Иван Иноземцев - Под крылом - Ленинград
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Под крылом - Ленинград"
Описание и краткое содержание "Под крылом - Ленинград" читать бесплатно онлайн.
Упорные бои продолжались до 19 сентября 1943 г. Части 30-го гвардейского стрелкового корпуса при поддержке авиации полностью очистили населенный пункт Синявино от немецко-фашистских захватчиков. Закрепив за собой Синявинские высоты, советские войска прекратили наступление.
Общая обстановка под Ленинградом к концу 1943 г. сложилась для нас весьма благоприятная. После прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 г. врагу были нанесены серьезные удары. Терпя поражение на южном крыле советско-германского фронта, противник уже не помышлял о захвате Ленинграда. Теперь он принимал все меры, чтобы любой ценой удержаться на занимаемых позициях.
В боевых операциях Ленинградского и Волховского фронтов важную роль сыграла наша авиация. В 1943 г. только 13-я воздушная армия произвела более 30 тыс. самолето-вылетов. За год боевой деятельности летчики армии уничтожили более семидесяти танков, тысячи автомашин, сотни орудий и минометов, паровозов и вагонов, дотов и дзотов и много другой военной техники{24}.
Основные усилия 13-й воздушной армии направлялись на обеспечение боевой деятельности сухопутных войск. За 1943 год был накоплен значительный опыт взаимодействия с сухопутными соединениями.
В течение всего 1943 г. летчики 13-й воздушной армии вели борьбу за удержание господства в воздухе, которое было завоевано еще в 1942 г. Количественный и качественный перевес был на стороне советской авиации. В течение года в 13-ю воздушную армию прибывали новые боевые машины. Старые типы самолетов довоенных образцов, а также импортные машины, поставляемые США и Англией по ленд-лизу, почти полностью были заменены новейшими отечественными самолетами Пе-2, Ил-2, Як-7, Ла-5. Немалую роль в борьбе с авиацией противника сыграли радиолокационные станции РУС-2, с помощью которых самолеты противника обнаруживались еще на дальних подходах к охраняемым объектам.
Усиливал свою авиацию на ленинградском направлении и противник. Но германская авиационная промышленность не успевала восполнять огромные потери самолетного парка на советско-германском фронте. Весьма велики были потери вражеских военно-воздушных сил под Ленинградом. В 1943 г. только летчики 13-й воздушной армии сбили в воздушных боях и сожгли на земле около 700 самолетов{25}. Господство в воздухе на протяжении всего года оставалось на стороне нашей авиации. Это обеспечило надежное прикрытие наземных войск, Ленинграда, Ладожской трассы и других объектов от ударов немецко-фашистской авиации.
В 1943 г. 13-я воздушная армия справилась и с задачей подавления и уничтожения вражеской дальнобойной артиллерии, обстреливавшей Ленинград, а также коридор южнее Ладожского озера, по которому проходила единственная железная дорога, связывавшая Ленинград со страной. Новым в контрбатарейной борьбе в 1943 г. явились удары нашей авиации по железнодорожным артиллерийским транспортерам противника. Авиация была единственным средством действенной борьбы с ними.
Успеху войск Ленинградского фронта способствовала воздушная разведка, которая велась непрерывно.
Совершенствовалось управление авиацией. Штабы Ленинградского фронта и 13-й воздушной армии приобрели опыт планирования боевой работы авиационных соединений и частей в наступлении в тесном взаимодействии с сухопутными войсками.
Возросло летное и тактическое мастерство авиаторов. Новым тактическим приемам воздушного противника наши летчики противопоставляли свои и неизменно добивались успеха. Это подтверждается тем, что на каждый наш сбитый самолет враг потерял более двух.
Успешно справилась со своими задачами инженерно-авиационная служба. Основные усилия она направляла на обеспечение постоянной готовности самолетов к боевым вылетам, безотказной работы материальной части и на быстрейшее восстановление неисправной боевой техники.
В 1943 г. значительно улучшилось снабжение армии запасными частями и другими материалами, что создавало лучшие условия для обслуживания и ремонта материальной части. Инженерно-авиационная служба проводила большую работу по изжитию летных происшествий по вине службы. В результате их количество заметно уменьшилось. Хорошие результаты принесла борьба за экономию горючего. Расход бензина значительно снизился, хотя активность боевой работы воздушной армии оставалась высокой.
