Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
зировки наркотиков, или совершают самоубийство, не выдер-
жав нестерпимой боли во время ломки.
§ 6. Ислам и здоровый образ жизни 295
Глава 9. Мусульманская культура, наука
и искусство
§ 1. Мусульманская культура
Особенности мусульманской культуры. Мусульманская культура
сформировалась в результате взаимодействия культур различ-
ных народов, обратившихся в ислам. Каждый из них внёс свой
вклад в развитие исламских традиций и обычаев, обществен-
ных норм и устоев. Каждая культура имеет материальную и ду-
ховную составляющие. Материальная составляющая — это тело
культуры. Она выражается в архитектурных памятниках, соору-
жениях, средствах производства, одежде и прочих материальных
достижениях. Духовная составляющая культуры — это совокуп-
ность убеждений и представлений, обычаев и норм поведения,
которые выражаются в поступках людей, взаимоотношениях
между ними, их взглядах на бытие, Вселенную и человека.
Мусульманская культура своеобразна, самобытна и не похожа
на культуры других цивилизаций. Она отражает внутренний мир
последователей ислама, и для правильного её понимания необхо-
димо иметь верные представления о кораническом вероучении.
Как пишет наш современник, известный исследователь мусуль-
манского Востока М. А. Родионов, «всем нам необходимо учить-
ся разговаривать с носителями мусульманской традиции, учиться
понимать и быть понятыми. Только на этом пути мы откроем для
себя подлинное богатство исламского мировосприятия и завяжем
плодотворную беседу с мусульманской культурой».
Священный Коран лежит в основе мусульманской культу-
ры. Исламский монотеизм и признание Аллаха единственным
Творцом, Кормильцем и Законотворцем считаются основны-
ми факторами, под влиянием которых формировались ислам-
ские ценности. Религиозное мировосприятие оказало огромное
влияние на быт, обычаи и нравы мусульман, придало им форму
и наполнило их содержанием. Вера в Единственного Бога сти-
мулировала мусульман к постижению знаний, борьбе с произ-
волом и насилием, труду во имя общественного прогресса.
Мусульманская культура гармонична, в ней идеально со-
четаются материальная и духовная стороны жизни. Обычаи
и нравы мусульман опираются на справедливые и умеренные
законы Корана, порицающие как чрезмерную жёсткость, так
и преступную небрежность. Дух умеренности, пронизываю-
щий все стороны жизни мусульман, просматривается в словах
Аллаха: «Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись
к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом ми-
ре!» (сура 28 «Рассказ», аят 77).
Мусульманская культура гуманистична, ибо человек являет-
ся её главной ценностью и средством. Ислам призывает к тому,
чтобы все наши поступки были направлены на обеспечение ми-
ра и согласия, счастья и процветания всего человечества: «Мы
ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен»
(сура 20 «Та ха», аят 2). В мусульманском мире особое внимание
уделялось повышению качества жизни, распространению грамо-
ты и знаний, развитию системы здравоохранения, обеспечению
и защите прав человека. Одной из важнейших ценностей в ис-
ламе считалась душевная гармония, без которой немыслимы ни
личное счастье, ни общественное благополучие. Коран возложил
на человека ответственность за благоустройство земного мира,
наделил его правами наместника, вдохновил на пользование все-
ми благами, какие есть на земле и в её недрах, чтобы человек мог
прожить достойную жизнь, поклоняясь Аллаху и указывая путь
грядущим поколениям. Для достижения этой цели человек нуж-
дается в глубоких знаниях, и поэтому ислам придаёт огромное
значение изучению и религиозных, и светских наук.
Мусульманская культура — культура знаний и просвещения.
Кораническое вероучение пробуждает пытливые умы и вдохнов-
ляет учёных на передачу знаний молодому поколению, обещая им
признание и добрую молву в этом мире, а также щедрую награду
в будущей жизни. Мусульмане во все времена уделяли внимание
развитию общественной и философской мысли, легко усваивали
достижения других цивилизаций и вносили свой вклад в миро-
вую науку. Следуя кораническим заповедям, они ценили время
и постоянно совершенствовали механизмы управления.
