» » » » Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа


Авторские права

Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа

Здесь можно скачать бесплатно "Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа"

Описание и краткое содержание "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа" читать бесплатно онлайн.








сти повествования, и эта стилистическая черта стала, пожалуй,

самой основной и легко опознаваемой приметой постмодернист

ской манеры письма.

Нигилизм по отношению к предшествующей литературной

традиции распространяется у постмодернистов и на наследие

классического модернизма, условности и приемы письма которого

также вызывают их, правда не столь резкий, протест. В принци

пе, для них неприемлемо все то, что кажется им закосневшим и

превратившимся в стереотип сознания, все то, что порождает

стандартную, заранее ожидаемую реакцию.

157

ПОСТМОДЕРНЫЙ ЛИК СОВРЕМЕННОСТИ

Постмодернизм как "манера письма"

Как отмечалось, легче всего

постмодернизм выделяется как

специфическая стилистическая

манера письма. На данном этапе

существования как самого по

стмодернизма, так и его теоретического осмысления, с уверенно

стью можно сказать лишь одно, что она оформилась под воздей

ствием определенного эпистемологического разрыва с мировоз

зренческими концепциями, традиционно характеризуемыми как

модернистские, однако вопрос, насколько существен был этот

разрыв, вызывает бурную поле

мику среди западных теорети

ков 7.

 

Генезис и рамки постмодернистской литературы

В этом отношении наиболь

ший интерес вызывают работы

голландского исследователя До

уве Фоккемы, в которых пред

принимается попытка спроецировать мировоззренческие предпо

сылки постмодернизма на его стилистику. Сам Фоккема, вне

всяких сомнений, убежден в существовании широкого течения

постмодернизма в литературе, хронологически охватывающего

период с середины 50-х годов и вплоть до наших дней, отмечая

при этом, что одно из ранних его проявлений можно обнаружить

еще в "Поминках по Финнегану" (1939) Джойса. По мнению

критика, своим рождением постмодернизм обязан американской

литературе и лишь потом распространился в западноевропейских

странах, хотя Фоккема и допускает возможность его проявления

на европейском континенте независимо от заокеанского влияния

(144, с. 81).

Фоккема фиксирует наличие постмодернистских приемов

письма в современной итальянской литературе (в творчестве Ита

ло Кальвино), в литературе Западной Германии и Австрии

(Петер Хандке, Бото Штраусе, Томас Бернхард, Петер Розай),

а также в голландской и фламандской литературах (Биллем Фре

дерик Херманс, Геррит Кроль, Леон де Винтер, Хюго Клаус,

Иво Михельс, Сес Нотебом). Пожалуй, наибольший интерес

вызывает включение в обойму постмодернистов французских но

вых романистов.

Список писателей-постмодернистов у Фоккемы весьма ре

презентативен как в количественном, так и в качественном отно

___________

7 Более подробно об этом см. Постструктурализм. Деконструктивизм.

Постмодернизм. С. 200-202.

158

ГЛАВА III

шении, хотя в нем явно преобладают американские авторы, до

недавнего времени традиционно относимые к представителям так

называемого черного юмора. Помимо уже упоминавшихся имен,

исследователь включает в свой список имена Джона Хоукса, Ри

чарда Браутигана, Доналда Бартелма, Курта Воннегута, Роналда

Сьюкеника, Леонарда Майклза, Джона Барта, Томаса Пинчона,

Роберта Кувера, Реймонда Федермана, Владимира Набокова,

англичан Джона Фаулза и Эдварда Бонда, латиноамериканцов

Хулио Кортасара, Хорхе Луиса Борхеса и Карлоса Фуэнтеса и

др.

Постмодернизм для Фоккемы -- прежде всего особый

взгляд на мир, -- "продукт долгого процесса секуляризации и

дегуманизации" (144, с. 80). Если в эпоху Возрождения, по его

мнению, возникли условия для появления концепции антропоцен

трического универсума, то в XIX и XX столетиях под влиянием

наук -- от биологии до космологии -- стало все более затрудни

тельным защищать представление о человеке как о центре космо

са: "в конце концов оно оказалось несостоятельным и даже неле

пым" (там же, с. 82).

