Протоиерей Иоанн Толмачев - 4.Недели по Троице 18-32
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "4.Недели по Троице 18-32"
Описание и краткое содержание "4.Недели по Троице 18-32" читать бесплатно онлайн.
Не должны ли поэтому и мы иметь мир между собою (Рим. 15:7;[837] 12:18;[838] Кол. 3: 13[839])? “Кто не обладает именем человека миролюбивого, тот не может обладать и именем сына Божьего.”[840]
1. Свойства этой добродетели.
а) Вообще миролюбие есть постоянная наклонность сердца жить в мире и согласии со всеми людьми. При великом различии людей в отношении их мыслей, наклонностей и стремлений, при их часто противоположных намерениях и предприятиях, нередко возникают разногласия, которые легко переходят во вражду и кончаются ссорами, борьбой и преследованиями.
Но человек миролюбивый, при всех таких отношениях, умеет сохранять и подерживать добрый мир и согласие с ближними.
Он долготерпит и милосердствует (1 Кор. 13:4[841]), имеет снисхождение и терпение к слабостям и недостаткам ближних, извиняет их, хотя даже сам терпит оскорбление.
Он “не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла” (1 Кор. 13:4–5). Хотя он и чувствует негодование к несправедливостям других, но он не увлекается раздражительным гневом, не посягает на здоровье, имущество или честь своего оскорбителя, не воздает злом за зло, потому что его сердце свободно от ненависти, вражды и мщения.
б) В частности, в случае ссоры, человек миролюбивый всегда отличается искренней готовностью к примирению (Рим. 12:10–11;[842] Кол. 4:6[843]), — готовностью скорой (Еккл. 9:10,[844] Ефес. 4:26;[845] Иак. 4:13–14[846]), — готовностью совершенной (Кол. 3:13;[847] Мф. 18:21–22[848]) и открытой (1 Цар. 26:12[849]).
Такие свойства добродетельного миролюбца происходят не из слабости духа, трусости, беспечности, равнодушия к оскорблениям, — не из мирских расчетов, корысти или тщеславия, но из уважения и любви к людям, из убеждения, что его непременная обязанность требует содействовать счастью людей, уподобляться Христу и следовать его предписаниям (Мф. 6:14;[850] Ефес. 4:2;[851] Кол. 3:13[852]).
2. Kак достигается эта добродетель?
Если мы:
а) Укрепляем в себе чувство любви и уважениия к людям.
Миролюбие проистекает из любви к людям. Без любви и уважения к ближним не может быть и мира с ними.
Сердце, полное любви, имеет сострадание к погрешающим и заблуждающимся, снисхождение к их слабостям и недостаткам. Оно чувствует себя только тогда счастливым, когда может жить в мире и согласии с другими людьми.
Поэтому мы должны укреплять в себе естественное чувство человеческой любви, представляя себе любовь Божью и пример Иисуса Христа — оживлять это чувство размышлением о тесном отношении людей между собой, о взаимной их зависимости, о той помощи, какую они нам уже оказали и могут впредь оказывать.
Тогда мы, проникнутые любовью и уважением, будем избегать всего, что может нарушить мир с ближними.
б) Поступаем всегда с благоразумием и рассудительностью во всех сношениях с ближними. Кто говорит с раздражением или легкомыслием, тот всегда преступает долг справедливости и уважения к другим, никогда не будет иметь терпения и снисхождения, где это нужно, и, против воли, будет причинять оскорбление ближним.
Как легко нарушаются из-за этого наши мирные отношения к ним!
Только посредством обдуманности и рассудительности в речах и поступках можно избежать разногласия и вражды.
Будьте свободны от раздражительности и легкомыслия, если вы вступаете в какие-либо отношения с другим человеком — тогда ваш рассудок будет правильно судить как о ваших правах, так и о вашем долге по отношению к нему, тогда вы избегнете колебания и нерешительности, пристрастия и споров.
Добросовестно обдумывайте, что вы хотите говорить и делать, и вы не будете тогда опрометчивы в словах и поступках, оскорбительных для ближнего и вызывающих в нем вражду.
в) Обладаем самопознанием и знанием людей. Мы должны хорошо знать самих себя, наши недостатки, слабости и дурные привычки, чтобы их исправить, не подать примера другим своим поведением, не возбудить их негодования, порицания, недоверия, не подать повода к спорам и вражде.
Если ты знаешь, что ты чувствителен, задирист, раздражителен, то ты будешь внимателен к себе, постараешься владеть собой. Если ты сознаешь свою наклонность к насмешкам и порицаниям, свою страсть к унижению других — то ты будешь сдерживаться, молчать, коль скоро боишься оскорблять своего ближнего.
