» » » » Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях


Авторские права

Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях

Здесь можно скачать бесплатно "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, год 1912. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях
Рейтинг:
Название:
Пролог в поучениях
Издательство:
Афонский Русский Пантелеймонов монастырь
Жанр:
Год:
1912
ISBN:
5-902040-01-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пролог в поучениях"

Описание и краткое содержание "Пролог в поучениях" читать бесплатно онлайн.



Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: — Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru






Что такое восходы душевные? Восходы душевные, в связи со сказанным, нужно понимать так: св. Кирилл Александрийский, в слове об исходе души, пишет, что душа, по разлучении с телом, держится от святых Ангел, воздухом преходящи, и возвышаема обретает мытарства, хранящая воздух и возбраняющая восходящим душам, и далее, в слове сем, подробно исчисляет все мытарства (богословие Антония, стр. 245). Эти слова св. Кирилла и составляют объяснение слов "восходы душевные".

Теперь остается объяснить выражение: "Крамолящя бесы". Объяснение этих слов мы находим в житии преподобной Феодоры. "Откуда, спрашивала она Ангелов, сопутствовавших ей в странствовании по мытарствам, — воздушные власти знают все дела человеческие, не только явные, но и тайные?" Всякий христианин, отвечали ей св. Ангелы, от святого крещения приемлет Богом данного ему Ангела-Хранителя, который, невидимо храня человека, наставляет его во дни и в нощи на всякое дело благое, наблюдая все добрые дела, творимые им в сей жизни. Таким же образом и князь тьмы, желающий погубить весь род человеческий, приставляет одного из лукавых духов, который, всюду следуя за человеком, замечает все злые дела, поощряет к тому кознями своими и собирает всякое зло, содеянное человеком. Когда разлучается душа от тела, и когда начинается в ней стремление к Создателю Своему; тогда лукавые духи стараются препятствовать ей в том, открывая пред нею ее грехи (Воскресенье Чт. 1841 г. № 43, стр. 387). Значит выражение: "бесы крамоляща" означает бесов, козни строящих, бесов, препятствующих душе взойти к своему Создателю.

Итак, братие, то, что дано Богом видеть св. Антонию из загробного Mиpa, то теперь нам понятно. Но, прибавим от себя, оно не только понятно, но вместе с тем и весьма поучительно для нас. Так оно, во 1-х, научает нас помнить, что, кроме всеобщего суда, есть еще и суд частный, который совершается особо над каждым человеком, непосредственно по исходу души из тела, т. е. непосредственно по смерти человека. Во 2-х, научает нас не забывать того, что мы, по смерти, "страшно и грозно место имамы пройти, тела разлучився, и множество нас мрачное и бесчеловечное демонов срящет" (Следов. Псал. молитва по 4-й кафизме). А в 3-х, наконец, учит и тому, чтобы мы непрестанно представляли себе ту величайшую истину, что есть Бог, есть будущая жизнь и есть воздаяние по смерти. Аминь.

17.01. Необычайное чудо милости Божьей к милостивому

(Слово о черноризце Мартирии, како Христа носяше)

Все вы знаете, братие, за непреложную истину то, что к милостивым и Господь Сам всегда был, есть и будет милостив. Все вы знаете, что милостивии помиловани будут (Mф. 5, 7), что хвалится милость на суде (Иак. 2, 13) и что блажен разумеваяй на нища и убога (Псал. 40, 1. 2). Все это так и все это вы знаете. Но знаете ли то, что к милостивым Господь и не только просто милостив бывает, но и бывает милостив необычайно и являет им иногда чудеса Своего милосердия великие и неисповедимые? Если не знаете, то знайте, что также непреложную истину составляет и сие последнее, и это последнее мы сейчас и покажем вам на самом деле.

В стране Саворской жил никоторый инок, Христолюбивый, нищелюбивый и милостивый; молодой по возрасту и старый по разуму. Этот инок носил имя Мартирий и проводил святую жизнь. Он имел обычай ходить из своего монастыря в соседний к духовному своему отцу для того, чтобы вместе с ним изливать молитвы пред Господом. И вот, когда однажды, по обычаю, Мартирий шел к своему духовнику, он встретил на пути лежащего нищего, всего покрытого струпьями. Нищий намеревался идти туда же, куда шел и Мартирий, не сил у, него на то не было. Мартирий сжалился над ним, разложил на земли свою мантию, положил на нее нищего и понес его на своих плечах. Когда он, со своею ношею, пришел к монастырю, где жил его духовник, последний встретил его и как прозорливец, исполненный Духа Святого, громко воскликнул к бывшим с ним монахам: "спешите скорее, отворите врата монастырские! Видь Мартирий грядет, Бога неся!" Мартирий же, подошедши к вратам, снял с себя свою ношу и хотел поднять нищего с земли, но оказалось, что на мантии никого не было, и он только увидел образ Господа нашего Иисуса Христа, в глазах его возносившийся на небо. И тут послышался голос: "о, Мартирий, ты не презрел Меня на земли, а Я не презрю тебя на небесах! Ты ныне на Меня воззрел милостиво, а Я тебя во веки помилую!" Когда, после этого, Мартирий вошел в монастырь, отец духовный спросил его: "брат Мартирий, где же Тот, Которого ты нес на раменах своих?" Мартирий отвечал: "если бы я знал, отче, кто Он, я бы простерся у ног Его". Весть о чудном видении тотчас же разнеслась по монастырю. Духовник же еще спросил Мартирия: "тяжело ли тебе было, чадо, нести нищего на плечах твоих?" — " Нет, отвечал Мартирий. Когда я нес Его, никакой тяжести не чувствовал, ибо нес носящего меня и весь мир и Того, Который словом Своим все содержит".

