Сергей Кара-Мурза - Куда идем? Беларусь, Россия, Украина

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Куда идем? Беларусь, Россия, Украина"
Описание и краткое содержание "Куда идем? Беларусь, Россия, Украина" читать бесплатно онлайн.
В этой книге показано, как пережили кризис 90-х годов и 2000—2007 годы народы и хозяйства Беларуси, России и Украины. Главные характеристики жизни трех наших стран, представленные в форме графиков, показывают, что с середины 90-х годов в каждой из них реализуется свой, отличный от других, проект восстановления и развития. Это сравнение поучительно. Опыт братских народов позволяет лучше понять перспективы доктрин правительств трех государств, побуждает задуматься о нашей общей судьбе. Книга дает основу для мысленного диалога ее читателей по разные стороны «границ», показывает возможность альтернатив. По-новому видится и предыстория нашего кризиса.
Рис. 4-203. Производство пиломатериалов в России, млн. м3
Рис. 4-204. Производство пиломатериалов в Беларуси, млн. м3
Рис. 4-205. Производство пиломатериалов на Украине, млн. м3
Рис. 4-206. Индексы производства пиломатериалов в Беларуси, России и на Украине, 1980 = 100
Наконец, важным строительным материалом являются древесностружечные и древесноволокнистые плиты. Их прессуют из стружек или древесной массы, обработанных полимеризующимися веществами. Эти плиты используются в изготовлении дверей, перегородок, панелей для мебели. В СССР накануне реформы производилось 8,3 млн. условных м3 древесностружечных плит и 650 млн. м2 древесноволокнистых плит. Максимальный выпуск первых в Беларуси (1990 г.) составил около 0,5 млн. м3 и около 45 млн. м2 вторых. Это производство пережило спад, однако восстанавливается или даже растет (рис. 4-207 и 4-208). Такое же положение в России (Рис. 4-209).
Рис. 4-207. Производство древесностружечных плит в Беларуси, тыс. условных м3
Рис. 4-208. Производство древесноволокнистых плит в Беларуси, млн. условных м2
Рис. 4-209. Производство древесностружечных плит в России, тыс. условных м3
Транспорт
Транспорт — «кровеносная система» страны. Современное индустриальное общество нуждается в перемещении больших масс грузов и пассажиров на большие расстояния по всей территории страны и за рубеж. Сравнительная информация об изменениях в ходу реформы в пассажирском транспорте Беларуси, России и Украины дана в разделе 3. Здесь приведем данные о грузовых перевозках.
Транспортная система в советский период развивалась как единое целое в масштабах всего СССР. Грузы, отправленные транспортными предприятиями каждой республики, передвигались на большие расстояния вне республики, а по ней перевозились «чужие» грузы. Поэтому точно вычислить «грузооборот» транспорта каждой республики было трудно, более надежным показателем был объем «отправления» грузов[41]. Но он, в общем, пропорционален грузообороту.
В СССР перевозки и грузооборот всех видов транспорта: автомобильного, авиационного, воздушного, водного, морского, трубопроводного — росли стабильными темпами. В годы реформы транспортная система погрузилась в кризис. Число работников в транспортных организациях сильно сократилось. В России с начала реформы суммарный объем перевозок сократился к 1998 г. почти вдвое. Признаки оживления в России появились начиная с 1999 г., в Беларуси с 1996 г.
Динамика суммарного объема грузооборота всеми видами транспорта представлена на рис. 4-210...4-211.
Рис. 4-210. Грузооборот транспорта общего пользования в Беларуси, млрд. тонно-км
Рис. 4-211. Грузооборот транспорта общего пользования в России, млрд. тонно-км
За годы реформы произошло резкое сжатие объема всех видов перевозок, изменение их структуры, переориентация на международное сообщение, причем в большой мере на «дальнее зарубежье» (на страны вне СНГ).
Главной причиной уменьшения грузопотоков стало сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства в результате радикальной рыночной реформы и разрыва сложившихся за десятилетия хозяйственных связей между регионами и республиками СССР, представлявшими собой единый народнохозяйственный комплекс.
Другой причиной сокращения перевозок послужило резкое повышение тарифов на грузоперевозки, которое сделало убыточным многие виды производства и способствовало его спаду. Тем не менее в России даже в 2006 году 39,9% предприятий транспорта были убыточными (в 2004 году — 46,3%). Более всего убыточных предприятий насчитывается в городском электрическом транспорте (68,4% в 2006 году, хотя в тот год этот вид транспорта в целом получил прибыль в размере 775 млн. руб., в то время как в 2004 г. имел убыток 824 млн. руб.).
