П Чаадаев - Отрывки и разные мысли
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Отрывки и разные мысли"
Описание и краткое содержание "Отрывки и разные мысли" читать бесплатно онлайн.
92
Говоря о "двух странах, обременных национальной партией", Чаадаев имеет в виду Польшу и Россию. Что касается национальной партии применительно к Польше, Чаадаев, по всей вероятности, подразумевает Польское Демократическое Общество, основанное в Париже в 1832 г. группой польских эмигрантов. В 1846 г. ПДО возглавляло подготовку общепольского национального восстания; однако восстание закончилось поражением повстанцев. В результате Краковская республика, последняя формально независимая территория Польши, была присоединена к Австрии. Ближайшим результатом этого поражения, по мнению Чаадаева, по-видимому, должно было стать окончательное "онемечивание" польского народа (см. его рассуждения по этому поводу в статье "Несколько слов о польском вопросе" и комментарий к ней) и исчезновение Польши с мировой арены.
Под "национальной партией" применительно к России следует понимать славянофилов и представителей "официальной народности". Свое мнение о том, что Россия в результате поражения в Крымской войне "остается надолго второстепенною державою", Чаадаев высказывал также в беседе с А.Ф.Орловым и А.А.Закревским (Звенья. М.;Л.,1934. Кн. III–IV, С. 385; см. также: Письма. Примеч. 1 к№ 205).
93
Этот отрывок представляет собой не совсем точную цитату из "Апологии сумасшедшего", в которой Чаадаев писал: "Есть разные способы любить свое отечество<…>Прекрасная вещь-любовь к отечеству, но есть нечто еще более прекрасное-это любовь к истине" (С. 523). Последними двумя словами и должен, по-видимому, заканчиваться отрывок.
94
Чаадаев имеет в виду тридцатилетнее царствование Николая I(1825–1855).
95
Ср. с надписью на 1-м томе "Новой истории Франции" Ф.Гиpо (Каталог.№ 312). — "Заметки на книгах".№ 4.
96
При Альфреде Великом (ок. 849-ок. 900) был составлен первый общеанглийский сборник законов.
97
Идеи, развиваемые в этом отрывке, Чаадаев высказывал уже в первый период своего творчества: в ФП I и АС(С. 330, 528). Рассуждение Чаадаева о роли "элемента географического" можно считать продолжением последнего абзаца АС, хотя И.С.Гагарин, впервые публикуя ее, предполагал, что она не была продолжена. Ср. также статью" L'Univers".
98
О философии Фихте Чаадаев писал еще вФП V(см. примеч. 17 к нему). В первый (иенский)период творчества Фихте им были написаны следующие сочинения, имеющиеся в библиотеке Чаадаева: "Опыт критики всяческого откровения" (1793;Каталог.№ 269; на книге много условных знаков Чаадаева и надпись на форзаце); "О понятии наукоучения или так называемой философии" (1798;Каталог.№ 268; на обложке и тит. листе надпись: "К.Аксаков"). Ко второму (берлинскому) периоду творчества Фихте относятся работы: "Основные черты современной эпохи" (1806;Каталог.№ 266), "Наукословие, изложенное в его общих чертах" (1810;Каталог.№ 270), "Факты сознания" (посмертное издание 1817;Каталог.№ 267). Все книги второго периода тщательно проработаны Чаадаевым (см. примеч. 7, 14).
99
ВОРМ.№ 162–164 речь идет о Крымской войне.
100
Чаадаев имеет в виду, что каждая страна, принимавшая участие в Крымской войне, считала свою форму религии единственно правильной.
101
Подобное чаадаевскому суждение о философии Фихте высказывал Г.Гейне в своем сочинении "К истории религии и философии в Германии": "Масса вообразила, что…Фихтево Я было личным Я Иоганна Готлиба Фихте и что это личное Я отрицало все прочие существования. "Какое нахальство! — восклицали добрые люди, — этот человек не верит, что мы существуем, мы, у которых больше мяса, чем у него, и которые по званию бургомистров и актуариев суда стоим даже выше его!" Дамы спрашивали: "Верит ли он, по крайней мере, в существование своей жены? — Нет! — И г-жа Фихте это переносит!"
Между тем Фихтево Я не есть Я индивидуальное, но Я всеобщее, дошедшее до самосознания, Я целого мира. Мышление Фихте не есть мышление одного определенного человека, называющегося Иоганном Готлибом Фихте; это скорее мышление всеобщее, проявляющееся в одной личности"(Гейне Г.Полн. собр. соч. М.;Л 1936. Т. VII. С. 119).
С этим сочинением Г.Гейне Чаадаев был знаком еще в 30-х годах(Письма. Примеч. 2 к№ 72).
