Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа"
Описание и краткое содержание "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа" читать бесплатно онлайн.
жить грань между реальным фактом и вымыслом). В качестве
примера приводятся романы "Бледный огонь" (1962) Владимира
Набокова и "Бойня номер пять" (1969) Воннегута.
Как свидетельствуют высказывания самих писате
лей-постмодернистов, в своей практике они редко прибегают к
столь сознательно и математически рассчитанной конструкции.
164
ГЛАВА III
Предполагать же, как это делает Фоккема, что эти математиче
ские приемы "неподвластны вмешательству человеческой воли"
(144, с. 92), -- значит встать на позиции мистификации реаль
но-жизненных отношений, постулируя существование в мире того
же онтологического хаоса, где безудержно господствуют слепой
случай и принцип игры, художественно-литературный аналог ко
торого и пытаются создать писатели-постмодернисты.
Фактически, как отмечалось, правило нонселекции отражает
различные способы создания эффекта преднамеренного повество
вательного хаоса, фрагментированного дискурса о восприятии
мира как разорванного, отчужденного, лишенного смысла, зако
номерности и упорядоченности. Это и является самой приметной
чертой постмодернистской манеры повествования, выявить прави
ла внутренней организации которой (а, вернее, правила дезорга
низации) Фоккема и пытается. В этом и заключается одновре
менно слабая и сильная стороны его подхода. Если оценивать его
в целом, то он сугубо негативен, поскольку описывает только
разрушительный аспект практики постмодернизма -- те способы,
с помощью которых постмодернисты демонтируют традиционные
повествовательные связи внутри произведения, отвергают при
вычные принципы его организации.
Но в таком случае остается открытым вопрос: что же явля
ется связующим центром подобного фрагментированного повест
вования, что превращает столь разрозненный и гетерогенный ма
териал, которым заполнено содержание типового постмодернист
ского романа, в нечто такое, что при всех оговорках все-таки за
ставляет себя воспринимать как целое? И на этот вопрос Фок
кема не дает ответа.
В то же время не вызывает сомнения, если даже отвлечься
от событийного аспекта содержания постмодернистского произве
дения, всегда работающего на определенный моральный урок
читателю, что литературные тексты данного типа в своем подав
ляющем большинстве обладают единством эмоционального тона и
общего впечатления. Это побуждает к поискам не только общей
символической структуры, но и некого содержательного центра,
выраженного и формальными средствами.
Маска автора
И такой центр существует. Это образ автора в романе, и
если быть более точным, "маска
автора" -- характерная черта постмодернистской манеры повест
вования. Именно она является тем камертоном, который настраи
165
ПОСТМОДЕРНЫЙ ЛИК СОВРЕМЕННОСТИ
вает и организует реакцию имплицитного (а заодно и реального)
читателя, обеспечивая тем самым необходимую литературную
коммуникативную ситуацию, уберегающую произведение от ком
муникативного провала. Возможно, здесь мы сталкиваемся с чис
то психологической реакцией писателя, заранее неуверенного в
том, что ему удастся наладить контакт со своим читателем, пере
дать ему свое сокровенное знание о бессмысленности мира в це
лом и усилий человека упорядочить в нем свою жизнь. Другой
причиной появления этой маски, интуитивного ощущения ее необ
ходимости, является тот факт, что в условиях острого дефицита
человеческого начала в плоских, лишенных живой плоти и психо
логической глубины персонажах постмодернистских романов, фак
тически марионеток авторского произвола, маска автора часто
оказывается единственным реальным героем повествования, спо
собным привлечь к себе внима
ние читателя.