Итак, как видите, подлинно чудны и неисповедимы бывают иногда милости Божии к милостивым и подлинно иногда воочию, так сказать, исполняются слова святого Василия Великого: "то приемлет Сам Христос на небеси сидящий, что получает от рук твоих бедный на земле лежащий" (на богатящихся). Да, поистине, велия верху небес милость (Псал. 107, 5), т. е. бесконечная и неизреченная Божия милость к милостивым! Сам Господь явился принять милость Мартирия и Сам открылся ему! Что может быть необычайнее сего, поразительнее, непостижимее! А между тем, все это совершилось и было на самом деле. А в виду сего, братие, благотворения и общения не забывайте, ибо таковыми жертвами благоугождается, как сейчас слышали, Бог (Евр. 13, 16). В виду сего, будите милосерды, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть (Лук. 6, 36). И наконец в виду того же, по слову Божию, оправдайте вдову, дайте суд бедному, помогите нищему, защитите сироту, оденьте нагого, о расслабленном и немощном попекитесь, над хромым не смейтесь, безрукого защитите, слепого приведите к видению света и мертвых, где найдете, запечатлев, предайте гробу. За это, говорит Господь, Я дам вам первое место в Моем воскресении (3 кн. Ездры 2, 20–23). Аминь.

18.01. Урок инокам

(Поучение блаженного Илариона. Прол. янв. 18)

К вам, иноки, сегодня будет слово наше и вот что мы скажем вам. В Прологе, на нынешний день, помещено поучение блаженного Иллариона, которое, по-своему содержание, относится прежде всего к вашей монашеской жизни. Так как в этом поучении заключается, по нашему мнению, много уроков важных, полезных и спасительных для вас, то мы и просим вас обратить особое внимание на его содержание.

В своем поучении Илларион, во 1-х, учит вас страху Божью и любви к Богу. Он говорит: "как пригвожденный к древу не может исполнить никакого дела, которое хотел бы сделать; так и исполненный страха Божия чужд всяких плотских страстей. И как пригвожденный на кресте забывает все мирское и ждет себе только смерти; так и отвергшийся Mиpa и к любви Божией прилепившийся далек от плотских мыслей и похотей. Во 2-х, блаженный напоминает вам, что не то хорошо, что хорошо началось, а то, что хорошо кончится. "Не начный добро блажен, но иже в том пребысть. В 3-х, учит, чтобы вы, когда вас будут обуревать нечистые помыслы, открывали бы оные вашему духовному отцу. "Егда", поучает: "нападут ти помыслы, с начала не стыдяся объявляти их к твоему отцу, да сокрушиши змиеву главу". В 4-х, учит терпению. "Если ты", говорит: "приступил работать Господу, то помни, что ты пришел в монастырь не на беспечалие или покой и веселие, но на искушения и скорби. Многими скорбми подобает нам внити в Царство Небесное, и узок и прискорбен путь, ведущий в жизнь вечную и мало таких, которые по сему пути следуют". В 5-х, Илларион учит вас бегать лености и непослушания. "Не внимай", поучает: "ленивым и косным о своем спасении, но крепок буди во благих помыслах. Не подражай тем, которые непокорны и непослушны и дерзки, которые постоянно между собою ссорятся и привыкли ослушаться начальства". В 6-х, святый внушает иметь смирение и послушание. "Когда", говорит: "тебя кто либо унизит или укорит, не отвечай, но сделайся как бы немым и глухим и чаще при этом про себя читай псалом Давида: рех, сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим: положих устом моим хранило, внегда восстати грешному предо мною и т. д." (Псал. 38).

Если даст тебе какое-нибудь послушание настоятель, со всею кротостью исполни оное и исполни, как можно тщательнее.

В заключение блаженный Илларион обращает опять мысль вашу к страху Божью, и вот последние слова его: "начало нашего спасения есть страх Божий: от него рождаются: послушание, презрение мирских благ, смирение, умерщвление злой воли, победа над плотью и исцеление немощей душевных.

Мне кажется, что вы теперь согласитесь со мною, иноки, в том, что я правду сказал в начале слова о том, что поучение блаженного Иллариона по своему содержанию, относится прежде всего к вашей монашеской жизни и что в нем заключается много уроков важных, полезных и спасительных для вас. Да, по всему видно, что Святой прошел неуклонно все степени восхождения иноческого по пути к небу, и по этим пройденным им степеням и вас ведет туда же и ведет последовательно — разумно. Примите же уроки его к своему сердцу и по ним расположите жизнь свою. В заключение, молю Бога, чтобы благодать Божия, немощствующая врачующая и оскудевающая восполняющая, всегда пребывала с вами и укрепила ваши силы в доброделании. Аминь.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пролог в поучениях"

Книги похожие на "Пролог в поучениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора прот.Виктор Гурьев

прот.Виктор Гурьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях"

Отзывы читателей о книге "Пролог в поучениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.