Протоиерей Иоанн Толмачев - 1.Неделя Триоди Великопостной.
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "1.Неделя Триоди Великопостной."
Описание и краткое содержание "1.Неделя Триоди Великопостной." читать бесплатно онлайн.
Братия! Кто же знает, кто ведает, может быть, для кого-либо и из нас настоящий год, настоящий месяц есть последний в жизни. Бог знает, может быть, и y нас смерть не за горами, a за плечами. Так, подумаем заблаговременно о покаянии, a особенно в нынешние дни, когда Святая Церковь всем располагает нас к тому. В самом деле, как хорошо ныне говеть. Вот ныне и пост для всех, и по нескольку раз совершается в день служба церковная. Ничто теперь не развлекает, ничто не мешает. Не теряйте напрасно этого времени; другого Великого Поста, может быть, и не будет для нас.
Вот вы, предстоящие здесь, хорошо сделали, что решились отговеть в нынешнюю первую неделю, — зачем откладывать до последней? Дела то от нас и тогда не уйдут, лишь Бог благословил бы, наработаемся; a отговеть то все-таки надобно, непременно надобно. Бог всегда один и тот же, всегда принимает с любовью кающегося, a вот беда, если кто из вас останется нерадивым на весь пост. От имени самого Бога я — служитель алтаря Его — поручаю вам сказать всем своим родным и знакомым, чтобы все от малого до старого в настоящий пост исповедывались и Святых Таин причастились. Об этом я с любовью прошу и молю всех вас.
Но многие из вас говорят обыкновенно: «наше дело крестьянское, и рад бы отговеть, да некогда: то работа останавливает, то детей малых не на кого покинуть.» Пустая это отговорка: кто захочет исполнить христианский свой долг, того никакой недуг не задержит, он уже найдет время на это.
Работа наша никуда не уйдет. Бог благословит — наработаемся, a без Божьего благословения что и сделаем, не пойдет нам в прок. Мало ли всяких наказаний посылает на нас Бог, — то градом поля побьет, то огнем жилище наше сожжет: от Божьей воли деваться некуда. Бросьте и ту пустую отговорку, что у вас в старину не так было. Старина нам не указ. В старину с хорошим много было и дурного, как и от нас останется нашему потомству. Вот, в старину незапамятную наши предки были язычники, в храм Божий вовсе не ходили, Святых Таин не причащались, — неужели и нам следует быть таковыми? Оборони вас Бог от того! Нет, слушайте, да принимайте лишь хорошее, a дурное и без того придет.
A вот слышу и еще отговорку: «мы-де люди молодые, боимся, не воздержимся от худых слов и дел пред причастием, тогда еще больше на нас будет греха.»
Ах, друзья мои! Какой же ты христианин, что не можешь на несколько дней воздержаться от праздных и гнилых слов и от постыдных дел, да притом ради такой благодати! Подумай-ка — ты, как христианин, и без того обязан беречься от всех пороков. Притом, кто похвалится, что он достойно причастился, и кто поручится за себя, что после Святого причастия, он не впадет ни в один грех? Наконец, лучше один даже час иметь в себе Бога и быть в Боге, чем целый век жить в общении с сатаной. Нет, такие отговорки суть плод духа ленности и нерадения, словом, внушение лукавого, который всеми мерами старается от всего доброго отклонить нас.
Так, братия, отговорки в сторону; воспользуемся настоящим временем, принесем Господу Богу покаяние во грехах своих, не будем откладывать его до будущего неизвестного времени, которое скрыто от нас в судьбах Промысла Божьего. Помните слова Господа Спасителя нашего: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. … бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими» (Мар. 13:33–36).
Торжество православия
Торжество православия есть торжество истины, и Святая Церковь, назначая для воспоминания об этом торжестве первое воскресенье Великого Поста, тем самым поучает нас, что торжество истины, составляющей самую основу и сущность духовной жизни, является лишь результатом великого подвига духа в его стремлении одолеть материю.
