Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пролог в поучениях"
Описание и краткое содержание "Пролог в поучениях" читать бесплатно онлайн.
Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.
Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.
Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: — Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)
Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)
Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru
Братие! Как много было прежде, так много есть и теперь терпящих недостаток в одежде, и от сего холод и зной, есть пожалуй и такие, которым вовсе нечем прикрыть наготу свою; так не забывайте и этих несчастных и, сколько можете, помогите им. За тленную ризу, поданную им, сами вы можете получить от Бога ризу нетленную. Но скажете: "кто же ныне раздетым ходит? Разве пьяницы одни?" — Неправда. Вот, например, у нас неподалеку от Москвы в селе Большеве добрые люди устроили приют для нищенствующих девочек и собирают их туда. У этих несчастных, сами знаете, уж какая одежда! Так вот благодетели их и просят добрых людей, чтобы хоть обноски отдали этим горьким девочкам. Хоть что-нибудь, хоть даже клочки какие-нибудь, и те им пойдут в пользу. Так не угодно ли помочь им? — На доброе дело да благословит вас Господь. Аминь.
11.01. К людям милостивым и Господь бывает особенно милостив
(Из жития св. Феодосии. Прол. янв. 11)
И слово Божие, и св. отцы учат нас тому, чтобы мы помнили то, что к людям милостивым и Бог бывает особенно милостив. Иже дает убогим, говорит Соломон, не оскудеет (Притч. 28, 27). Сеяй о благословении, о благословении и пожнет, учить св. апостол Павел (2 Кор. 9, 6). "Что ты дал алчущему, то с избытком получишь, прибавляет к сему св. Василий Великий (на богатящихся). Все это, братие, совершенно справедливо; ибо истину того, что говорят и слово Божие, и св. отцы, относительно особенных милостей Божьих к милостивым, можно показать и самым делом. И сегодня, для назидания вашего, мы ее делом и докажем.
Св. Феодосий, игумен монастыря св. Богородицы, близ Иерусалима, был, как говорит описатель жития его, око слепым, вождь хромым, безкровным покров и нагим одежда Он посещал больных, одним, из приходивших к нему, давал одежду, других кормил, у третьих другие нужды исправлял. При этом, в частности, нужно заметить, что им в монастыре заведен быль обычай кормить ежедневно по сто человек. Однажды случилось так, что монастырь оскудел съестными припасами, а народа за милостынею собралось множество. Увидав нищих, иноки, пришедшие в уныние, доложили св. Феодосию, что хлеба нет. Выслушав это, Преподобный с гневом взглянул на них и, укорив в маловерии, приказал тотчас отворить ворота обители и впустить пришедших. Когда все бедные сели по обычаю за столь, он велел ученикам кормить их. Зная, что житница пуста, иноки с поникшими главами пошли к ней. Но каково же было их удивление, когда они, вошедши в нее, нашли ее полною хлебов! Bсе прославили Бога и похвалили веру раба Его. В другой раз, в праздник Успения Пресвятой Богородицы собралось тоже много нищих, а кормить их опять было нечем, Находясь в трудных обстоятельствах, Преподобный так же, как и в первый раз, не потерял веры. Воззрев на небо, он благословил остававшиеся в ничтожном количестве хлебы и затем велел раздавать их народу. И все ели и насытились, остатками наполнили множество корзин и, высушивши их на солнце, довольное время питались ими. Был и еще чудесный случай в жизни Преподобного. Однажды, накануне, дня Пасхи, вследствие обильной раздачи милостыни, к празднику сами иноки остались без хлеба, без масла, без всего. Скорбными они явились к Преподобному и стали жаловаться, что ничего не имеют к празднику. Преподобный стал утешать их и говорил: "дети, Бог, сотворивший чудеса с отцами нашими и прокормивший Израильтян в пустыне, сотворит и с нами милость, только терпите и веруйте, что Бог не оставит вас". И тут вера Преподобного не осталась тща. Вечером в Великую Субботу некто на двух мулах прибыл в монастырь и привез всяких съестных припасов с избытком. И снова все иноки прославили Бога.
Итак, самым делом мы доказали вам, братие, ту истину, что Бог и Сам особенно бывает милостив к милостивым. Да так и должно быть непременно. Ибо Он Сам, будучи весь любовью, и в нас любит любовь к Нему, выражающуюся в любви к ближним, и Сам, так сказать, становится порукою в том, что наше, т. е. то, что мы из милости отдаем ближним, не пропадет, а возвратится сторицею. "Аз, говорит блаженный Августин, от лица Божия — восприял, Аз и воздам. Землю Я восприял, воздам небо; временное восприял, воздам вечное; хлеб получил, хлеб и отдам, но небесный и вечный; гостиницу получил, дом отдам; находясь в болезни, посещен был, спасение воздам; в темнице быв и посещен был, воздам свободу" (в трактате о скупости и роскоши). К этому прибавлять нечего; ибо вы сами теперь воочию должны были убедиться в том, что благ, особенно благ бывает Господь к милостивым. Будите же убо милосерди, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть (Лук. 6, 36).
