Доц.архимандрит Тихон Агриков - Пастырское богословие, т.2

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пастырское богословие, т.2"
Описание и краткое содержание "Пастырское богословие, т.2" читать бесплатно онлайн.
«Неправо то мнение, говорит В. Соловьев, будто преемники Апостолов имеют свою власть не в силу своего назначения, восходящего чрез Апостолов к Самому Христу, а в силу какого–то полномочия от народов. Если бы так, то Христос не избрал бы Своих Апостолов и не послал бы так, то Христос не избрал бы Своих Апостолов и не послал бы их исцелять и наставлять народы, а обратился бы прямо к народу и сказал: овцы! Изберите из себя пастырей и научите их, что им делать, что говорить и о чем свидетельствовать. Но, по Евангелию, не народ будет внушать Апостолам, что им говорить и о чем свидетельствовать, а Дух Святый (Мф. 10,20)»[98].
Нет сомнения, что Апостолы передали свое божественное право пастырства не без особого повеления Господа и не без внушения и руководства Святого Духа (Деян. 14,23). Выражение «Дух Святый постави епископа» (Деян. 20,28) подрывает и то мнение, что будто хиротонисуемый в таинстве священства не получает чего–либо особенного, что выделяло бы его из среды верующих.
Следовательно, хиротония несомненно божественное установление, и, как Апостолам Иисус Христос послал Духа Святого в виде огненных языков в день Пятидесятницы, так и современным пастырям посылает Его в таинстве священства.
Как в период патриархов в каждом семействе отделялся первенец помогать главе семейства при священных службах, как колено Левино, посвященное исключительно на служение Богу, отделено было от прочих колен, так и новозаветное священство отделено Святым Духом от прочих верующих (Деян. 13,2). Некоторые говорят, что всякое общество свободно избирать в представители Церкви кого угодно и учреждать правление, сообразное с временем и местом. Такое рассуждение совершенно неосновательно и противоречит принципам Церкви. Общий строй Церкви, по Евангелию, есть строго иерархический, а отнюдь не демократический. Это достаточно явствует из того, что полнота данной Апостолам власти вязать и решить ничем не ограничена, и о каком–либо участии народа в этой власти нет и речи. То же подтверждает и излюбленный Самим Господом образ пастыря и стада, ибо этот образ был бы лишен всякого смысла при ином понятии о Церкви.
г) Подготовка к посвящению (внешняя и внутренняя)
Желающий быть посвященным в священный сан является к местному епископу и подает заявление о своем желании принять священный сан. Если оказывается вакансия[99] и если епископ находит просителя достойным посвящения, то назначается день хиротонии с выполнением целого ряда предварительных действий со стороны просителя.
Он должен пройти так называемый «ставленнический допрос» (по особой программе анкете). После допроса ставленник препровождается к духовнику. Духовник пишет на сопроводительном документе, что «по испытании совести канонических препятствий к посвящению не встречается». Вслед за этим духовник приводит ставленника к присяге.
Содержанием присяги охватываются основные обязанности пастыря.
1. Богослужения совершать благоговейно и уставно.
2. Учение веры совершать и преподавать другим по руководству Церкви и святых отцов.
3. Душепопечительно заботиться о спасении каждого члена паствы.
4. Проводить благочестивую жизнь, заботясь о чести Церкви и спасении ближних.
Акт присяги скрепляется подписью ставленника и духовника. Такова формальная сторона в приготовлении к посвящению.
Предшествует и сопутствует ей внутренняя духовно–нравственная подготовка.
С момента решимости принять священный сан кандидатом священства овладевает особое внутреннее состояние. Что бы он ни делал теперь, все у него внутренне связывается с предстоящим посвящением и предстоящим пастырским служением. Ставленнический допрос, исповедь, присяга, все это звенья единых сокровенных переживаний, в кои входят и ощущение своей греховности, и сознание своего недостоинства, и страх робость при представлении величия предстоящего пастырского служения, и вместе неизъяснимая радость от предощущения общения с Богом через благодать хиротонии.
Какая милость Божия ожидает посвящаемого! Сколько небесных даров и благословений по молитве Церкви сойдет в его недостойную душу!
Чем ближе день хиротонии, тем выше и трепетнее становится настроенность будущего священника. Он знает, что «в злохудожную душу не войдет премудрость», отсюда воздержание (в пище, удовольствиях и пр.), собранность и целомудрие духа.
Перед ним стоит задача войти в состояние непорочности и «благоговейности» (согласно требованию чина посвящения), чтобы удостоиться принятия в полную меру благодати хиротонии.
