» » » » Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях


Авторские права

Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях

Здесь можно скачать бесплатно "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, год 1912. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях
Рейтинг:
Название:
Пролог в поучениях
Издательство:
Афонский Русский Пантелеймонов монастырь
Жанр:
Год:
1912
ISBN:
5-902040-01-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пролог в поучениях"

Описание и краткое содержание "Пролог в поучениях" читать бесплатно онлайн.



Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: — Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru






Итак, справедливо мы сказали вам, ленивые иноки, что вы, бегающие с места на место и ищущие, без разумения, мирских развлечений, забываете Бога, впадаете в леность, подпадаете под власть похоти плоти и теряете страх Божий. И это, действительно, совершенно верно, ибо в этом неложным свидетелем становится и Сам Господь. "Никтоже может, Говорит Он, двема господинома работами: либо единого возлюбит, а другого возненавидит: или единого держится, о друзем же нерадити начнет. Не можете Богу работати и мамоне" (Мф. 6, 24).

В виду этого, и живите, ленивые иноки, не там, где вам хочется, а там, где Бог велел; ищите счастье не в селе, а в самих себе, и путем смирения, терпения и послушания стремитесь туда, где наш Господь и где наше истинное отечество. Аминь.

8.01. Не скорби, когда оклеветан будешь

(Слово о епископе, оболганнем к папе Римскому. Прол. янв. 8)

Многие страдают от клеветы и многие же из них переносят свое страдание нетерпеливо. Таковые обыкновенно говорят: "за что я страдаю? За что я понапрасну оболган? Неужели Господь не видит моих мук и не избавит от оных"? Так говорят многие из оклеветанных, но говорить так, как они говорят, не должно. Если мы знаем, что есть над нами Бог Всевидящий и Правосудный, то и будем помнить, что Он не даст нам искусится паче, нежели мы можем, и клевету обратить нам во славу, и успокоить нас, и все устроить к нашему спасению, к нашему блаженству. Старец Феодор Римлянин говорил: "недалеко от Рима был город, называвшийся Ромулом. Там жил епископ великий и благочестивый. Случилось так: некоторые из граждан Ромула пришли к блаженному Римскому папе Агапиту и сказали, что епископ кощунствует, ибо со священного блюда вкушает пищу. Патриарх, зная благочестие епископа, удивился; но, желая узнать истину, и, полагая строго исследовать дело, послал за епископом двоих служителей, которые и привели епископа связанным, и он пробыл в темницы три дня. Наступила Святая неделя. В одну из ночей оной, когда папа почивал, ему во сне явился некто и сказал: "в сию неделю ни сам не совершай литургии, ни другие епископы, находящиеся в городе, а пусть совершит оную епископ, который заключен тобою в темницу". Когда папа проснулся, то пришел в недоумение от сна. Он размышлял: "Как же литургисать епископу, на которого возведено столь тяжкое обвинение"? Но на вторую ночь снова он услышал повеление, которое повторилось и в третий раз. Тогда он велел привести епископа из темницы и спросил: "чем согрешил ты?" Епископ, по смирению, кротко отвечал: "грешен, Владыко!" Папа сказал ему: "сегодня служи". Епископ исполнил повеление его, но, во время службы, в присутствии папы пред пресуществлением св. Даров, стал четыре раза повторять одну и ту же молитву и все-таки каждый раз до конца ее не дочитывал. Папа спросил: "что ты делаешь? Четвертый раз читаешь одну и ту же молитву и не кончаешь ее"? Епископ отвечал: "прости меня, Владыко, читаю потому четвертый раз молитву, что не вижу сошествия Св. Духа на св. Дары. И вот теперь о чем я прошу тебя: повели диакону, который держит рипиду, оставить св. алтарь и ты, после сего, увидишь пришествие Св. Духа". Папа исполнил просьбу епископа, и что же? Сей папа тотчас увидел благодатное пришествие Св. Духа на св. Дары, и завеса, лежавшая на св. престоле, сама собою поднялась и покрыла и папу, и епископа, и предстоящих близ Престола диаконов и алтарь и оставалась в таком положении около трех часов. После такого явления, блаженный Агапит убедился в невинности епископа, в том, что он был оклеветан, и отпустил его в его епископию с миром, давши себе слово впредь быть осторожным по отношении к людям, жалующимся на других.

Итак, братие, верно слово Господне: нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось (Лук. 8, 17).

Святый и Великий епископ, как говорит сказание оболган был, оклеветан, ввержен в темницу. Но чем кончилось? И св. папа Агапит, и прочие, бывшие с ним, убедились в том, что Господь всегда выводит правду наружу, клевету посрамляет и обесславленных делает славными. В виду этого, какая бы клевета, какие бы наветы, какие бы скорби ни постигли нас, всегда при них будем терпеливы и великодушны. Будем всегда приводить себе на память то, что есть над нами Бог Всевидящий и Правосудный; будем укрепляться верою в Него; возложим на Него все упование наше, и Он все устроит для нас к нашему спасению и нашему блаженству. Аминь.

8.01. О вреде пьянства

(Наказание св. Василия о ласкосердии, и объедении и пьянстве. Прол. янв. 8)

Св. Василий в слове об объедении и пьянстве между прочим говорит: "колика срама и поругания достойни суть, иже не перестают упиватися! Пьянство есть родительство всякому скверному делу и смраду". Остановимся, братие, на этих словах святителя и побеседуем сегодня в наше назидание о том, справедливо ли они говорит, что пьяницы срама и поругания достойны и что пьянство есть родительство всякому скверному делу и смраду.

