Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
Доверие и его социальная значимость. Умение дружить, сохра-
нять верность и преданность тесно связано с таким качеством,
как доверие. Ислам требует от верующих доверять друг другу,
избегать беспочвенных сомнений и подозрений, поскольку до-
верие оздоровляет отношения в обществе и приносит покой
в жизнь людей. В одном из хадисов говорится: «Остерегайтесь
подозрений, ибо подозрения — это самый лживый рассказ. Во-
истину, Аллах не смотрит ни на вашу внешность, ни на ваше бо-
гатство, но Он смотрит на ваши сердца и на ваши дела!»
Пророк Мухаммад разъяснял, что предавать доверие — ка-
чество лицемеров. Оно несовместимо с истинной верой, пос-
кольку в его основе лежат ложь и измена. В известном хадисе
сказано: «Истинным лицемером является тот, кто объединил
в себе следующие четыре качества: если ему оказывают доверие,
то он не оправдывает его; если он рассказывает о чём-нибудь, то
лжёт; если он заключает с кем-нибудь договор, то поступает ве-
роломно; если же он препирается, то ведёт себя непристойно».
Мусульманину запрещается предавать доверие даже то-
го, кто поступил с ним нечестно и первым обманул его до-
верие. Пророк сказал: «Возвращай вверенное тебе на хране-
ние имущество тому, кто доверил его тебе, и не предавай того,
кто предал твоё доверие». Правдивый человек не должен на-
рушать обещания и обманывать надежды того, кто положился
на него. В Коране сказано: «И будьте верны своим обещани-
ям, ибо за обещания вас призовут к ответу» (сура 17 «Ноч-
ной перенос», аят 34).
Поддержание в обществе атмосферы доверия является
смыслом многих предписаний Шариата, регулирующих взаи-
моотношения между людьми. Законы, ниспосланные в Кора-
не и провозглашённые Пророком, опираются на общечелове-
ческие нравственные принципы. Они защищают жизнь, честь
и имущество людей, вселяют в них спокойствие и уверен-
ность. В обществе, которое руководствуется этими принципа-
ми, каждый честный человек чувствует себя в безопасности.
Он доверяет своим партнерам по бизнесу, коллегам по рабо-
те и уверен в том, что праведные люди не посягнут на его пра-
ва из любви к Аллаху, а неправедные воздержатся от этого из
страха перед правосудием.
В исламе особое внимание уделяется соблюдению нравст-
венных норм в управлении и бизнесе. Сообщается, что однаж-
ды Посланник Аллаха проходил мимо кучи зерна. Засунув в неё
руку, он почувствовал сырость и сказал: «Эй, хозяин этого зер-
на! Что это такое?» Тот ответил: «Оно попало под дождь, Пос-
ланник Аллаха». Пророк сказал: «Почему же ты не насыпал сы-
рое зерно сверху, чтобы люди могли сразу увидеть это? Тот, кто
мошенничает, не имеет ко мне никакого отношения».
Достижение доверия невозможно, если в обществе распро-
странены коррупция, взяточничество и мошенничество. Ислам
разъясняет опасность этих явлений, предостерегает от любых
форм произвола, тирании и покушения на права человека. В од-
ном из хадисов сообщается, что Аллах сказал: «В День Воскре-
сения Я буду противником троих: того, кто посягнул на иму-
щество, которое ему доверили с Моим именем; того, кто продал
в рабство свободного человека и съел заработанные на нем день-
ги; и того, кто сполна воспользовался услугами работника и не
расплатился с ним».
Доверие — важный фактор общественного развития, и чем
глубже связи между различными элементами общества, тем
§ 5. О дружбе и взаимопомощи 285
286 Глава 8. Нравственные ценности в исламе
быстрее оно развивается и прогрессирует. Если человек не
чувствует плеча своего товарища, не доверяет своему соседу
и ожидает предательства от своих близких, он не может само-
отверженно трудиться на благо своего народа. Как может че-
ловек отправиться на защиту своей Родины и доверить друго-
му заботу о его семье и хозяйстве, если он не доверяет своему
соседу или торговцу на рынке? Вот почему Пророк Мухаммад
стремился к тому, чтобы люди питали друг к другу искренние
чувства и в трудную минуту могли положиться на своих дру-
зей. В хадисе сказано: «Верующий является зеркалом для бра-
та своего и верующий — брат верующему: он не даст ему погиб-
нуть и прикрывает его сзади».
