» » » » П Чаадаев - Отрывки и разные мысли


Авторские права

П Чаадаев - Отрывки и разные мысли

Здесь можно скачать бесплатно "П Чаадаев - Отрывки и разные мысли" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Отрывки и разные мысли
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Отрывки и разные мысли"

Описание и краткое содержание "Отрывки и разные мысли" читать бесплатно онлайн.








16

В этом отрывке отразились личные впечатления Чаадаева от пребывания в Англии в августе-ноябре 1823 г.(Письма.№ 21, 22). Характеристику Англии, "этой избранной страны", см. в ФП I(С. 336).

17

Ср. с характеристикой Англии, которую Чаадаев дает в письме брату в сентябре 1823 г.(Письма.№ 21). Эта характеристика почти дословно совпадает с тем, что пишет Чаадаев о России в ФП I: "Взгляните вокруг…" и т. д. (С. 323).

18

Ср. с характеристикой философии Шеллинга — "нового Порождения глубокой и мечтательной Германии", — которую Чаадаев развивает в ФП V(С. 380).

19

Это утверждение Чаадаева отражает его личный творческий опыт. Время создания ФП(1829–1830) не случайно совпадает с периодом его длительного затворничества (Письма.№ 51 и коммент. к нему). Мысли о "спокойствии", "тишине", "созерцательности" как условиях работы ученого и источнике "неизъяснимых наслаждений" Чаадаев отмечал на полях романа О.Бальзака "Шагреневая кожа", имеющемся в его библиотеке (Каталог.№ 112. Т. 1. Р. 96, 232; пер.: М., 1970. С. 101, 108–109). Роман Бальзака, по-видимому, произвел большое впечатление на Чаадаева, так как некоторые мысли и характеристики его главного героя Рафаэля Валантена он впоследствии не раз применял к самому себе. Дважды на страницах романа Р.Валантен, как позже и Чаадаев, сравнивает себя с "фиваидским отшельником" (ср.:Письма.№ 87, 94). Слова Чаадаева о том, что над его диваном остались "два небольшие пятна", где "прислоняли голову" А.С.Пушкин и М.Ф.Орлов (Герцен. Т. IX. С. 146), есть литературное заимствование из того же романа Бальзака (С. 183). Родственные ему мысли об уединении и одиночестве Чаадаев отмечал и в книге И.Г.Гердера "Идеи к философии истории человечества"(Каталог.№ 334.S. 333; пер.: М.,1977. С. 497).

20

Чаадаев имеет в виду евангелическое Слово: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог<…>Все чрез него начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть" (Иоан.1, 1–3).

Рассуждения о Слове (или Глаголе) часто встречаются на страницах его сочинений; см., например, ОРМ № 115, 116 и ФП V(и примеч. 11 к нему). Надписи о Слове имеются на книгах библиотеки Чаадаева: на форзаце 3‑го т. "Римской истории" Тита Ливия и на книге И.Г.Гердера "Идеи к философии истории человечества" ("Заметки на книгах". № 36 и 57).

21

ОРМ. № 26–30, посвященные пророчествам и толкованиям св. Писания, несут на себе отпечаток увлечения Чаадаева книгами библейских пророков, очень тщательно проработанными им, как это видно по огромному количеству отметок, сохранившихся на принадлежащем ему экземпляре Библии(Каталог.№ 137).

22

Т. е. Апокалипсис (или Откровение) — книга Нового Завета, автором которой по христианской традиции считается Иоанн Богослов.

23

Милленарии (или хилиасты) — сторонники религиозного учения, согласно которому концу мира будет предшествовать тысячелетнее царство божье на земле.

24

В библиотеке Чаадаева нет специальных работ, посвященных истории крестовых походов. Высокая оценка, которую дает им Чаадаев, основана главным образом на лекциях Ф.Гизо "История цивилизации в Европе" и поэтическом эпосе Т.Тассо "Освобожденный Иерусалим". Последней книги нет в библиотеке Чаадаева, но судя по его отзыву о ней в ФП I, она принадлежала к числу любимых его произведений мировой литературы. Что касается книги Гизо, то Чаадаев очень тщательно проработал в ней восьмую лекцию, где речь идет как раз о крестовых походах, подчеркнув в ней слова (и отметив их крестом на полях) о том, что "крестовые походы обнаружили существование христианской Европы"(Каталог.№ 311.p. 11; пер.: СПб., 1905. С. 158). Далее Гизо дает краткое описание эпохи крестовых походов, характеризуя ее как "юность народов", что очень близко той характеристике, которую дает и Чаадаев крестовым походам в ФП I.Главный смысл крестовых походов Чаадаев усматривает в том, что "без них не могло бы образоваться новое общество", но судя по другим источникам из его библиотеки, от его внимания не ускользнуло и то обстоятельство, что самикрестоносцы-организаторы и участники-преследовали в первую очередь другие, главным образом политические и религиозные цели. Так, в книге Ф.Р.Шатобриана "Путешествие из Парижа в Иерусалим" он отметил следующее место, относящееся к крестовым походам: "Дело шло не только о избавлении сего Святого Гроба; но надобно было еще решить, кто победит на земле, та ли вера, которая будучи врагом всякому просвещению, по системе своей благоприятствует невежеству, самовластию, рабству; или та, которая воскресила у новых народов честь ученой древности, отвергнула и уничтожила сие рабство"(Каталог.№ 185.T. 1.P. 270; пер.: М., 1815. Ч. I. С. 279).