Архиепископ Антоний говорит, что «приготовление к принятию таинства священства должно состоять в благоговейном созерцании, в сердечном переживании величия, важности служения иерейского и той ответственности за паству, которую берет на себя будущий пастырь»[100].
В дни, предшествующие хиротонии, ставленник ежедневно пребывает в «дому Божием», усердно молясь за каждым церковным богослужением. Его утешает, ободряет и умудряет сознание, что и Христос «молился» (Лк. 3,21) пред посвящением, и Апостолы (Деян. 1,14; 2,1; 13,2), и все последующие бесчисленные поколения священнослужителей прибегали к этому же средству перед посвящением. Они молились о том, чтобы Отец Небесный очистил их от греха, благословил на пастырский подвиг и ниспослал для него всесильную благодать Святого Духа.
О том же молится и наш ставленник. В ночь перед посвящением он с особым вниманием и углубленностью предается молитве. Завтра ему предстоит впервые прикоснуться к святыне престола Божия, принять в свои руки Частицу Агнца, принять дар небес благодать Святого Духа. Остаются последние часы пребывания «в ветхих одеждах» мирского звания и состояния. Надо приготовиться к совлечению с себя этих одежд, чтобы наутро смиренно, как мытарь, явиться пред лицом Господним! И в глубоких волнениях, молитвенных вздохах и сердечных сокрушениях проходит эта последняя ночь!
Готовясь к хиротонии внутренне, ставленник вместе с тем готовится и к ее чину, изучая порядок рукоположения при архиерейском служении, чтобы без лишних замешательств при хиротонии отдаться молитвенности, благоговейному ее восприятию.
По примеру Спасителя, молившегося при Крещении во Иордане, заповедуется особо–усиленная молитва приблизительно такими словами епископа: «Возведи ум и сердце твое горе к Богу и моли Его с ниспослания благодати». Это внушение просить у Бога необходимого к прохождению пастырского служения. Дух Святой изливается на посвящаемого чрез рукоположение и прилежную молитву. Благодать таинства входит в душу рукополагаемого, срастворяется с его усердием, закрепляет его решение свято пастырствовать и облекает брачной одеждой пастырского настроения.
У святых Апостолов поставление в Апостольство совершалось несколько иначе, чем у пастырей.
Омовение ног Христом Спасителем пред Тайной Вечерей служило фактически признанием за Апостолами пастырского достоинства. Осенение их благодатию Духа последовало уже в Пятидесятницу по воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых. Таким образом, Иисус Христос учредил пастырство, но совершил его и освятил Дух Святый. Смысл выражения Христова в Первосвященнической молитве «освяти их истиною Твоею» очевидно означает поставление Апостолов на проповедничество, прошение о даровании им силы и освящения наподобие того, как Бог, посылая в мир Единородного Сына Своего, освятил Его (Ин. 10,36).
В послеапостольское время точно также Господь Духом Святым освящает пастырей и посылает их на жатву Свою. Таинство священства та дверь, через которую входит истинный пастырь к своей пастве, восприняв особое положение для посредничества в сверхъестественной жизни пасомых. Дух Святой уполномачивает пастырей на их служение.
Специально пастырская благодать рукоположения необходима для пастырского служения. «Без Мене, сказал Господь, не можете ничего творить» (Ин. 15,5). По ходатайству Пастыреначальника Христа дары благодати изливает на посвящаемых сотрудников Господа в спасении людей Святой Дух (1 Кор. 12,4) через «возложения рук священства» (1 Тим. 4,14).
Одинаково с Словом Божиим и святые отцы Церкви признавали благодать Святого Духа краеугольным камнем пастырской деятельности. «Все, что вверено священникам, говорит св. Иоанн Златоуст, есть единственно дар Божий. И сколько бы ни преуспевало человеческое любомудрие, оно всегда будет ниже той благодати»[101]. «Возлагаются руки на человека, но все совершает Бог, и Его десница касается главы рукополагаемого»[102].
Дары «пасти Церковь Господа и Бога» (Деян. 20,28) чрез священнодействия, молитвы и руководство сказываются в благодатном посредничестве «спасению покорных»[103] или в сообщении пасомым благодати Святого Духа. По общей формуле Златоуста, «пастырям вверена власть действовать благодатными дарами»[104]. Действием Святого Духа рядовой верующий в таинстве рукоположения выделяется из общей массы людей. Полученными от Господа дарами он получает власть распоряжаться во спасение пасомых.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пастырское богословие, т.2"
Книги похожие на "Пастырское богословие, т.2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Доц.архимандрит Тихон Агриков - Пастырское богословие, т.2"
Отзывы читателей о книге "Пастырское богословие, т.2", комментарии и мнения людей о произведении.