102
О философии Фихте Чаадаев писал еще вФП V(см. примеч. 17 к нему). В первый(иенский)период творчества Фихте им были написаны следующие сочинения, имеющиеся в библиотеке Чаадаева: "Опыт критики всяческого откровения" (1793;Каталог.№ 269; на книге много условных знаков Чаадаева и надпись на форзаце); "О понятии наукоучения или так называемой философии" (1798;Каталог.№ 268; на обложке и тит. листе надпись: "К.Аксаков"). Ко второму (берлинскому) периоду творчества Фихте относятся работы: "Основные черты современной эпохи" (1806;Каталог.№ 266), "Наукословие, изложенное в его общих чертах" (1810;Каталог.№ 270), "Факты сознания" (посмертное издание 1817;Каталог.№ 267). Все книги второго периода тщательно проработаны Чаадаевым (см. примеч. 7, 14).
103
О каком авторе идет речь-неизвестно. В отрывке № 168 Чаадаев писал о Фихте, но № 170–171 посвящены не ему. Возможно, что это недоразумение связано с неправильным расположением ОРМ. Может быть, в ОРМ. № 170–171 Чаадаев имеет в виду того самого "молодого французского философа", произведениям которого посвящены ОРМ. № 205–206. Если это предположение правильно, ОРМ следует читать в таком порядке: 205–206, 169–171.
104
О соотношении веры, науки и религии см. ОРМ. № 125, 126.
105
О силе отталкивания (projection) Чаадаев писал в ФП IV(С. 370 и примеч. 10 к нему).
106
Цитата из второй книги диалога Цицерона "О законах": "Итак, мудрейшие люди, вижу я, полагали, что закон и не был придуман человеком, и не представляет собой какого-то постановления народов, но он-нечто извечное, правящее всем миром благодаря мудрости своих повелений и запретов"(Цицерон. Диалоги. М.,1966. С. 112).
Этого диалога нет в библиотеке Чаадаева, но в ней имеется диалог Цицерона "О государстве" на латинском языке(Каталог.№ 190) с отметками и надписью на с. 59, принадлежность которых Чаадаеву сомнительна.
107
Чаадаев отчасти повторяет здесь мысли, высказанные в отрывке № 38. См. также примеч. 6.
108
Ср. отрывок № 121.
109
В этом отрывке Чаадаев повторяет некоторые идеи ФП I.
110
Вероятно, Чаадаев имеет в виду Ф.Ф.Вигеля.
111
По-видимому, этот отрывок следует читать после отрывка № 188. В таком случае, "ребенок", о котором идет в нем речь, также как и в отрывке № 189,-новый, христианский Восток.
112
Ср. отрывок № 106.
113
Этот риторический вопрос скорее всего обращен Чаадаевым к И.В.Киреевскому, который в своем дневнике 7 марта 1854 г. высказал предположение, что Крымская война (он называет ее "войной Европы с Россией") "по всей вероятности, будет началом новой эпохи развития человеческого просвещения, под знаменем христианского православия, опирающегося на возрождение племен словенских…"(Киреевский И.В.Избр. статьи. М.,1984. С. 287).
114
Государственные крестьяне-крепостное население России, оформленное указами Петра I из оставшегося незакрепощенным сельского населения (см.: Дружинин Н.М.Государственные крестьяне и реформа П.Д.Киселева: В 2‑х т. М.;Л.,1946–1958).
115
Т. е. Александра I. Ср. его характеристику в ФП I(С. 330).
116
Ср. с мыслями о "рабстве", которые Чаадаев высказывал в ФП II(С. 346).
117
Этот отрывок со слов "Было бы притом…" и отрывок № 191 почти дословно совпадают с заключительной частью статьи "L'Univers…"(С. 567–568).
118
Мысль о том, что государственность на Западе возникла в результате иноземного завоевания, впервые высказанную философами-просветителями XVIII в.(Буленвилье, Монтескье, Мабли), а вXIX в. развитую О.Тьерри(его книги "История завоевания Англии норманнами" и" Письма об истории Франции" имеются в библиотеке Чаадаева с большим количеством его отметок и надписей(Каталог.№ 649, 650), Чаадаев разделял вместе со славянофилами; как и мысль о том, что Россия развивалась иначе, по-своему (см.:Киреевский И.В.Указ. соч. С. 209). Эту же мысль высказывал Чаадаев и в своих статьях "Письмо из Ардатова в Париж", "Ответ на статью А.С.Хомякова…".Однако, как видно по этому отрывку, из этой общей посылки Чаадаев и славянофилы делали разные, даже противоположные выводы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Отрывки и разные мысли"
Книги похожие на "Отрывки и разные мысли" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "П Чаадаев - Отрывки и разные мысли"
Отзывы читателей о книге "Отрывки и разные мысли", комментарии и мнения людей о произведении.