Страх перед "несостоявшимся читателем"
В композиционном плане,
который и есть выражение ав
торского замысла, попытка до
биться успешной коммуникации
-- достичь взаимопонимания с
читателем -- уже служит свидетельством опасения писателя ком
муникативного провала. Иными словами, автор, рискнувший поя
виться на страницах своего произведения в том или ином виде,
сразу выдает свое беспокойство, что он может столкнуться с
lecteur manque -- "несостоявшимся читателем". Можно сформу
лировать это и по иному: автор, следовательно, заранее подозре
вает, что посредством объективации своего замысла всей структу
рой произведения (общей моралью рассказываемой истории, рас
суждениями и действиями персонажей, символикой повествования
и т. д.) ему не удастся вовлечь читателя в коммуникативный про
цесс и он вынужден взять слово от своего имени, чтобы вступить
с читателем в непосредственный диалог и лично растолковать ему
свой замысел. Следовательно, проблема маски автора тесно свя
зана с обострившейся необходимостью наладить коммуникатив
ную связь с читателем.
Возникшую потребность в коммуникативности можно объяс
нить целым комплексом причин, которые в рамках данной работы
вряд ли удастся полностью перечислить. Поэтому ограничимся
лишь самыми, на наш взгляд, существенными и релевантными
для задач нашей работы. Одной из причин следует назвать изме
нившуюся социокультурную ситуацию, о чем частично говорилось
166
ГЛАВА III
в начале. Это прежде всего технический прогресс в области
масс-медиа -- развитие аудио-визуальных средств коммуникации
во всех сферах, которые активно влияют на формирование массо
вого сознания -- от создания мощной индустрии книгоиздатель
ства с ее разветвленной системой рекламы, рецензирования, пре
мирования и заказного "монографирования" до влиятельной им
перии газетно-журнального дела; от кинопромышленности с ее
производственными и прокатными мощностями до телевидения и
бурно растущего феномена видео -- гибрида кино и телевидения.
Другой причиной можно назвать изменение самой структуры
читателя, воспитанного на этой массовой культуре. Наивно пола
гать, что сегодняшний читатель ничем не отличается от читателя
начала века -- он изменился и качественно и количественно; в
своей массе он стал носителем устоявшихся вкусов и пристрастий
к стереотипам массовой культуры.
Третья причина -- изменение вкусов самой творческой ин
теллигенции и, как следствие, изменение ее эстетической ориента
ции. В XX в. с особой остротой возник вопрос о пропасти меж
ду высокой и низкой культурой.
В произведениях постмодернистов бросается в глаза сущест
венная переориентация эстетических установок, явное стремление
стереть грань между высокой и низкой литературой, однако, надо
сразу сказать, эти попытки весьма непоследовательны и противо
речивы, поскольку они адресованы все-таки искушенному читате
лю и носят явно вызывающе эпатажный и пародийный характер.
Ощущение угрозы коммуникативного провала породило агрессив
ность речевого поведения авторской маски, всеми имеющимися в
ее наличии языковыми средствами она стремится вовлечь читате
ля в активный диалог с собой, вызвать его на спор, спровоциро
вать непредвиденную им реак
цию.
Новьй дидактизм
Пожалуй, никогда в искус
стве со времен эпохи Просвеще
ния так сильно не ощущался в
литературе элемент дидактической направленности, целеустрем
ленно ориентированный на перевоспитание читательских вкусов,
на перестройку стереотипов его восприятия. Здесь речь, конечно,
не идет о нравственном воспитании читателя в духе гуманистиче
ских идеалов просветителей, придававших нравственному совер
шенству человека социально-политический смысл.
Общественный и нравственный горизонт большинства писа
телей-постмодернистов, как правило, совсем другого качествен
167
ПОСТМОДЕРНЫЙ ЛИК СОВРЕМЕННОСТИ
ного и временного ряда и рода и имеет дело с якобы извращен
ными человеческими ценностями (что в частности и определяет
одну из главных проблем этического импульса этих писателей),
деформированными, по их представлению, современным уровнем
состояния культуры и цивилизации постбуржуазного общества.
Эстетическое мироощущение в значительной степени ограни
чено, если можно так сказать, внутрилитературной полемикой
против реализма, модернизма и массовой культуры, тривиальной,
развлекательной литературы, -- иными словами, не выходит за
пределы специфических форм эстетического сознания. Разумеет
ся, тут приходится делать неизбежную оговорку, поскольку необ
ходимо различать литературное течение постмодернизма, миро
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа"
Книги похожие на "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа"
Отзывы читателей о книге "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа", комментарии и мнения людей о произведении.