П Чаадаев - Отрывки и разные мысли
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Отрывки и разные мысли"
Описание и краткое содержание "Отрывки и разные мысли" читать бесплатно онлайн.
34
О книгах Гизо в библиотеке Чаадаева см. примеч. 5 и примеч. 15, 16 к ФП VI; идея этого отрывка — идея мыслящей истории-разработана Чаадаевым как методология современной истории в началеФП VI(С. 392–396).
35
Это рассуждение является наброском концепции руññкой истории, развитой Чаадаевым вФП I.См. также примеч. 96.
36
С творчеством Байрона Чаадаев, хорошо знавший английский язык, вероятно, был знаком с юности, совпавшей с первыми выступлениями Байрона в печати. Интерес Чаадаева к английской культуре, как и знание английского языка, объясняется тем, что, по словам М.И.Жихарева, в детстве "у Чаадаева был какой-то вроде дядьки англичанин, про которого мне ничего неизвестно, исключая того, что по этому случаю оба брата хорошо знали по-английски, что между русскими не часто бывает". (ВЕ. 1871, август. С. 177).
Возможно, Чаадаев был одним из первых, кто познакомил А.С.Пушкина с творчеством английского поэта. Во всяком случае, П.Бартенев, со ссылкой на Чаадаева, утверждает, что с Байроном Пушкин "начал знакомиться еще в Петербурге (т. е. до южной ссылки 1826 г.-В.С.), где учился по-английски и брал для того у Чаадаева книжку Газлита "Рассказы за столом"" (РА. 1866. С. 1140). По мнению М.А.Цявловского, "Чаадаев спутал время, когда Пушкин брал у него книгу" (так как первое издание указанной книги У.Хэзлитта вышло в 1825 ã.; см.: Пушкин и его современники. Пг.,1914. Т. V. Вып. 17–18. С. 55), но несомненно, что Чаадаев еще в "Петербургский период" своего знакомства с Пушкиным пытался приобщить поэта к английской культуре.
В библиотеке Чаадаева сохранилась поэма Байрона "Бронзовый век"(Каталог.№ 164). Кроме того, во втором томе поэтической антологии, изданной в 1827 г. в Париже(The living poets of England), имеется несколько стихотворений Байрона, из которых внимание Чаадаева привлекло лишь одно: "Океан" (есть пометки его рукой;Каталог.№ 432.T. 2.P. 205–206). Этого материала, конечно, недостаточно, чтобы составить вполне определенное представление об отношении Чаадаева к творчеству Байрона. Судя по отметкам, сохранившимся на страницах указанной антологии, Чаадаев уделял большее внимание таким поэтам, как С.Роджерс, У.Вордсвоут и Р.Саути.
37
В библиотеке Чаадаева имеются следующие книги указанных авторов: "Приключения Телемака" и "Духовные сочинения", в 4‑х т. Ф.Фенелона (Каталог.№ 261, 262); "Собрание сочинений", в 12‑и т. Ж.Л.Бюффона (Каталог.№ 159) и "Исповедание веры савойского викария" Ж.‑Ж.Руссо(Каталог.№ 587). Все эти книги сохранили многочисленные отметки и надписи Чаадаева; из 12-и томов "Сочинений" Бюффона Чаадаевым проработаны 4 т.; из "Натуральной истории" французского ученого Чаадаев прочитал тома, посвященные "Истории животных", "Человеку" и "Домашним животным" (соответственно 4, 5 и 6 т. "Сочинений"), причем 5-й том он читал по крайней мере дважды, так как в нем имеются отметки, сделанные простым и красным карандашом (с красным карандашом Чаадаев читал в 40-е годы); в частности, красным карандашом подчеркнуто знаменитое изречение Бюффона "стиль-это сам человек" (P. 604).
38
ОРМ.№ 47–48 полемически направлены против Сведенборга и, возможно, Ш.Бонне. последний построил "лестницу существ" от простейших неорганических тел до ангелов. В библиотеке Чаадаева имеется книга Ш.Бонне "Созерцание природы"(Каталог.№ 145), но без следов чтения. Сочинений Сведенборга нет в библиотеке Чаадаева, но имеется книга Й. фон Герреса о Сведенборге(Каталог.№ 295), на которой сохранились условные знаки и надпись Чаадаева. Ангелы, по Сведенборгу, это умершие люди, земная жизнь которых была посвящена любви к богу и ближним. Несмотря на то, что вслед за Бюффоном Чаадаев признает единство растительного и животного мира (и в какой-то мере даже единство животного и человеческого мира, допуская гипотезу о человеке-животном-отрывок № 101) и тем самым допускает существование "промежуточных" видов, он не может допустить существования ангелов (т. е. промежуточного вида между богом и человеком), так как это противоречит христианскому учению о сотворении человека. Именно этой, его полемикой со Сведенборгом обусловлено и особое понимание Чаадаевым христианского бессмертия (отрывок № 88).
