — ариане целый день молились об открытии врат церковных, но не было ни гласа, ни послушания. Помолились православные, и двери открылись сами собою. Ясно, значит, что с православными была благодать Божия, с которою верующему вся возможна суть, у еретиков не было благодати, и молитва их осталась тща. Тоже, вот, происходит и теперь. В нашей православной Церкви и сейчас открываются нетленные мощи святых, при которых силою Божьею совершаются великие чудеса; те же великие чудеса явлены бывают и от святых угодников прежде почивших и от святых икон и, наконец, вообще от Господа.

А у раскольников видим ли что подобное? Нет, а видим одни лишь взаимные распри: там поповщина, а здесь беспоповщина, там бегуны, странники и т. д. без конца. А между тем все веруют по одним и тем же старопечатным книгам. Может ли быть после сего у них благодать Божия? Могут ли быть чудеса? Конечно, нет, и спасение у них невозможно. Бегайте же, братие, от раскольников и блюдите, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестью по преданию человеческому по стихиям мира, а не по Христе (Кол. 2, 8). Аминь.

2.01. Истинное покаяние и молитва праведного о грешнике чудеса творят

(Слово о святом отце нашем Василии Великом, како избави молитвами своими прельщенного отрока от бесов)

В житиях святых мы иногда встречаемся с событьями чудными, страшными, поразительными. Чтобы убедить вас в этой истине, мы сегодня и предлагаем вашему вниманию одно из таковых событий, записанное в житии св. Василия Великого.

Жил в Царьграде некоторый вельможа, имевший единственную дочь, которую хотел посвятить на служение Богу. Дьявол, не терпя желания вельможи, возбудил в одном из слуг его страсть к девице, и этот слуга, желая, во что бы то ни стало жениться на ней, пошел к одному из чародеев просить в своем деле совета и помощи. Последний направил юношу-слугу к сатане и сей спросил его: "веруешь ли в меня?" — "Верую", сказал юноша. Сатана продолжал: "да, вот, вы все веруете в меня, когда нуждаетесь в моей помощи; а когда я помогу вам, опять идете к своему Христу. Напиши мне собственноручно, что ты отрекаешься от Него навсегда, и тогда я исполню твое желание". Юноша удовлетворил сатанинскому желанию, а сатана удовлетворил желанию юноши. Возбуждаемая басами, дочь вельможи, в свою очередь почувствовала непреодолимую страсть к слуге своего отца и стала просить его, чтобы он отдал ее в замужество за слугу. Сколько ни возражал ей отец, сколько ни плакал, сколько ни умолял оставить ее намерение, дочь оставалась непреклонною и заявила отцу, что она наложит на себя руки, если не будет женою слуги. Отец тогда уступил и отдал дочь юноше. Сначала все шло хорошо; но, затем, некоторые из соседей стали замечать, что юноша не ограждает себя крестным знамением, не ходит в церковь и не причащается св. Таин. Они сказали об этом дочери вельможи, и та поняла весь ужас своего положения; но, к счастью, после первых приступов отчаяния, образумилась. Она привела своего мужа к св. Василию Великому, а сей, получивши полное признание от юноши во всем и полное раскаяние, удалил его в одну из келий и заповедал ему молитву и пост, а вместе и сам стал молиться за него. Прошло нисколько дней. Св. Василий пришел к юноше и спросил его: "как ты чувствуешь себя сын, мой?" — "В великой беде нахожусь, отче, отвечал юноша, ибо бесы совершенно не дают мне покоя". Святый сказал: "не бойся, чадо, только веруй!" и, оградив юношу крестным знамением, оставил его. Пришедши же к нему еще через несколько дней, Василий опять спросил: "как себя чувствуешь?" — "Ничего, отче, отвечал юноша, теперь я только издали слышу вопль бесов, сами же они не мучают меня". — Но, вот, прошло сорок дней после заключения, и Василий паки пришел к юноше и паки спросил: "ну, как себя чувствуешь, брат?" — "Теперь, слава Богу, отче: ныне ночью я видел тебя боровшимся с дьяволом и одолевшим его". После сего святитель собрал весь клир церковный и множество христиан и провел с ними всю ночь в молитве о юноше. На другой же день, с пением псалмов привел юношу к церкви. Тут дьявол со страшною силою напал на последнего, так что юноша, стал кричать: "святче Божий, помогай мне!" Василий сказал дьяволу: "неужели недовольно для тебя одной твоей погибели, за что же мучаешь других?" Дьявол отвечал: "обижаешь меня, Василий? Не я к нему пришел, а он ко мне, и его писание, которое у меня в руке, я покажу на суде общему Судье". Святитель сказал: "благословен Господь Бог мой! Не сведут к земли эти люди простертых к небу рук своих до тех пор, пока не возвратишь ты мне рукописание юноши". И, обратившись к народу, воскликнул: "поднимите руки ваши на высоту небесную, все, вопия со слезами: "Господи, помилуй!" И все стали на молитву с воздетыми к небу руками. Во время молитвы, к изумлению всех, рукописание юноши слетело с верха купола церковного по воздуху и было взято руками святителя Божия. Все исполнились необычайной радости, прославили и восхвалили Бога. А Василий, показав рукописание юноше, спросил его: "Знаешь ли, брат, чья это расписка?" — "Ей, святче Божий, моею рукою написана", отвечал юноша. И затем, святитель в виду всех разорвал рукописание ввел юношу в церковь и сподобил св. причащения. Юноша и жена его после сего вышли из церкви, громко хваля и благодаря Бога.

Выслушавши это сказание вы, конечно, согласитесь с нами, братие, в том, что в житиях святых мы можем подлинно встретиться с повествованиями чудными, страшными, поразительными, а вместе и поучительными. Да, чудно это сказание из жизни Василия Великого, ибо показывает, до какой степени глубоко вкоренился в природу человеческую грех; страшно по тем последствиям, до которых грех доводит человека; поразительно по дерзости дьявола и силе козней его; а, наконец, и поучительно в том отношении, что показывает, что нет греха, побеждающего милосердие Божие, что оно к истинно кающимся беспредельно и что молитва праведного имеет великую силу в очах Божьих. Примем все это, братие, к сердцу нашему и будем непрестанно помнить, что мы здесь на земле как бы воины, поставленные на сражении, что нам необходимо постоянно бороться с плотью, с миром и с дьяволом и постоянно иметь наготове те духовные оружия, которые указаны нам в слове Божием против врагов нашего спасения. Аминь.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пролог в поучениях"

Книги похожие на "Пролог в поучениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора прот.Виктор Гурьев

прот.Виктор Гурьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях"

Отзывы читателей о книге "Пролог в поучениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.