Истина по своей сущности должна составлять неотъемлемую принадлежность человеческого духа, как отображения Того, Кто есть сама истина; но с того рокового момента, когда в человеческой природе совершился перелом и нарушена была цельность первозданного естества, истина сделалась лишь предметом стремления, так как самооочевидность ее закрылась для человеческого сознания и она стала преподноситься ему лишь как бы в зеркале гадания, в гадательных образах вероятности. Чувственная природа, беря перевес над духом, тем самым омрачает наше сознание, задергивает его пеленой плотских ощущений и закрывает пред ним светлый лик истины, так что для того, чтобы отдернуть эту пелену перед своими умственными очами, человек должен подвизаться подвигом добрым и только усиленной борьбой с чувственностью может достигать освобождения духа от уз всепомрачающей материи. Вот почему пост, измождая тело, в то же время укрепляет и просветляет дух, и известные примеры духовной прозорливости, встречающиеся именно среди суровых постников, a не людей мира сего, составляют не только чудесное, но и психологически объяснимое.
Но если даже в пределах личной жизни истина является лишь плодом торжества духа над материей, то тем более этот факт имеет значение в истории — в приложении к истине безусловной или вселенской, потому что врагом ее выступает весь лежащий во грехе заблуждения мир. Человечество, подавляемое чувственностью, никогда само не могло постигать истины в ее полноте и совершенстве, и достаточно заглянуть в историю древнего дохристианского мира, чтобы понять, как немощен сам по себе дух человеческий и как он, без высшей всеозаряющей помощи, склонен принимать ложь за истину и всецело служить ей. Не даром для освобождения его от этого рабства лжи стал необходимым величайший акт милосердия Божьего, именно сошествие на землю самой божественной истины в лице Христа Спасителя мира.
Божественно ясна и лучезарна эта истина, возвещенная Христом и запечатленная Его крестной смертью и воскресением, и достаточно принимать ее с чистым верующим сердцем, чтобы тьма заблуждения исчезла на земле, и водворилось царство Божье, которое есть именно царство истины во всех ее проявлениях. Но даже лучезарная истина божественного откровения не могла рассеять навсегда тьмы заблуждения человеческого, a напротив, — сама встретила ожесточенное противоречие со стороны высокомерного разума, желающего жить по распутиям мира сего. И мы видим, как уже с первых дней Церкви Христовой, явившейся видимым осуществлением царства Божьего на земле, начинается борьба темных сил князя мира сего против истины и ее хранительницы — Церкви.
Все те многочисленные ереси, которые то и дело возникали и смущали совесть христианского мира, были именно плодом высокомерного, помраченного плотскими страстями разума, который не хотел подчиняться богооткровенной истине, a напротив, стремился и ее подчинить ограниченным законам своего логического мышления. Отсюда Церковь в лице ее богопросвещенных пастырей и учителей должна была вести продолжительную борьбу с дерзко поднимавшими знамя ереси и заблуждения лжеучителями. Целых восемь веков длилась эта великая борьба истины с заблуждением и бывали моменты, когда заблуждение, по-видимому, готово было восторжествовать окончательно. Достаточно вспомнить тот поистине страшный и критический момент, когда Григорий Богослов, прибыв в Константинополь, город великого равноапостольного Константина, видевшего над своей головой победное знамя Святой Церкви с надписью: «сим победиши!»— нашел эту столицу совершенно во власти ариан, этих рационалистов древности, и только малая паства еще хранила истину православия.
Но истинно и непреложно слово Христово, что небо и земля пройдут, a истина пребывает во век, и тьма заблуждения действительно стала рассееваться под лучами великого светила Церкви, и та же столица сделалась позже свидетельницей полного и неоднократного торжества православия. Седьмой вселенский собор, окончательно утвердивший истину православия определением догмата о почитании икон, был, так сказать, седьмой печатью, которой навсегда была запечатлена истина православия, и потому-то Святая Церковь особо и воспоминает этот момент, как именно решительный акт торжества православия.
Но торжество православия не закончилось и этим актом. Как разум человеческий по своим греховным наклонностям не переставал и после этого пытаться внести свои ограниченные мнения и суждения в область учения Христова, так и Святая Церковь постоянно должна была стоять на страже истины и продолжать борьбу с этими заблуждениями, не перестающими возникать и до сих пор. Истина, даже утвержденная и запечатленная авторитетом семи вселенских соборов, была недостаточно авторитетна для гордого самонадеянного разума, который, забывая о своей ограниченности, стремился обнять ее своею мыслью, как он обнимает и ограниченные предметы чувственного мира.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "1.Неделя Триоди Великопостной."
Книги похожие на "1.Неделя Триоди Великопостной." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Протоиерей Иоанн Толмачев - 1.Неделя Триоди Великопостной."
Отзывы читателей о книге "1.Неделя Триоди Великопостной.", комментарии и мнения людей о произведении.