О злоупотреблении чужой помощью. Наряду с тем что Коран
призывает людей делать пожертвования, заботиться о ближних
и помогать нуждающимся, ислам учит верующих не полагать-
ся на чужую помощь и не просить о ней, а трудиться самостоя-
тельно и уповать на Аллаха. Уповать на Него не означает сидеть
сложа руки или неустанно молить Аллаха о пропитании. Толь-
ко тот уповает по-настоящему, кто делает для достижения своей
цели всё от него зависящее и надеется на то, что Аллах не даст
его усилиям пропасть даром.
Труд — основа полноценной и праведной жизни, и посему
истинный верующий трудится с радостью и убеждением, при-
нося пользу себе и обществу, благоустраивая свой земной быт
и делая пожертвования во благо своей будущей жизни. Однаж-
ды Пророка Мухаммада спросили: «Какой заработок является
наилучшим?» Он сказал: «Тот, что человек заработал своими ру-
ками или в результате добропорядочной сделки». В другом ха-
дисе говорится: «Никто не ел лучшей пищи, чем та, которую он
заработал своими собственными руками, и пророк Аллаха Да-
вуд ел то, что заработал своими собственными руками». Упоми-
нание о пророке Давуде не случайно, ведь он был царём Изра-
иля и не нуждался в том, чтобы самостоятельно зарабатывать
себе на жизнь. Однако благочестие и вера побуждали его тру-
диться, поскольку труд облагораживает человека и доставляет
ему огромное моральное удовлетворение.
Люди, которые с детства не приучены к труду, редко ценят
то богатство, которое им достаётся иным путём, и бывают из-
лишне расточительны. Многие женщины, нанимающие служа-
нок и воспитательниц, не уделяют своим детям должного вни-
мания и перестают быть для них авторитетом. Общества, не
признающие моральные ограничения и склонные к удовлетво-
рению всех своих желаний, порождают поколение ленивых мо-
лодых людей, жаждущих власти и согласных занимать только
административные должности. Такие общества не способны
существовать и развиваться самостоятельно, и со временем они
приходят в упадок и разрушаются.
Ислам не поощряет злоупотребление чужой помощью
и призывает не полагаться на пожертвования и доброту лю-
дей. Самостоятельно зарабатывая на пропитание и воздержи-
ваясь от просьб о подаянии, человек сохраняет достоин ство
и заслуживает похвалы Аллаха. В Коране подчёркивается
превосходство тех, кто не просит других о помощи, даже если
испытывает нужду: «Неосведомлённый считает их богача-
ми по причине их скромности. Ты узнаешь их по приметам:
они не выпрашивают у людей милостыню настойчиво»
(сура 2 «Корова», аят 273). А в известном хадисе говорится:
«Взять верёвку, принести вязанку дров на собственной спи-
не и продать её, сохранив тем самым достоинство, для вас бу-
дет лучше, чем просить людей, не зная, дадут они вам что-ни-
будь или откажут».
Истинный верующий обращается за помощью только к Ал-
лаху и верит в Его поддержку. Но если человека постигло не-
счастье и он действительно нуждается в материальной помощи,
то попросить о ней не считается предосудительным поступком.
Сообщается, что Пророк сказал: «Просьба о подаянии подоб-
на царапине, которая обезображивает лицо человека, кроме тех
случаев, когда человек просит своего правителя или оказывает-
ся в ситуации, когда он вынужден попросить о помощи».
Пророк разъяснял, что рука, которая раздаёт милостыню,
лучше той, которая просит её. Сообщается, что он сказал: «Че-
ловек не перестанет просить людей, пока не наступит День Вос-
кресения и на его лице не останется ни кусочка мяса». В другом
хадисе говорится: «Кто выпрашивает у людей богатство ради
собственного обогащения, тот просит горящие угли». Из мно-
гочисленных преданий известно, что сподвижники старались
не просить друг друга о помощи, и если плеть выпадала из рук
всадника, то он не просил пешего поднять её с земли, а спеши-
вался и поднимал её сам. Если же они видели, что кто-либо из
их соседей нуждается, то не дожидались, пока он попросит их
о помощи, но сами оказывали ему поддержку.
§ 5. О дружбе и взаимопомощи 287
288 Глава 8. Нравственные ценности в исламе
§ 6. Ислам и здоровый образ жизни
Отношение ислама к здоровью. Формирование здорового об-
раза жизни — сложный системный процесс, охватывающий
множество компонентов жизни современного общества. Рас-
сматривая ислам как образ жизни мусульман, можно с уверен-
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.