» » » » П Чаадаев - Отрывки и разные мысли


Авторские права

П Чаадаев - Отрывки и разные мысли

Здесь можно скачать бесплатно "П Чаадаев - Отрывки и разные мысли" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Отрывки и разные мысли
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Отрывки и разные мысли"

Описание и краткое содержание "Отрывки и разные мысли" читать бесплатно онлайн.








92

Говоря о "двух странах, обременных национальной партией", Чаадаев имеет в виду Польшу и Россию. Что касается национальной партии применительно к Польше, Чаадаев, по всей вероятности, подразумевает Польское Демократическое Общество, основанное в Париже в 1832 г. группой польских эмигрантов. В 1846 г. ПДО возглавляло подготовку общепольского национального восстания; однако восстание закончилось поражением повстанцев. В результате Краковская республика, последняя формально независимая территория Польши, была присоединена к Австрии. Ближайшим результатом этого поражения, по мнению Чаадаева, по-видимому, должно было стать окончательное "онемечивание" польского народа (см. его рассуждения по этому поводу в статье "Несколько слов о польском вопросе" и комментарий к ней) и исчезновение Польши с мировой арены.

Под "национальной партией" применительно к России следует понимать славянофилов и представителей "официальной народности". Свое мнение о том, что Россия в результате поражения в Крымской войне "остается надолго второстепенною державою", Чаадаев высказывал также в беседе с А.Ф.Орловым и А.А.Закревским (Звенья. М.;Л.,1934. Кн. III–IV, С. 385; см. также: Письма. Примеч. 1 к№ 205).

93

Этот отрывок представляет собой не совсем точную цитату из "Апологии сумасшедшего", в которой Чаадаев писал: "Есть разные способы любить свое отечество<…>Прекрасная вещь-любовь к отечеству, но есть нечто еще более прекрасное-это любовь к истине" (С. 523). Последними двумя словами и должен, по-видимому, заканчиваться отрывок.

94

Чаадаев имеет в виду тридцатилетнее царствование Николая I(1825–1855).

95

Ср. с надписью на 1-м томе "Новой истории Франции" Ф.Гиpо (Каталог.№ 312). — "Заметки на книгах".№ 4.

96

При Альфреде Великом (ок. 849-ок. 900) был составлен первый общеанглийский сборник законов.

97

Идеи, развиваемые в этом отрывке, Чаадаев высказывал уже в первый период своего творчества: в ФП I и АС(С. 330, 528). Рассуждение Чаадаева о роли "элемента географического" можно считать продолжением последнего абзаца АС, хотя И.С.Гагарин, впервые публикуя ее, предполагал, что она не была продолжена. Ср. также статью" L'Univers".

98

О философии Фихте Чаадаев писал еще вФП V(см. примеч. 17 к нему). В первый (иенский)период творчества Фихте им были написаны следующие сочинения, имеющиеся в библиотеке Чаадаева: "Опыт критики всяческого откровения" (1793;Каталог.№ 269; на книге много условных знаков Чаадаева и надпись на форзаце); "О понятии наукоучения или так называемой философии" (1798;Каталог.№ 268; на обложке и тит. листе надпись: "К.Аксаков"). Ко второму (берлинскому) периоду творчества Фихте относятся работы: "Основные черты современной эпохи" (1806;Каталог.№ 266), "Наукословие, изложенное в его общих чертах" (1810;Каталог.№ 270), "Факты сознания" (посмертное издание 1817;Каталог.№ 267). Все книги второго периода тщательно проработаны Чаадаевым (см. примеч. 7, 14).

99

ВОРМ.№ 162–164 речь идет о Крымской войне.

100

Чаадаев имеет в виду, что каждая страна, принимавшая участие в Крымской войне, считала свою форму религии единственно правильной.

101

Подобное чаадаевскому суждение о философии Фихте высказывал Г.Гейне в своем сочинении "К истории религии и философии в Германии": "Масса вообразила, что…Фихтево Я было личным Я Иоганна Готлиба Фихте и что это личное Я отрицало все прочие существования. "Какое нахальство! — восклицали добрые люди, — этот человек не верит, что мы существуем, мы, у которых больше мяса, чем у него, и которые по званию бургомистров и актуариев суда стоим даже выше его!" Дамы спрашивали: "Верит ли он, по крайней мере, в существование своей жены? — Нет! — И г-жа Фихте это переносит!"

Между тем Фихтево Я не есть Я индивидуальное, но Я всеобщее, дошедшее до самосознания, Я целого мира. Мышление Фихте не есть мышление одного определенного человека, называющегося Иоганном Готлибом Фихте; это скорее мышление всеобщее, проявляющееся в одной личности"(Гейне Г.Полн. собр. соч. М.;Л 1936. Т. VII. С. 119).

С этим сочинением Г.Гейне Чаадаев был знаком еще в 30-х годах(Письма. Примеч. 2 к№ 72).