25

Мысли о счастье, развиваемые в ОРМ.№ 31 и 31а, Чаадаев впервые высказал в беседе с А.В.Якушкиной в 1827 г. (см. коммент. к письму № 51).

26

Чаадаев здесь отождествляет одно из основных понятий этики стоиков-апатию (состоящее в требовании полного освобождения души от всех страстей) — и эпикурейское понятие атараксии, обозначающее абсолютную невозмутимость, полный душевный покой. Отождествление это не вполне правомерно, но оно совершенно в духе всей домарксовской идеалистической истории философии (см., напр.: Гегель. Соч. М., 1932. Т. X.С.381–382). О стоиках см. прим. 16 кФП VII,в котором Чаадаев уделяет много места Эпикуру и высоко оценивает его учение.

27

Неточная цитата из Евангелия от Матфея: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (6, 33). На экземпляре Библии, принадлежавшей Чаадаеву(Каталог.№ 137), эти слова подчеркнуты. Эту цитату (так же неточно) Чаадаев приводит и в ФП VI(с. 409, см. примеч.14 к нему).

28

Для ОРМ. № 33–37 характерна сенсуалистическая тенденция в объяснении механизма постижения человеком природы, которую можно проследить также в ФП II и ФП III. ВФП II Чаадаев рассуждает о том, что "великое орудие исчисления облекает ее (систему познания.-В.С.) в неизменную форму математической достоверности" (С. 350). Не исключено поэтому, что эти ОРМ являются набросками текста ФП II.

На подобные размышления Чаадаева могла натолкнуть книга Лапласа "Опыт философии теории вероятностей", читая которую он подчеркнул слова: "Все действия природы не что иное, как математические результаты небольшого числа неизменных законов" (Каталог.№ 414.P. 250; пер.: М., 1907. С. 187).

29

Ср. с рассуждениями о пространстве и времена в ФП III(С. 361–363).

30

Идея эта была широко распространена в философской литературе, и Чаадаев мог обнаружить ее, например, у Фихте, который в "Основных чертах современной эпохи" писал: "… личная жизнь определяется влечением к самосохранению и благополучию; далее этого не идет природа" (Каталог. № 266.S. 51; пер.: СПб. 1906, С. 22). О "продолжении жизни, сохранении рода" как о "цели природы" писал И.Г.Гердер (Идеи… М., 1977. С. 41). Мыль об "инстинкте самосохранения, который присущ нам как и всем одушевленным существам", встречается у Чаадаева и вФП II, поэтому данный отрывок можно считать наброском этого письма.

31

О явлении Иисуса Христа Савлу (будущему апостолу Павлу) рассказывается в "Деяниях апостолов" (22, 6-11).

32

Неточные цитаты из Евангелии от Луки, где рассказывается о детских годах Иисуса Христа. (2, 40 и 46).

33

Проблемой анализа и синтеза, их соотношением Чаадаев занимается в ФП, напр., в ФП III(С. 358).

Мысль, выраженная в этом отрывке, положена в основу статьи И.М.Ястребцова "Взгляд на направление истории (Письмо к М.Ф.О<рлову>)", опубликованной в журнале "Московский наблюдатель" (1835, апрель. Кн. 2. С. 691–705). В статье много почти дословных совпадений с мыслями Чаадаева, например: "Род человеческий представляется одним лицом, вырастающим или развивающимся постепенно по естественным и непреложным законам (С. 701)". Окончательный вывод статьи выдержан в духе комментируемого отрывка Чаадаева: "Кто хочет раскрывать тайны истории одною только памятью, а не проницательностью, кто хочет собирать, а не сочинять ее, тот ниже нынешнего века (С. 705)".


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Отрывки и разные мысли"

Книги похожие на "Отрывки и разные мысли" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора П Чаадаев

П Чаадаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "П Чаадаев - Отрывки и разные мысли"

Отзывы читателей о книге "Отрывки и разные мысли", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.