Что мы видим в пьянице? Видим полное духовное отупение, полную победу плоти над духом. Единственно, к чему он стремится, это то, чтобы как можно скорее утолить свою пьяную жажду, как можно скорее дойти до бесчувствия. А при таком положении вещей, может ли пьяница быть способным на что-нибудь хорошее? Нет, тут места не хорошему, а подлинно лишь сраму и поруганию, всякому скверному слову и делу и смраду и тьме за тьмою и нечистоте за нечистотою. Мысли спутанные и мрачные; плотские страсти до крайности возбуждены; взор или тупой или, если так можно выразиться, плотоядный. И ходит пьяница как Каин стенай и трясыйся, не давая покоя ни себе, ни другим. Слова хульные и безбожные текут из уст его, нисколько не прохлаждая внутреннего пламени. Ропот против Бога и людей исторгается из сердца его, не облегчая нимало сердечной скорби и туги. В порывах отчаяния злая смерть иногда кажется пьянице отрадою, и несчастный нередко сам покушается на собственную жизнь. А еще пьянство доводит и до сего: "кому горе, кому молва, кому судове, кому горести и свары, кому сокрушения вотще, кому сини очи? Кому? Конечно пьянице. От кого большею частью бывает страшная нищета семей? От пьяниц. Кто чаще всего становится безжалостным и бесчеловечным тираном своей семьи? Пьяница. Кто больше всех подает соблазн ближним? Пьяница. Итак, подлинно верно то, что пьяницы срама и поругания достойны и что пьянство есть родительство всякому скверному делу и смраду. Что же, однако, из всего этого следует для нас? Конечно, то, что от пьянства мы должны бежать как от Змия лютого и удерживать от этого порока и других. Как видите, путь пьянства есть путь скользкий, страшный, удаляющий человека от Бога" и неминуемо ведущий пьяниц к вечному осуждению на суде Божием и к вечной погибели. Итак, внемлите, братие, себе да не когда отягчают сердца ваша объедением и пьянством и найдет на вы внезапу день той (Лук. 21, 34). Аминь.

9.01. Любителям монашеского жития

(Память иже во святых отца нашего Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца. Прол. янв. 9)

Много есть людей, желающих быть монахами, но, к сожалению, мало между ними можно встретить таких, которые понимали бы то, в чем должно состоять истинное монашество и умели бы приготовить себя к оному. Таковые, например, относительно монашества, прежде всего впадают в следующее заблуждение: они думают, что в монахах жить легко и приятно и что в монастырях нужно только Богу молиться и больше уже ничего не делать. И вот хоть бы и это только одно заблуждение ведет их к самым печальным впоследствии для них вещам. Поступив в монастырь, при своем представлении о ничего неделании в оном, они становятся монахами самыми жалкими и служат только на посмешище и соблазн как инокам, живущим с ними, так равно и людям мирским. Хорошо ли это? Как сами видите, весьма худо. Что же делать? Да мы сделаем вот что: мы укажем всем вообще желающим монашества, но не понимающим сущности его на первый раз хоть на один пример того, как истинные рабы Божии готовились к иночеству и как они вели себя по принятии оного.

Святый Филипп, митрополит Московский, был сын вельможи и в юности отдан был в службу царскую. На тридцатом году жизни, однажды, когда он был в церкви, на него особенно сильное впечатление произвели слова Спасителя: никтоже может двема господинома работати, и вскоре у него явилась мысль сделаться иноком. Эта мысль со временем все более и более укреплялась в нем, и он, наконец, решился привести ее в исполнение. С чего же он начал? Прежде всего он отправился к святым местам и там усердно просил Господа и святых Его, чтобы они стали ему помощниками в новой жизни. Потом, чтобы лучше приучить себя к трудам, с которыми должен был встретиться в монастыре, св. Филипп поселился у одного деревенского жителя в Новгородской области и нанялся у него пасти овец. Поживши тут не малое время, он отправился в любимый им Соловецкий монастырь и тут уже окончательно стал приготовлять себя к монашеству. Каким же образом? "Дрова убо секий, "говорит описатель жития его: "и землю копая во ограде, и камение перенося, овогда же и гной (навоз) на плещу своею ношаше, и иная тягчайшая дела творяше. Множайше же уничижаем и бием от неразумных, не гневашеся: но с радостью терпяше вся, и со смиренномудрием, "никим ведом, кто и откуда есть". Проведши довольно времени в таком подвиге, св. Филипп стал просить игумена уже и о своем пострижении, и игумен исполнил его желание. Тут началась для св. Филиппа и новая жизнь, и эту жизнь он проводил так: "в поварню от игумена посылаем бываше, и тамо с молчанием на братью работаше, огнь возгнещая, и дрова секий". Пробыв в такой службе дней немало, отходит оттуду в пекальницу: и ниже в сей службе разленяется, но и тамо дрова убо на раме своем влачаше, и воду носяше. Довольно потрудившись так, новоначальный инок для того, чтобы удобнее научиться молитве и богомыслию, на несколько времени удалился в пустыню, а потом снова возвратился в монастырь. Тут уже, как лучший из иноков, св. Филипп был сделан помощником игумена, а затем, через девять лет, поставлен был и игуменом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пролог в поучениях"

Книги похожие на "Пролог в поучениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора прот.Виктор Гурьев

прот.Виктор Гурьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях"

Отзывы читателей о книге "Пролог в поучениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.