Ты должен замечать каждый недостаток, каждую слабость свою, чтобы не нарушать из-за добрых отношений с другими.
С самопознанием мы должны также соединять знание людей. Как есть различные люди в отношении их темперамента, их правил, наклонностей, расположений, образа жизни — так различно и мы должны поступать с ними.
Познание людей и опыт учат нас, как мы должны обращаться с различными людьми, чтобы сохранить мир с ними, не нарушая наших обязанностей.
г) Ценим выгоды, какие доставляют нам миролюбивые отношения к ближним. Эти выгоды весьма важны. Кто счастливее в своей жизни? Кто менее испытывает оскорблений и огорчений? Кто успешнее во всех своих отношениях с людьми? Кто увереннее в дружбе, в уважении и любви других, как не миролюбивый человек?
Так как он скромен, справедлив, дружелюбен в отношении к людям, то и они со своей стороны охотно признают его добрые качества, добродетели и заслуги.
Посредством этого ему открывается возможность извлечь для всех пользу из своих познаний, способностей и искусств.
Может ли кто ценить эти выгоды, не ценя и не любя добродетели миролюбия, и не стремясь к ее приобретению?
Поэтому восклицает Псалмопевец: “как хорошо и как приятно жить братьям вместе!” (Псал. 132:1; Прит. 18:19;[853] Кол. 3:12–14[854]).
Миролюбие есть необходимое условие счастья и довольства в жизни
“И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким” (ст.17).
Потому что оно:
1. Не допускает раздражительных и гневных чувств в сердце человека.
Довольство и счастье в жизни зависят больше от спокойного и благонастроенного состояния души, чем от внешних обстоятельств. “Если бы все вне нас наслаждалось миром и спокойствием, а внутри нас происходят волнение, буря, возмущение мыслей: то этот внешний мир ни к чему для нас не служит. В этом состоянии мы уподобляемся городу, который, будучи окружен внешними стенами таит в самом себе измену.”[855]
Совершеннейшее, продолжительнейшее и вернейшее удовлетворение бывает тогда, когда оно зависит не от внешних случаев и обстоятельств, но есть дело нашего духа, который умеет властвовать над собой и старается удалять все, что может нарушить внутренний мир.
Но ничто так не нарушает довольства и счастья, как гневные расположения сердца. Может ли человек задорный, дышащий при каждом случае гневом и мщением, быть когда-либо, при каких бы то ни было внешних обстоятельствах, счастливым и довольным в жизни, когда он носит в самом себе причину к огорчениям, беспокойству и недовольству?
Поэтому миролюбие есть весьма важное условие счастливой жизни.
Ненависть, вражда, мщение, зависть, гордость чужды для человека миролюбивого.
Его душа всегда находится в таком настроении, что он легко может правильно обсудить все предметы своих желаний, все явления и события жизни, речи и поступки людей.
Посредством этого удаляются многие поводы к враждебным проявлениям.
Миролюбец умеет подавлять движения страстей.
Он научился отвергаться самого себя, научился слушаться внушений разума и соогласовываться во всех своих поступках и отношениях с Божьей волей.
2. Приобретает нам уважение и любовь ближних.
Мнения людей о нашем характере и поступках не должны быть для нас малозначущими (Прит. 15:31;[856] Сир. 41:15–16[857]).
Мы не можем обойтись без их участия, помощи и утешения.
Поэтому мы должны заботиться заслужить их любовь и уважение. Чем же? Внешними преимуществами? Но они не в нашей воле и не имеют сами по себе, без преимуществ сердца и души, никакого достоинства.
Любовь и уважение ближних вернее всего приобретаются кротостью и миролюбием. Этими качествами мы легко привлекаем на свою сторону сердца людей, возбуждаем доброжелательность, любовь и уважение к себе даже у людей мстительных и гневливых.
Кто в состоянии противиться дружелюбию, ласковости и снисходительности, которыми отличается человек миролюбивый?
Кто не подарит охотно своего доверия тем, у которых нет никаких злых замыслов, никакой фальши и лукавства?
Поэтому Спаситель называет миротворцев блаженными и требует от всех своих исповедников миролюбия, как такой добродетели, которая приобретает уважение и доверие людей.
Старайтесь только стремиться достигнуть этой добродетели, “солнце да не зайдет во гневе вашем” (Ефес. 4:26)! “Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми” (Рим. 12:18)! “Кротость ваша да будет известна всем человекам” (Фил.4:5).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "4.Недели по Троице 18-32"
Книги похожие на "4.Недели по Троице 18-32" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Протоиерей Иоанн Толмачев - 4.Недели по Троице 18-32"
Отзывы читателей о книге "4.Недели по Троице 18-32", комментарии и мнения людей о произведении.