» » » » Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа


Авторские права

Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа

Здесь можно скачать бесплатно "Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа"

Описание и краткое содержание "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа" читать бесплатно онлайн.








стмодернистского текста принцип нониерархии означает отказ от

преднамеренного отбора (селекции) лингвистических (или иных)

элементов во время "производства текста". Для получателя же

подобного рода коммуниката, если он готов его прочесть

(дешифровать) "постмодернистским способом", этот же принцип,

с точки зрения Фоккемы, предполагает отказ от всяких попыток

выстроить в своем представлении связную интерпретацию текста.

Определяя код литературного течения постмодернизма,

Фоккема отмечает, что он является всего лишь одним из многих

кодов, регулирующих производство текста. Другие коды, на ко

торые ориентируются писатели -- прежде всего лингвистический

код (естественного языка -- английского французского и т. д.),

общелитературный код, побуждающий читателя прочитывать ли

тературные тексты как тексты, обладающие высокой степенью

когерентности, жанровый код, активизирующий у реципиента

определенные ожидания, связанные с выбранным жанром, и иде

олект писателя, который в той мере, в какой он выделяется на

основе рекуррентных признаков, также может считаться особым

кодом.

Из всех упомянутых, каждый последующий код в возрас

тающей пропорции ограничивает действие предыдущих кодов,

сужая поле возможного выбора читателя, однако при этом спе

цификой литературной коммуникации, подчеркивает Фоккема,

является тот факт, что каждый последующий код способен одно

временно оспаривать правомочность остальных кодов, создавая и

оправдывая свой выбор языковых единиц и их организации, за

прещаемый остальными, более общими кодами. При этом и сами

идиолекты отдельных писателей-постмодернистов вместе взятые

должны, по мысли исследователя, в своем взаимодействии час

161

ПОСТМОДЕРНЫЙ ЛИК СОВРЕМЕННОСТИ

тично подтверждать, частично опровергать существование социо

лекта постмодернизма как целостного литературного течения. Та

ким образом, постмодернистский код может быть описан как

система предпочтительного выбора тех или иных семантических и

синтаксических средств (как система преференций), частично

более ограниченного по сравнению с выбором, предлагаемым

другими кодами, частично игно

рирующего их правила.

Код постмодернизма

Выделяя в качестве осново

полагающего принципа организа

ции постмодернистского текста

понятие нонселекции (или квазинонселекции), Фоккема стремится

проследить его действие на всех уровнях анализа: лексемном,

семантических полей, фразовых структур и текстовых структур.

В числе наиболее заметных и часто встречающихся в по

стмодернистских текстах лексем критик называет такие слова, как

зеркало, лабиринт, карта, путешествие (без цели), энцикло

педия, реклама, телевидение, фотография, газета (или их эк

виваленты на различных языках).

Пять семантических полей

Исходя из определения,

данного Лайонзом, согласно ко

торому семантическое поле со

стоит из семантически соотноси

мых лексем, имеющих по крайней

мере один общий семантический признак (224, с. 269, с. 326),

Фоккема выделяет в постмодернистских текстах пять таких по

лей: ассимиляции; умножения и пермутации; чувственной перцеп

ции; движения; механистичности. Эти семантические поля, нахо

дящиеся в центре постмодернистского семантического универсума,

по мнению исследователя, в первую очередь полемически заост

рены против семантической организации модернистских текстов.

Так, например, поле ассимиляции демонстрирует отказ от столь

заметного стремления модернистов выявить мельчайшие различия

и принципиальную несовместимость всех сторон изображаемой

ими жизни, от их позиции отстраненных и отчужденных аутсай

деров.

В противовес этому постмодернисты пытаются утвердить

принцип всеобщей равнозначности всех явлений и всех сторон

жизни, часто агрессивно насильственной ассимиляции человека

внешним миром.

Семантическое поле чувственной перцепции включает в себя

все лексемы, описывающие или подразумевающие функции чувст

 

162

ГЛАВА III

венного ощущения. В качестве семантического подполя сюда вхо

дит и сфера конкретности с ее акцентом на наблюдаемых деталях,

как это подчеркивал Лодж (222, с. 139), на поверхностной сто

роне явлений, о чем писал Стивик (272, с. 211; 271, с. 140).