Вообще в библиотеке Чаадаева очень мало книг религиозно-мистического содержания. В ней имеются три книги Юнга-Штиллинга, мистическим учением которого очень увлекались в России в первые два десятилетия прошлого века. Две из них(Каталог.№ 375, 376) подарены Чаадаеву Д.А.Облеуховым (или вдовой Облеухова после смерти мужа), которому принадлежит и большинство отметок на них (подробнее см.:Каталог. С. 136–138). Книга "Жизнь Генриха Штиллинга: истинная повесть" (СП6., 1816)(Каталог.№ 82) приобретена была, по-видимому, самим Чаадаевым, но в ней всего три отметки: одна о знакомстве Штиллинга с Гете (С. 86), две другие носят биографический характер (С. 40–43, 87).
39
Эзотерическое учение-т. е. учение, открытое для всех, доступное всем, в отличие от экзотерического, — предназначенного для "посвященных".
40
Не исключено, что здесь Чаадаев полемизирует со стихотворением Байрона "Сон" (1816):
Жизнь наша двойственна; есть область Сна,
Грань между тем, что ложно называют
Смертью и жизнью…
Сходные с Чаадаевым мысли о смерти высказывает М.С.Лунин в "Записной книжке". Лунин называет и общий для них с Чаадаевым источник такого понимания смерти и сна: Евангелие от Матфея: 9, 24 ("Девица не умерла, но спит"), Евангелие от Иоанна: 11, 2 ("Лазарь, друг наш, спит")(Лунин М.С. Письма из Сибири. М., 1987. С. 166).
41
Зоофиты-животно-растения. В современной биологии этот термин не используется; в прошлом веке к зоофитам относили иглокожих, коралловые полипы и др, Чаадаев, как и Гердер, употребляет это слово в более общем, отчасти даже метафорическом смысле. По Гердеру, зоофиты-это "животные, которые ближе всего к растениям и по закономерностям своего строения, и по своему предназначению" (Идеи… М., 1977. С. 55).
42
Чаадаев имеет в виду знаменитое изречение Декарта Cogito ergo sum(Мыслю, следовательно, существую), но как и вФП V(С. 387) он придает несвойственный ему сенсуалистический смысл (ср. примеч.14 к ФП V), и поэтому противопоставление этому "идеологическому" сознанию активного творческого сознания носит не совсем корректный по отношению к Декарту и картезианству характер. К тому же, в ФП выясняется то обстоятельство, которое здесь уходит в подтекст, — "иное создание" боговдохновенно.
43
Смысл этого отрывка заключается в следующем: "хорошие" мысли, по Чаадаеву, вложены в человека богом в момент творения, когда человек находился в "бессознательном" состоянии и поэтому самого акта творения не помнит; так же как ребенок не помнит, что было до его рождения и в первые годы жизни (эту мысль Чаадаев высказывает в ОРМ.№ 11, 12). "Дурные мысли", как и заблуждения, являются уже следствием спонтанного процесса мышления, направляемого сознанием и волей человека. Вот почему "я очень хорошо знаю", откуда они ко мне "приходят".
В книге И.Г.Гердера "Идеи…" Чаадаев подчеркнул близкие ему по смыслу слова: "Все заблуждения человеческие-туман, окружающий истину…"(Каталог.№ 334.S. 228; пер.: М., 1977. С. 433).
44
Чаадаев опирается здесь на "дефиницию" бога, данную в книге Исход: "Я есмь сущий" (3, 14).
45
См. рассуждение Чаадаева о пантеизме в ФП V(С. 377) и примеч. 3 к нему. Излагая взгляды пантеистов, Чаадаев опирается на "Этику" Спинозы(Каталог.№ 627.T. 1.S. 96; пер.: Избр. произв. М.,1957. Т. 1. С. 377). См. также отзыв о Спинозе вФП IV(С. 367–368) и примеч.1и 4 к нему.
46
В библиотеке Чаадаева имеется несколько книг У.Палея; большинство из них сохранило отметки Чаадаева: "Натуральная теология"(Каталог.№ 531), "Принципы моральной и политической философии"(Каталог.№ 532), "Сочинения" У.Палея(Каталог.№ 533). О книге Ш.Бонне см. примеч. 38.
47
Проблему соотношения инстинкта и разума рассматривали в своих работах, имеющихся в библиотеке Чаадаева, Фихте и Лаплас. Фихте в "Основных чертах современной эпохи" писал: "Инстинкт слеп, это-сознание без разумения причин. Свобода<…>сознает разум, которого не сознавал инстинкт"(Каталог.№ 266.S. 13–14; пер.: СПб., 1906. С. 8). Лаплас рассматривал созданную им теорию вероятностей как осознанный разумом инстинкт (Каталог.№ 414.P. 275; пер.: М., 1908. С. 205).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Отрывки и разные мысли"
Книги похожие на "Отрывки и разные мысли" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "П Чаадаев - Отрывки и разные мысли"
Отзывы читателей о книге "Отрывки и разные мысли", комментарии и мнения людей о произведении.