П Чаадаев - Отрывки и разные мысли
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Отрывки и разные мысли"
Описание и краткое содержание "Отрывки и разные мысли" читать бесплатно онлайн.
На просьбу Кюстина ознакомить его" с культурным уровнем тех, кто учит в России "слову божьему","русский философ" отвечал: "В православных церквах проповеди всегда занимали очень скромное место. А в России и духовная, и светская власти энергично противились богословским спорам. Как только появилось желание обсуждать спорные вопросы, разделявшие Рим и Византию, обеим сторонам предписывали замолчать. В сущности, предметы спора столь незначительны, что раскол продолжает существовать только благодаря невежеству в религиозных вопросах<…>Факт покажется вам совершенно непонятным и необъяснимый, но, тем не менее, это так: русский народ религии не учат. Следствием этого является множество сект, о существовании которых правительство знать не разрешает<…>
Насильственные меры приведут к огласке, но не уничтожат зла, а действовать убеждением, значит открыть дорогу спорам-наихудшему злу в глазах нашего самодержавного правительства. Поэтому прибегают к замалчиванию, т. е. не лечат болезнь, но, наоборот, способствуют ее распространению.
— Русская империя погибнет от религиозных разногласий, — заключил мой собеседник. — Поэтому завидовать нашей религиозности может только тот, кто, как вы, судит по поверхности, не зная нас на самом деле.
Таково мнение одного из самых проницательных и искренних русских (Кюстин. Николаевская Россия. М.,1930. С. 212–213). Личность этого русского философа давно привлекала внимание исследователей (см.: Струве Г.Русский европеец. Нью-Йорк,1950). В сущности, выбор колебался между П.Б.Козловским и Чаадаевым. Как правило, аргументом против Чаадаева был тот факт, что проблемами русского раскола и сектантства он не интересовался. Но как видно из комментируемого отрывка, это не соответствует действительности. Кроме того, в библиотеке Чаадаева имеется книга Димитрия Туптало "Розыск о раскольнической брынской вере, о учении их, о делах их и изъявлении, яко вера их неправа, учение их душе вредно, и дела их не богоугодны" (Каталог.№ 19). В книге много отметок Чаадаева, свидетельствующих о внимательном чтении, причем особо Чаадаевым отмечены аргументы "раскольщиков",в частности протопопа Аввакума. (Каталог.№ 19. С. 388).
Все это говорит не только о большом интересе Чаадаева к расколу, но и свидетельствует о том, что московским собеседником Кюстина вполне мог быть Чаадаев.
Кроме того, если предположить, что этим собеседником Кюстина был П.Б.Козловский, то непонятно, почему первый не называет имени второго: в первых главах своей книги, передавая свой разговор с Козловским (причем последний высказывает мысли куда более предосудительные с точки зрения русского правительства, чем "русский философ"), Кюстин открыто называет своего собеседника.
Напротив, вполне понятно, почему Кюстин не называет "русского философа" по имени, если этот философ-Чаадаев: обнародование его имени могло бы навлечь на него новые преследования со стороны правительства, чего Кюстин, конечно же, стремился не допустить. Не называет он Чаадаева по имени и в специально посвященной ему главе своей книги (отрывок из этой главы см. в Приложениях).
145
Отрывок представляет собой пародию на стиль и дух славянофильских сочинений о превосходстве русских "начал" над западноевропейскими. О том, что Россия в лице славянофилов претендует "на звание народа с высшей против других цивилизацией, ссылаясь на сохранение спокойствия во время пережитого недавно Европой потрясения", Чаадаев писал в статье" L'Univers…"(С. 569).
146
О ком идет здесь речь неизвестно, но можно предположить, что этот самый "известный всем человек", о портрете которого рассказал М.И.Жихарев в качестве примера острой наблюдательности Чаадаева. "У меня в комнате, — пишет М.И.Жихарев, — висел портрет очень известного всем входившим в комнату человека. Этот портрет видело очень много людей, и у меня, и в некоторых других местах, и никогда про него никто ничего не говорил. Как увидел его Чаадаев, немедленно в нем указал очень нелестное сходство с одним не совсем благородным животным, в чем прежде видевшие, безо всякого прекословия, потом и согласились (BE.сент.,1871. С. 19).
147
Возможно, Чаадаев имеет в виду А.Н.Раевского, который, поселившись в Москве, жил очень замкнуто, посвятив себя воспитанию дочери (см.:Гершензон М.О.Семья декабристов// Былое. 1906. № 11. С. 189).