11.01. Против гордости
(Слово св. отца Евагрия о гордости. Прол. янв. 11)
Преподобный Евагрий, в слове о величании, для того, чтобы отвлечь нас от пагубного порока гордости, говорит, между прочим, следующее: "душа гордого всегда держится худых помыслов, а чрез это человек впадает во глубину зол. Как камень, отторгнувшийся от скалы, немедленно падает вниз, так и гордый, отступивши от Бога, еще скорее камня падет… Плод гнилой не приносит пользы земледельцу, и добродетель гордого неугодна Богу… Душа гордого удалена бывает от Бога и доставляет радость одним бесам… Гордость с неба низринула денницу, и он, как молния, пал на землю.
Для нашего назидания, отнесемся внимательно, братие, к словам Преподобного и посмотрим, есть ли правда в них.
Прежде всего Евагрий, как вы слышали, говорит: душа гордого всегда держится худых помыслов, а чрез это человек впадает во глубину зол. Эти слова Преподобного, как истину, доказывает собою всего убедительнее Вавилонский царь Навуходоносор. Ослепленный гордостью, он в своих помыслах считал себя счастливейшим из смертных, всю власть и силу во всем себе приписывал и хулил Бога еврейского. Чем же кончилось? Тем, что, согласно с словами Евагрия, и падь он во глубину зол. Раз, когда, смотря на Вавилон, Навуходоносор величался им, как делом рук своих, его поразил осуждающий глас с небес; и с сей минуты, лишенный ума, удаленный от престола и общества человеческого, подобно волу, семь лет питался он травою.
Далее Преподобный говорит: "как камень, отторгнувшийся от скалы, немедленно падает вниз, так и гордый еще скорее камня падет.
И это сущая правда, братие мои! Монах Ирон пятьдесят лет провел в пустыне и превзошел всех живущих в ней иноков своим равноангельским житием. Но гордость погубила и такого подвижника. Он вообразил, что соседние с ним иноки не такого держатся устава, какого бы, по его мнению, следовало держаться, и стал относиться к ним с презрением. Дьявол, заметив зародившееся в старце самомнение, не замедлил приложить заботу, чтобы погубить его, и достиг своего, Он явился ему в образе светлого ангела, а самообольщенный монах принял его действительно за такового. Тут дьявол предложил старцу броситься в колодезь, говоря, что-де за святую жизнь ему от этого вреда не будет. Старец послушался и вытащен был из колодца едва живым. На третий день он скончался (Прол. апреля 4).
Еще Евагрий в своем слове учит: "плод гнилой, говорит он, не приносит пользы земледельцу, и добродетель гордого неугодна Богу". И этих слов истину убедительно подтверждает собою фарисей. Будучи гордым, он молился так: "Боже, говорил он, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи… Пощусь два раза в неделю; даю десятую часть из всею, что приобретаю". Была ли угодна Богу такая молитва? Нет, ибо Господь сказал про фарисея: всякий, возвышающий сам себя, унижен будет (Лук. 18, 10–14).
"Душа гордого, продолжает Евагрий, удалена бывает от Бога и доставляет радость бесам." Правда, братие, и это. Мерзок, говорит слово церковное о величавых и возносящихся, мерзок пред Богом и людьми всякий возносящийся. Начало человеческого греха есть гордыня, и держащийся ее мерзок всем и в конце совершенно отпадает от Бога (Прол. июля 10). А остальное само собою понятно. Раз человек гордый мерзок пред Богом, то он в то же время угоден дьяволу и радостен для него.
Наконец, Преподобный в своем слове говорит: "гордость с неба низринула денницу, и он, как молния, пал на землю. Так и было на самом деле. Как упал ты, говорит пророк Иcaиa, с неба, денница, сыт зари!…. А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов… Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему, но ты низвергнут в ад, в глубины преисподней (Ис. 14, 12–15). Так говорит Исаия. А Господь прибавляете к сему: видех сатану, яко молнию с небес спадша (Лук. 10,18).
Надеюсь, братие, что, после всего сказанного, вы убедились в истине слов Евагрия. А если так, то и помните их, приложите их к своему сердцу и поступайте по ним. Отбросьте от себя всякую гордыню и возлюбите смиренье. А для того, чтобы навыкнуть добродетели последней, и еще чаще приводите себе на память следующие слова Господа: на кого воззрю? токмо на, кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих (Ис. 66, 2). Аминь.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пролог в поучениях"
Книги похожие на "Пролог в поучениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях"
Отзывы читателей о книге "Пролог в поучениях", комментарии и мнения людей о произведении.