Серьезное внимание уделялось повышению качества ремонта самолетов. Авиаремонтники постоянно перевыполняли нормы работы. По определению приемочных комиссии качество ремонта оценивалось в основном на "отлично" и "хорошо". Самоотверженный труд инженеров, техников, механиков, младших авиаспециалистов и рабочих ремонтных органов являлся необходимым условием побед летчиков в воздухе.
Глава 5. Авиация в решающем сражении
Подготовка к наступлению
В канун 1944 года Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин в новогодней речи торжественно заявил, что в грядущем году Красная Армия нанесет врагу сокрушительные удары и очистит родную землю от немецко-фашистских захватчиков. И для такого обещания имелись все основания. Немецко-фашистские войска, потерпев поражение под Сталинградом, Ленинградом, Курском, Смоленском, на Левобережной Украине, в Донбассе и на Днепре, окончательно утратили стратегическую инициативу на советско-германском фронте.
Давно минули времена былого господства противника в воздухе. Советская авиация качественно и количественно превосходила неприятельскую авиацию. В 1943 г. труженики советского тыла выпустили около 35 тыс. самолетов, то есть на 37,4 процента больше, чем в 1942 г., и на 9700 самолетов больше, чем дала промышленность Германии{1}. Это позволило нам не только компенсировать понесенные потери, но и к началу 1944 г. создать превосходство в самолетах над противником в 2,5 раза{2}.
В таких условиях гитлеровское руководство вынуждено было отказаться от наступательной стратегии и перейти к стратегической обороне, стремясь во что бы то ни стало стабилизировать фронт на Востоке, истощить силы Красной Армии и внести разлад между странами антигитлеровской коалиции.
Исключительно важное значение противник придавал удержанию своих оборонительных рубежей под Ленинградом и Новгородом. За период 900-дневной блокады Ленинграда войска группы армий "Север" создали мощную, местами долговременную, глубоко эшелонированную в инженерном отношении оборону, состоящую из сильных узлов сопротивления и опорных пунктов с круговой обороной, развитой системой траншей и отсечных позиций. Войска лихорадочными темпами укрепляли оборонительные рубежи, объявленные фашистской пропагандой "Неприступным Северным валом".
Кроме того, в районах Пскова и Острова создавался сильно укрепленный рубеж под названием "Пантера", а между Финским заливом и Чудским озером оборонительная линия "Танненберг".
Группу армий "Север" поддерживал 1-й воздушный флот, в котором насчитывалось 370 самолетов{3}. Но перед Ленинградским и Волховским фронтами, по данным нашей разведки, противник базировал 120 боевых самолетов, из них 68 бомбардировщиков, 43 истребителя и 9 разведчиков{4}. До перехода советских войск в наступление авиация противника активности по проявляла.
Задачу разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом и Новгородом, полного снятия блокады Ленинграда, освобождении от оккупантов Ленинградской области и создания условий для изгнания их из Советской Прибалтики Ставка Верховного Главнокомандования возложила на войска Ленинградского и Волховского фронтов, которым должны были содействовать часть сил 2-го Прибалтийского фронта, Краснознаменный Балтийский флот и партизанские отряды.
Замысел наступательной операции заключался в следующем. Ленинградский фронт встречными ударами 2-й ударной армии генерал-лейтенанта И. И. Федюнин-ского с Ораниенбаумского плацдарма и 42-й армии генерал-полковника И. И. Масленникова из района Пулково должен был осуществить прорыв обороны противника, окружить и уничтожить его петергофско-стрельнинскую группировку. Одновременно Волховскому фронту предстояло разгромить новгородскую группировку врага. В последующем совместными действиями двух фронтов предполагалось нанести решающее поражение главным силам 18-й армии и завершить изгнание гитлеровцев с ленинградской земли.
Войска Ленинградского фронта должны были поддерживать 13-я воздушная армия, 2-й гвардейский Ленинградский истребительный авиакорпус ПВО и часть авиации Краснознаменного Балтийского флота.
В 13-й воздушной армии, в состав которой входили 276-я бомбардировочная, 277-я штурмовая и 275-я истребительная авиадивизии, 283-й истребительный и 13-й отдельный разведывательный авиаполки, а также отдельные корректировочные эскадрильи и эскадрильи связи, и во 2-м гвардейском истребительном авиакорпусе ПВО насчитывалось 524 самолета, из них 86 бомбардировщиков, 92 штурмовика, 258 истребителей, 88 разведчиков, корректировщиков и самолетов связи{5}.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Под крылом - Ленинград"
Книги похожие на "Под крылом - Ленинград" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Иноземцев - Под крылом - Ленинград"
Отзывы читателей о книге "Под крылом - Ленинград", комментарии и мнения людей о произведении.