Мусульманская культура динамична. Она легко усваивает-
ся представителями немусульманских народов, обращающих-
§ 1. Мусульманская культура 297
298 Глава 9. Мусульманская культура, наука и искусство
ся в ислам, не требует от них отказываться от национальных
традиций, не противоречащих основам монотеизма и обще-
человеческим ценностям. Она вобрала в себя лучшие качест-
ва древних цивилизаций и продолжает развиваться, обогаща-
ясь достижениями мусульманских и немусульманских народов.
Она не ограничивается географическими, национальными или
историческими рамками, и потому её вполне можно назвать до-
стоянием всего человечества.
Вакфы и благотворительные фонды. Доброта и благотвори-
тельность во все времена были показателями цивилизован-
ности общества, и в этой области мусульманская цивилиза-
ция достигла больших высот. Коран призывает верующих
делать добро всем творениям Аллаха, оказывая им материаль-
ную и духовную поддержку: «Вы не обретёте благочестия,
пока не будете расходовать из того, что вы любите» (сура 3
«Семей ст во Имрана», аят 92).
Со времён Пророка Мухаммада мусульмане не только раз-
давали пожертвования беднякам и нуждающимся, но и объяв-
ляли часть своего имущества вакфом — неотчуждаемой собс-
твенностью, которая не могла быть продана, подарена или
передана по наследству. Так сформировались социальные ин-
ституты и фонды, занимающиеся различного рода благотво-
рительной деятельностью. Средства вакфов расходовались на
освобождение рабов, кормление путников, обеспечение бед-
няков, строительство дорог, мечетей, больниц и другие благо-
творительные цели.
Сообщается, что после Хиджры в Медину мусульмане ис-
пытывали трудности в связи с недостатком питьевой воды.
Единственным колодцем с питьевой водой владел мужчина из
племени бану гифар, и он обменивал ведро воды на пригоршню
фиников. Пророк предложил ему пожертвовать колодец, чтобы
все люди могли бесплатно пользоваться им, обещав ему взамен
родник в Раю, но мужчина сказал: «Посланник Аллаха, но у ме-
ня и моих детей нет другой собственности». Тогда Усман бин
Аффан выкупил у него колодец за 35 тысяч дирхемов и спросил
Пророка: «Получу ли я то, что ты обещал ему?» Он сказал: «Да».
Усман сказал: «Тогда я дарю его мусульманам».
Умар бин аль-Хаттаб при жизни Пророка пожертвовал свои
земельные угодья в Хейбаре при условии, что они не будут про-
даны, унаследованы или подарены, а их урожай будет расходо-
ваться на освобождение рабов и на пути Аллаха, на кормление
бедняков, путников и гостей. Распорядитель мог расходовать
часть урожая на кормление своей семьи и своих друзей, но не
оставлял себе даже часть урожая.
Следуя примеру славных сподвижников, мусульмане во
все времена считали за честь израсходовать часть своего со-
стояния за строительство и благоустройство мечетей, медресе,
библиотек и прочих общественных заведений. Вакуфное иму-
щество расходовалось на строительство приютов для нуждаю-
щихся и беспомощных, а также караван-сараев, в которых пут-
ники могли бесплатно отдохнуть, поесть и получить ночлег.
На эти пожертвования благоустраивались дороги, освещались
улицы, возводились мосты, строились фонтаны, системы водо-
снабжения и даже канализации. Богатые люди жертвовали своё
имущество для приобретения больших земельных участков,
которые отводились под городские кладбища. Всего в мусуль-
манском мире существовало около тридцати видов благотвори-
тельных фондов. Одни из них учреждались частными лицами,
а другие — на средства государства.
Одни фонды занимались строительством и финансировани-
ем деятельности больниц и детских приютов, другие заботились
о заключённых, обеспечивая их продуктами питания, лекарст-
вами, бельём, книгами и всем, что необходимо для поддержа-
ния физического и духовного здоровья. Некоторые фонды за-
нимались ежедневным уходом за слепыми и парализованными
людьми, и при желании слепой человек мог получить поводы-
ря, который сопровождал его повсюду. Фонды поддержки мо-
лодых семей брали на себя все расходы, связанные со свадьбой.
Существовали фонды, обеспечивавшие молодых матерей всеми
продуктами, необходимыми для кормления грудных детей. Из-
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.