Карл Барц - Свастика в небе. Борьба и поражение германских военно-воздушных сил. 1939–1945 гг.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Свастика в небе. Борьба и поражение германских военно-воздушных сил. 1939–1945 гг."
Описание и краткое содержание "Свастика в небе. Борьба и поражение германских военно-воздушных сил. 1939–1945 гг." читать бесплатно онлайн.
Карл Барц рассматривает историю люфтваффе с их основания до полного поражения, подробно описывая все значительные операции с участием германских авиационных подразделений. Люфтваффе впервые померялись силами с Королевскими ВВС Британии в Дюнкерке, и Геринг потерпел первое поражение в воздухе. Но в дальнейшем немецкая авиация нанесла огромный урон противнику. В Германии были разработаны автоматизированная система наведения ночных истребителей, превосходящий по техническим параметрам все зарубежные аналоги истребитель Ме-262, а в декабре 1944 года состоялся первый запуск «Кобр» — пилотируемых ракет, предназначенных для использования против соединений бомбардировщиков врага. Однако никакие научные достижения уже не могли спасти Германию, погубленную противоречивыми действиями безумного диктатора.
На Крайнем Севере, в воздухе над обширной ледяной береговой линией за пределами Скандинавии, проходили отчаянные бои «один на один», почти забытые в регионах с более умеренным климатом. Немецкие воздушные базы были созданы за Северным полярным кругом. Что было относительно легко дальше на юге, в таких широтах уже само по себе считалось первоклассным достижением, требовавшим огромного количества усилий, транспорта и материалов, не говоря уже о смелости и выносливости. Очень часто взлетно-посадочные полосы приходилось сооружать, взрывая скалы и лед, а во многих местах по тундре можно было проехать только по специально проложенным лагам. Однако, несмотря на трудности, базы были построены, и они протянулись далеко на север, вплоть до Петсамо[264] в Финляндии.
После того как Гитлер напал на Россию, Крайний Север стал одним из наиболее важных районов боевых действий на море и в воздухе. В 1941 году Советская Россия обратилась к союзникам с просьбой о помощи, в частности поставками техники и снаряжения. Западные союзники, исходя лишь из собственных интересов, решили оказать ей помощь и начали посылать огромное количество военной техники. Первоначально единственным способом снабжать Россию был путь по морю через Северный полярный круг и вокруг мыса Нордкап, что даже в обычное время было немалым подвигом. Однако это было сделано, и первые конвои благополучно пришли в Мурманск, без помех со стороны врага. Но естественно, немцы вскоре поняли важность задачи их остановки или, по крайней мере, причинения им больших потерь, и часто численность истребителей и бомбардировщиков люфтваффе, действовавших на Крайнем Севере в этих целях, достигала целого авиакорпуса.
В марте 1942 года конвой PQ-12[265] благополучно достиг Мурманска, не подвергаясь атакам, но затем ситуация изменилась. Следующий конвой PQ-13 — несчастливый номер! — отправившийся в апреле, был атакован самолетами и эсминцами, и 5 из его 19 судов утонули. В том же самом месяце были атакованы еще два конвоя и тоже понесли потери, хотя не столь тяжелые.
Во второй половине июня немецкие разведывательные самолеты обнаружили около Исландии большую концентрацию судов. Они насчитали 34 больших транспорта, которых сопровождали 6 эсминцев. Очевидно, это был большой конвой, предназначавшийся Советской России[266]. На небольшом расстоянии от конвоя находилось много военных кораблей: два английских и два американских крейсера и еще три эсминца. Кроме того, было известно, что около побережья Норвегии патрулируют девять английских и две русские подводные лодки. Дальше на запад были два линкора, три крейсера, авианосец и отряд эсминцев. Согласно всем расчетам, это была вполне достаточная защита для такого большого конвоя.
Видимость была слабой, и длинные дымные шлейфы тянулись над серым морем. Граница пакового льда заставила конвой спуститься южнее и идти ближе к норвежскому побережью, где начали собираться немецкие истребители и бомбардировщики, чтобы атаковать его. Когда самолеты поднялись в воздух, по серо-зеленому морю под ними неслись барашки волн и было очень холодно. Скоро летчиков начало беспокоить обледенение. Темные массы облаков поднимались от горизонта на запад, а к северу над морем висела обширная серовато-коричневая дымка. Самолеты летели уже несколько часов, а никаких признаков конвоя все еще не было. Когда они миновали остров Медвежий, им сообщили, что конвой должен теперь быть приблизительно в 150 километрах от них. И затем через некоторое время они заметили его.
Суда двигались на некотором расстоянии друг от друга и медленно выполняли зигзаги. Здесь и там группы кораблей, казалось, не могли решить, как им двигаться дальше. Случилось нечто, что нарушило упорядоченный строй конвоя. Фактически его сначала атаковали самолеты-торпедоносцы и добились некоторого эффекта. Слева были военные корабли, шедшие западным курсом. Очевидно, один крейсер был поражен. Он двигался медленно и изрыгал облака черного дыма.