Обильно в данном случае цитируемые апокалиптические

предсказания ученых о неизбежной энтропии, наступлении либо

вечного холода, либо невыносимой для человеческого существова

ния жары в необозримом будущем, перемежаются с пессимисти

ческими вещаниями о возможном самоуничтожении рода людей в

будущем уже не столь отдаленном и, как правило, привлекаются

для подтверждения "неизбежного заключения, что человек -- в

результате не более чем просто каприз природы, а отнюдь не

центр вселенной" (там же).

Реализм как иерархия и постмодернизм как ее отрицание

При этом утверждается, что

реализм в литературе основыва

ется на непоколебимой иерархии

материалистического детерминиз

ма и викторианской морали.

Пришедший ему на смену симво

лизм характеризуется как теоретическая концепция, постулирую

щая наличие аналогий (корреспонденции) между видимым миром

явлений и сверхъестественным царством "Истины и Красоты". В

противовес символистам, не сомневавшимся в существовании

этого высшего мира, модернисты, отмечает Фоккема, испытывали

сомнения как относительно материалистического детерминизма,

так и "жесткой эстетической иерархии символизма". Вместо этого

они строили различные догадки и предположения, стремясь при

159

ПОСТМОДЕРНЫЙ ЛИК СОВРЕМЕННОСТИ

дать "гипотетический порядок и временный смысл миру своего

личного опыта" (там же).

В свою очередь, постмодернистский взгляд на мир характе

ризуется убеждением, что любая попытка сконструировать модель

мира -- как бы она ни оговаривалась или ограничивалась эпи

стемологическими сомнениями -- бессмысленна. Создается впе

чатление, пишет Фоккема, что постмодернисты считают в равной

мере невозможным и бесполезным пытаться устанавливать ка

кой-либо иерархический порядок или какие -либо системы приори

тетов в жизни. Если они и допускают существование модели ми

ра, то основанной лишь на "максимальной энтропии", на

"равновероятности и равноценности всех конститутивных элемен

тов" (там же, 82-83).

В своей характеристике мировоззрения постмодернистов

Фоккема не оригинален, аналогичных взглядов придерживаются,

в частности, Ихаб Хассан (176, с. 55), да и вообще подобная

точка зрения весьма распространена среди западных ученых.

Фоккему отличает лишь акцент на полемической природе постмо

дернизма, направленной, по его мнению, против модернизма

(пожалуй, эта сторона постмодернизма разработана у него более

тщательно и подробно, чем у других исследователей данной темы,

см.: 143), а также попытка дать обобщенно структурированное

представление об основных элементах постмодернистского миро

видения. Однако подобный суммарный взгляд страдает весьма

существенным схематизмом и явным упрощением, далеко не от

ражающим своеобразие модернистского мироощущения и причи

ны, его породившие.

Общая характеристика взглядов постмодернистов дается

крайне абстрактно, и этому есть вполне понятные объяснения.

Во-первых, Фоккему интересуют только формальные принципы

того, что можно назвать дискурсивной организацией литератур

ного текста. Во-вторых, само его понимание постмодернизма на

столько широко и охватывает столь разных по своим взглядам

(социальным и эстетическим), позициям и установкам писателей,

что кроме как на весьма абстрактном уровне анализа их и нельзя

объединить. Но эта же абстракция дает основания для вопроса о

правомочности данного объединения, иными словами, порождает

сомнения в действительности существования самого постмодер

низма, по крайней мере в том виде, как его понимает критик.

Фоккема убежден, что постмодернизм как литературное те

чение в значительной степени был порожден "полемикой против

модернизма" (144, с. 83), и, очевидно, в этом с ним можно со

160

ГЛАВА III

гласиться, если, конечно, не превращать вслед за ним этот фак

тор в главную и чуть ли не единственную причину появления

данного направления. Как отмечалось, один из главных принци

пов постмодернистского мировосприятия Фоккема видит в отри

цании любой возможности существования природной или соци

альной иерархии и отсюда выводит так называемый принцип но

ниерархии, лежащий в основе структурообразования всех постмо

дернистских текстов.

Принцип нониерархии и интерпретация текста

Этот принцип нониерархии в

первую очередь сказывается на

переосмыслении самого процесса

"литературной коммуникативной

ситуации". Для отправителя по

стмодернистского текста принцип нониерархии означает отказ от


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа"

Книги похожие на "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Илья Ильин

Илья Ильин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа"

Отзывы читателей о книге "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.