148
Д.И.Шаховской переводит это слово как "игру словами" (Вопр. философии. 1986. № 1. С. 138). Точнее было бы перевести его как "словоборчество" (отгреч. logoj-слово и mach-война).
149
Это рассуждение Чаадаева интересно тем, что в нем он обращается к рассмотрению сугубо экономической проблемы, хотя, как это видно из дальнейшего содержания отрывка, само это обращение нужно Чаадаеву для проведения "аналогии" междуэкономической проблемой и "порядком интеллектуальным". Возможно, его интерес к проблематике "социальнойэкономии" связан с тем, что в 1848–1849 годах он изучает "Книгу нового духовного мира" Р.Оуэна (Каталог.№ 527) и "Трактат политической экономии" Дестютаде Траси("Заметки на книгах". № 40).
150
Farniente(итал.) — ничего не деланье; ср. известное выражение "Ildolcefarniente" — сладостное ничего не деланье (источник поэтического вдохновения).
151
Речь идет о событиях Варфоломеевской ночи (24 авг.1572 г.), во время которой началась массовая резня гугенотов во Франции, что привело к возобновлению религиозных войн.
152
Тридцатилетняя война-первая общеевропейская воина 1618–1648 гг. А.Валленштейни И.Тилли — командующие войсками габсбургской коалиции.
153
Драгонады-постой двойного числа драгун в домах протестантов, впервые введенный Лувуа в 1681 г. Постепенно эта мера стала применяться постоянно по всей территории Франции, причем солдатам разрешалось жестокое обращение с приверженцами протестантизма.
154
Чаадаев имеет в виду расправу Петра I над восставшими в 1698 г. стрельцами. Всего было казнено 1182 стрельца.
155
ОРМ.№ 222–228 обращены к славянофилам.
156
Райа-турецкое название христиан, живущих в Турции.
157
ОРМ № 228–229 представляют собой 8‑й и 9‑й отрывки серии, хранящейся в ИРЛИ(ф. 250,оп. 3,ед. хр. 549); см. примеч. 70.
158
Возможность захвата Константинополя широко обсуждалась в некоторых кругах русского общества в самом начале Крымской войны. М.Н.Похвиснев записал в своем дневнике 6 апр.1853 г.: "Был на утре у Чаадаева, московского умника, который когда-то был признан безумным. У него встретил Шипова, генерала Менда, бывшего с Муравьевым в Константинополе в 1833 г., говоруна-поэта Хомякова, <…>князя Львова с сыном студентом, князя Черкасского и еще какого-то князя. Мендмного говорил о Константинополе, о возможности овладеть этим городом paruncoupdemain (захватом), о положении Босфора, о последней Турецкой кампании<…>"(РА.1911.№ 2. С. 207).
Возможно, отрывок написан Чаадаевым непосредственно под впечатлением разговора сМендом.
Мысль о том, что "Америка единственная соперница, которой вы должны бояться", возникла у Чаадаева, вероятно, под влиянием чтения А. де Токвиля, заканчивающего 2‑й т. своей книги "О демократии в Америке" словами: "В настоящее время существует на земле только два великих народа, которые, начав с различных точек, приближаются к одной цели: это русские и англо-американцы"(Каталог.№ 654.T. 2.P. 490; пер.:М.,1897. С. 340). Чуть ниже Токвиль поясняет, к какой именно цели приближаются оба народа: "держать когда-нибудь в своих руках судьбу половины мира"(Там. же. P. 491.С. 340).
159
Ср. в статье" L'Univers…":"Вот в чем весь восточный вопрос, сведенный к своему наиболее простому выражению" (С. 569), — заключает он свое рассуждение в этой статье.
160
OPM.№ 230–232 отсутствуют в публикации Тогава. Они не входят в состав отрывков, представленных М.И.Жихаревым в редакцию "Вестника Европы", и образуют отдельную единицу хранения (см. вводную часть к наст. комментарию). Возможно, это в буквальном смысле отрывки из каких-то писем, извлеченные М.И.Жихаревым (см. примеч. 159) для публикации. В таком виде, например, опубликованы М.О.Гершензоном четыре отрывка из писем Чаадаева к М.И.Жихареву(Письма.№ 181А, 208Б, 213, 214).
161
Отрывок воспроизводит письмо Чаадаева к М.И.Жихареву 1854 года (ИРЛИ,ф. 334,ед. хр. 329–336).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Отрывки и разные мысли"
Книги похожие на "Отрывки и разные мысли" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "П Чаадаев - Отрывки и разные мысли"
Отзывы читателей о книге "Отрывки и разные мысли", комментарии и мнения людей о произведении.