Приблизившись к своей цели, Ju-88 перешли в пикирование. Но где были эсминцы, которые обычно носились вокруг транспортов конвоя, словно свора собак, охранявшая стадо овец? Ни одного из них не было в поле зрения, и единственными зенитками, начавшими стрелять, были пушки на самих транспортах. Ju-88 сбрасывали бомбы и набирали высоту. Внизу были видны вспышки пламени и облака дыма. Одно судно за другим кренилось и тонуло, часто переворачиваясь вверх дном, пока другие шли дальше, объятые огнем.
Попытки спустить шлюпки часто предпринимались слишком поздно, и, когда суда накренялись, группы людей скатывались по их палубам в ледяную воду. Другие спасательные шлюпки плыли через плавающих людей и обломки, в то время как окоченевшие руки хватались за их планшир. Время от времени с неба, оставляя позади себя длинный шлейф дыма, падал и скрывался в море немецкий самолет.
Когда двухдневное сражение наконец закончилось, из 34 судов на плаву остались лишь 11, но они смогли дойти до Архангельска, где с них было выгружено 70 тысяч тонн грузов для России. Но всего грузов в том конвое было 200 тысяч тонн. Люфтваффе послали на дно 23 ценных судна и 130 тысяч тонн грузов[267].
Что же случилось с крейсерами и эсминцами, которые были направлены для сопровождения конвоя? На этот раз британское адмиралтейство потеряло самообладание и избегало рискованных действий. Его лорды[268] предположили, что 4 июля «Тирпиц», «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер»[269] вышли из Альтен-фьорда, чтобы напасть на британские крейсера. Согласно расчетам адмиралтейства, британские линкоры были слишком далеко к западу, чтобы поддержать крейсера, которые безнадежно уступали линкорам в дальности стрельбы и должны были быть расстреляны. Поэтому вечером 4 июля крейсера получили из Лондона приказ повернуть на запад и присоединиться к линкорам. Тем временем конвой должен был рассеяться. Непостижимо, но были также забраны и эсминцы, после чего конвой остался вообще без защиты, исключая зенитки на транспортах. Необъяснимо также и то, что британские линкоры с самого начала находились так далеко к западу.
Фактически «Тирпиц» покинул Альтен-фьорд приблизительно в полдень и не имел возможности установить контакт с конвоем до полуночи. В любом случае немецкая эскадра получила приказ повернуть в южном направлении, что она и сделала[270], не приняв, таким образом, вообще никакого участия в действиях.
После этих ужасных потерь использование арктического маршрута на некоторое время прекратили, но, когда большинство немецких самолетов были переброшены с Крайнего Севера, конвои возобновились. На сей раз они имели такую мощную защиту с моря и с воздуха, что командование люфтваффе предполагало, что нападение на столь хорошо защищенный конвой будет стоить потери 40 процентов атакующих сил. Это был недопустимый уровень потерь.
В Мурманск совершили переходы 2660 судов, а потеряны были всего 75.
Подразделения люфтваффе также действовали в Атлантике от Азорских островов до мыса Нордкап. Для полетов на дальние расстояния была сформирована 40-я эскадра[271], оснащенная четырехмоторными FW-200. При поддержке более легких Не-111 и Ju-88 она совершала разведывательные патрульные полеты над Атлантикой. На скорости 300 километров в час большие FW-200 часто находились в воздухе на протяжении 18 часов. Действовали две группы, одна — с базы Гардему[272] в Норвегии, а другая — с базы около Бордо[273]. Первая вела разведку севернее Фарерских островов, над Ирландским морем и дальше к югу до Ла- Манша, в то время как вторая патрулировала дальше в Атлантике.
Под командованием майора Петерсена[274] последняя группа атаковала конвои, шедшие через Атлантику в Англию, и взаимодействовала с подводными лодками. Первоначально такие атаки выполнялись с малых высот, и до лета 1941 года эти четырехмоторные машины, несмотря на свою кажущуюся медлительность, были очень успешны, потопив суда тоннажем около 750 тысяч брт и огромное число ценных грузов.
Однако вскоре оборонительное вооружение конвоев стало более сильным, а его огонь более точным. Зенитный заградительный огонь, который они теперь могли вести, был настолько интенсивным, что малоскоростные FW-200 больше не рисковали снижаться и должны были проводить бомбометание с больших высот, в результате чего точность сильно снизилась, и большинство бомб падали в море, не причиняя вреда. Стало ясно, что медлительный FW-200 не очень подходит для этой работы, особенно когда конвои теперь нередко несли истребители, которые могли взлетать с катапульт, чтобы встретить вражеские самолеты. Поэтому FW-200 постепенно стали использоваться исключительно как самолеты-разведчики, следуя тенью за конвоем и вызывая для его атаки подводные лодки. Таким образом, подводные лодки получили возможность концентрироваться для атаки и добивались теперь значительных успехов. Но в полной мере они показали свою мощь 9 ноября 1941 года, когда напали на конвой из 23 судов и потопили не менее 19 из них.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Свастика в небе. Борьба и поражение германских военно-воздушных сил. 1939–1945 гг."
Книги похожие на "Свастика в небе. Борьба и поражение германских военно-воздушных сил. 1939–1945 гг." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Карл Барц - Свастика в небе. Борьба и поражение германских военно-воздушных сил. 1939–1945 гг."
Отзывы читателей о книге "Свастика в небе. Борьба и поражение германских военно-воздушных сил. 1939–1945 гг.", комментарии и мнения людей о произведении.