102

О философии Фихте Чаадаев писал еще вФП V(см. примеч. 17 к нему). В первый(иенский)период творчества Фихте им были написаны следующие сочинения, имеющиеся в библиотеке Чаадаева: "Опыт критики всяческого откровения" (1793;Каталог.№ 269; на книге много условных знаков Чаадаева и надпись на форзаце); "О понятии наукоучения или так называемой философии" (1798;Каталог.№ 268; на обложке и тит. листе надпись: "К.Аксаков"). Ко второму (берлинскому) периоду творчества Фихте относятся работы: "Основные черты современной эпохи" (1806;Каталог.№ 266), "Наукословие, изложенное в его общих чертах" (1810;Каталог.№ 270), "Факты сознания" (посмертное издание 1817;Каталог.№ 267). Все книги второго периода тщательно проработаны Чаадаевым (см. примеч. 7, 14).

103

О каком авторе идет речь-неизвестно. В отрывке № 168 Чаадаев писал о Фихте, но № 170–171 посвящены не ему. Возможно, что это недоразумение связано с неправильным расположением ОРМ. Может быть, в ОРМ. № 170–171 Чаадаев имеет в виду того самого "молодого французского философа", произведениям которого посвящены ОРМ. № 205–206. Если это предположение правильно, ОРМ следует читать в таком порядке: 205–206, 169–171.

104

О соотношении веры, науки и религии см. ОРМ. № 125, 126.

105

О силе отталкивания (projection) Чаадаев писал в ФП IV(С. 370 и примеч. 10 к нему).

106

Цитата из второй книги диалога Цицерона "О законах": "Итак, мудрейшие люди, вижу я, полагали, что закон и не был придуман человеком, и не представляет собой какого-то постановления народов, но он-нечто извечное, правящее всем миром благодаря мудрости своих повелений и запретов"(Цицерон. Диалоги. М.,1966. С. 112).

Этого диалога нет в библиотеке Чаадаева, но в ней имеется диалог Цицерона "О государстве" на латинском языке(Каталог.№ 190) с отметками и надписью на с. 59, принадлежность которых Чаадаеву сомнительна.

107

Чаадаев отчасти повторяет здесь мысли, высказанные в отрывке № 38. См. также примеч. 6.

108

Ср. отрывок № 121.

109

В этом отрывке Чаадаев повторяет некоторые идеи ФП I.

110

Вероятно, Чаадаев имеет в виду Ф.Ф.Вигеля.

111

По-видимому, этот отрывок следует читать после отрывка № 188. В таком случае, "ребенок", о котором идет в нем речь, также как и в отрывке № 189,-новый, христианский Восток.

112

Ср. отрывок № 106.

113

Этот риторический вопрос скорее всего обращен Чаадаевым к И.В.Киреевскому, который в своем дневнике 7 марта 1854 г. высказал предположение, что Крымская война (он называет ее "войной Европы с Россией") "по всей вероятности, будет началом новой эпохи развития человеческого просвещения, под знаменем христианского православия, опирающегося на возрождение племен словенских…"(Киреевский И.В.Избр. статьи. М.,1984. С. 287).

114

Государственные крестьяне-крепостное население России, оформленное указами Петра I из оставшегося незакрепощенным сельского населения (см.: Дружинин Н.М.Государственные крестьяне и реформа П.Д.Киселева: В 2‑х т. М.;Л.,1946–1958).

115

Т. е. Александра I. Ср. его характеристику в ФП I(С. 330).

116

Ср. с мыслями о "рабстве", которые Чаадаев высказывал в ФП II(С. 346).

117

Этот отрывок со слов "Было бы притом…" и отрывок № 191 почти дословно совпадают с заключительной частью статьи "L'Univers…"(С. 567–568).

118

Мысль о том, что государственность на Западе возникла в результате иноземного завоевания, впервые высказанную философами-просветителями XVIII в.(Буленвилье, Монтескье, Мабли), а вXIX в. развитую О.Тьерри(его книги "История завоевания Англии норманнами" и" Письма об истории Франции" имеются в библиотеке Чаадаева с большим количеством его отметок и надписей(Каталог.№ 649, 650), Чаадаев разделял вместе со славянофилами; как и мысль о том, что Россия развивалась иначе, по-своему (см.:Киреевский И.В.Указ. соч. С. 209). Эту же мысль высказывал Чаадаев и в своих статьях "Письмо из Ардатова в Париж", "Ответ на статью А.С.Хомякова…".Однако, как видно по этому отрывку, из этой общей посылки Чаадаев и славянофилы делали разные, даже противоположные выводы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Отрывки и разные мысли"

Книги похожие на "Отрывки и разные мысли" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора П Чаадаев

П Чаадаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "П Чаадаев - Отрывки и разные мысли"

Отзывы читателей о книге "Отрывки и разные мысли", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.