Последнее семантическое поле, выделяемое критиком, -

поле механистичности -- описывает различные аспекты индуст

риализованного, механизированного и автоматизированного мира

современности, где индивидуальное сознание подчинено техноло

гии (по выражению И. Хассана, выступающей как

"технологическое продолжение

сознания") (176, с. 124).

Синтаксис постмодернизма

Синтаксис постмодернизма в

целом, как синтаксис предложе

ния, так и более крупных единиц

(синтаксис текста или компози

ция, включающий в себя аргументативные, нарративные и деск

риптивные структуры), характеризуется, по мнению Фоккемы,

явным преобладанием паратаксиса над гипотаксисом, отвечающим

общему представлению постмодернистов о равновозможности и

равнозначности, эквивалентности всех стилистических единиц.

На фразовом уровне исследователь отмечает основные ха

рактерные черты постмодернистских текстов:

1) синтаксическую

неграмматикальность (например, в "Белоснежке" (1967) Бар

телма), или такую ее разновидность, когда предложение оказыва

ется оформленным не до конца с точки зрения законов граммати

ки и фразовые клише должны быть дополнены читателем, чтобы

обрести смысл ("Заблудившись в комнате смеха" (1968) Барта);

2) семантическую несовместимость ("Неназываемый" (1968)

Беккета, "Вернитесь, доктор Калигари" (1964) Бартелма);

3) необычайное типографическое оформление предложения

("Вдвойне или ничего" (1971) Федермана). Все эти приемы

Фоккема называет "формами фрагментарного дискурса", отмечая,

что чаще всего они встречаются в

конкретной поэзии.

"Нонселекция" -- "алеаторная селекция"

Наиболее подробно исследо

вателем разработан уровень тек

стовых структур постмодернизма.

Здесь он попытался объединить

и упорядочить довольно запутанную и разнородную терминоло

гию, употребляемую в западном литературоведении для описания

главного, с его точки зрения, принципа организации постмодерни

стского повествования -- феномена нонселекции или квазинонсе

165

ПОСТМОДЕРНЫЙ ЛИК СОВРЕМЕННОСТИ

лекции. Этот постмодернистский идеал нонселекции или алеатор

ной селекции, по наблюдению Фоккемы, часто превращается в

процессе создания произведения в применение комбинаторных

правил, имитирующих математические приемы: дубликация, ум

ножение, перечисление. К ним он добавляет еще два приема:

прерывистость и избыточность. Тесно друг с другом связанные,

все они в равной степени направлены на нарушение традиционной

связности (когерентности) повествования. Наиболее типичные

примеры повествовательной прерывистости, или дискретности,

исследователь находит в романах Джона Хоукса "Смерть, сон и

путешественник" (1974), Ричарда Браутигана "В арбузном саха

ре" (1968), Дэвида Бартелма "Городская жизнь" (1971), Курта

Воннегута "Завтрак для чемпионов" (1973), Роналда Сьюкеника

"96.6" (1975), Леонарда Майклза "Я бы спас их, если бы мог"

(1975).

Той же цели служит и прием избыточности, предлагающий

читателю либо наличие слишком большого количества коннекто

ров, должных привлечь его внимание к сверхсвязности текста,

либо назойливую описательность, перегружающую реципиента

ненужной информацией. В обоих случаях это создает эффект

информационного шума, затрудняющего целостное восприятие

текста. В качестве примера приводятся романы Алена Роб-Грийе

"Зритель" (1955), Томаса Пинчона "V" (1963) и "Радуга зем

ного притяжения" (1973), Браутигана "Ловля форели в Амери

ке" (1970). Бартелма "Печаль" (1972) и "Городская жизнь"

(1971).

Способ перечисления выделен Фоккемой недостаточно кор

ректно, поскольку совпадает с его же вторым толкованием прин

ципа избыточности. Особое значение критик придает приему

пермутации, видя в нем одно из главных средств борьбы постмо

дернистского письма против литературных конвенций реализма и

модернизма. Он подразумевает взаимозаменяемость частей текста

(роман Реймонда Федермана "На ваше усмотрение" (1976) со

ставлен из несброшюрованных страниц, и читатель волен по соб

ственному усмотрению выбрать порядок его прочтения); пермута

цию текста и социального контекста (попытка писателей уничто


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа"

Книги похожие на "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Илья Ильин

Илья Ильин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа"

Отзывы читателей о книге "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.