Финансовые ресурсы транспортных предприятий не обеспечивают необходимого технического переоснащения и даже не позволяют поддерживать основные фонды в целом и парк транспортных средств в надлежащем состоянии. Например, в России 96% электровозов находятся в эксплуатации более 10 лет и 40% — более 25 лет. Превысили установленный срок службы 28% электровозов, 35% магистральных тепловозов, 37% электросекций пригородных поездов. С 1990 по 2003 г. водоизмещение судов морского торгового флота РФ сократилось в 4,1 раза.
В качестве примера на рис. 4-212 приведена динамика парка грузовых вагонов в России.
Рассмотрим динамику перевозок и грузооборота разных видов транспорта.
Стабильный устойчивый рост грузооборота железнодорожного транспорта, который наблюдался в 80-е годы, с началом реформы сменился резким падением. Динамика процесса представлена на рис. 4-213...4-215.
В 70—80-е годы в СССР быстро росла перевозка грузов автомобильным транспортом. Еще быстрее рос грузооборот этого вида транспорта. Спад во время реформы был примерно таким же, как и в других подотраслях. Динамика его приведена на рис. 4-216...4-218.
Рис. 4-212. Рабочий парк грузовых железнодорожных вагонов (в среднем в сутки), тыс. штук
Рис. 4-213. Грузооборот железнодорожного транспорта в Беларуси, млрд. тонно-км
Рис. 4-214. Грузооборот железнодорожного транспорта в России, млрд. тонно-км
Рис. 4-215. Отправление грузов железнодорожным транспортом на Украине, млн. тонн
Рис. 4-216. Грузооборот автомобильного транспорта в Белоруссии, млрд. тонно-км
Рис. 4-217. Грузооборот автомобильного транспорта в России, млрд. тонно-км
Рис 4-218. Перевозки грузов автомобильным транспортом на Украине, млн. тонн
Динамика грузооборота морского транспорта в России и перевозок на Украине представлена на рис. 4-219... 4-221.
Развитие внутреннего водного транспорта в советский период происходило устойчивыми темпами, его грузооборот стабильно рос. В 90-е годы началось резкое его падение. Динамика грузооборота или перевозок видна на рис. 4-222...4-224.
В Беларуси отправление грузов внутренним водным транспортом составляет 0,4-0,5% от общих перевозок грузов всеми видами транспорта.
Перевозки грузов воздушным транспортом в Беларуси невелики. Динамика таких перевозок в России и на Украине представлена на рис. 4-225 и 4-226.
Рис. 4-219. Грузооборот морского транспорта в России, млрд. тонно-км
Рис. 4-220. Перевозки грузов морским транспортом в России, млн. т
Рис. 4-221. Перевозки грузов морским транспортом на Украине, млн. т
Рис. 4-222. Грузооборот внутреннего водного транспорта в России, млрд. тонно-км
Рис. 4-223. Перевозки грузов внутренним водным транспортом в России, млн. т
Рис. 4-224. Перевозки грузов речным транспортом на Украине, млн. т
Рис. 4-225. Перевозки грузов авиационным транспортом в России, млн. т
Рис. 4-226. Перевозки грузов авиационным транспортом на Украине, тыс. т
Раздел 5 СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО БЕЛАРУСИ, РОССИИ И УКРАИНЫ
Сельское хозяйство — системообразующая отрасль экономики и всего жизнеустройства практически любой страны. Вне зависимости от почвенно-климатических условий даже самые развитые промышленные страны вкладывают очень большие средства в развитие отечественного сельского хозяйства. Имеющиеся в стране земельные угодья представляют собой бесплатно данную Природой огромную производительную силу. «Труд — отец богатства, а земля — его мать» — этот постулат экономического учения физиократов был включен и в современную политическую экономию. В сельском хозяйстве земля, вода, воздух и растения соединены в огромную химико-биологическую машину, которая работает на бесплатной энергии Солнца. Количество этой энергии, поглощенное культурными растениями и превращенное в пищевые продукты, намного превышает энергию добываемого человечеством минерального топлива.
Кризис в сельском хозяйстве и спад его производства сразу наносят тяжелый удар по всей экономике, поскольку приводят к потере огромного количества бесплатных природных ресурсов, и эти потери приходится оплачивать при импорте продовольствия.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Куда идем? Беларусь, Россия, Украина"
Книги похожие на "Куда идем? Беларусь, Россия, Украина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Кара-Мурза - Куда идем? Беларусь, Россия, Украина"
Отзывы читателей о книге "Куда идем? Беларусь, Россия, Украина", комментарии и мнения людей о произведении.