Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
бо за проступок, давал доброе наставление. Он не гневался, ес-
ли кто-либо оскорблял его, и относился к людям снисходитель-
но. Когда его дочь Зейнаб хотела совершить хиджру в Медину,
курейшиты пересекли ей дорогу, а один из них обошёлся с ней
настолько грубо, что она получила тяжёлую травму и потеряла
ребёнка. После вхождения мусульман в Мекку тот мужчина по-
пытался сбежать, но впоследствии раскаялся и предстал перед
Пророком. Несмотря на тяжесть совершённого им проступка,
Посланник Аллаха простил его. Он оказал милость многим из
тех, кто сражался против мусульман и подвергал их мучитель-
ным пыткам. Он простил даже того, кто убил его дядю и бли-
жайшего соратника Хамзу бин Абд-аль-Мутталиба.
Пророк доказал, что посредством великодушия и доброты
можно изменить человеческие сердца, наполнив их светом ве-
§ 3. Пророк Мухаммад — образец и учитель нравственности 273
274 Глава 8. Нравственные ценности в исламе
ры и любви. Он сказал: «Воистину, Аллах добр и любит доброту.
Он позволяет добиться благодаря доброте того, чего не добить-
ся суровостью или чем бы то ни было иным». В другом хадисе
говорится: «Милосердия лишены только несчастные».
Посланник Аллаха был добр и милосерден не только к лю-
дям, но и ко всем живым тварям. Однажды, проходя мимо ис-
худавшего верблюда, он сказал: «Бойтесь Аллаха в обращении
с этими безмолвными животными. Садитесь на них верхом,
когда они здоровы, и ешьте их, когда они здоровы».
Во время одного из походов сподвижники увидели воробья
с двумя птенцами. Они отняли у него птенцов, и тот начал отча-
янно махать крыльями. Когда Посланник Аллаха увидел это, он
сказал: «Кто заставил его страдать из-за птенцов? Верните ему
их!» В другой раз, увидев сожжённый муравейник, он сказал:
«Кто сжёг их? Наказывать огнем может только Господь огня».
Пророк учил проявлять сострадание даже к животному, ко-
торое ведут на заклание. Однажды он проходил мимо человека,
который придавил ногой шею барана и затачивал свой клинок
на глазах у напуганного животного. Пророк сказал: «Ты хочешь,
чтобы он пережил две смерти? Не лучше было бы заточить кли-
нок до того, как ты повалил его?»
Скромность и аскетизм Пророка. Биографы Посланника Аллаха
подчёркивали его скромный быт и аскетизм. Он никогда не от-
рекался от мирских благ и не приказывал поступать так. Вместе
с тем, проявляя всяческую заботу о бедняках, он во многом от-
казывал себе и своим близким. Бывало, что огонь не разжигался
в его доме неделями и его жёны не находили поесть ничего, кро-
ме фиников и воды. Как рассказывала мать правоверных Аиша,
Пророк никогда не позволял себе поесть пшеничного хлеба
вдоволь. Он самостоятельно доил овец и не стыдился того, что
в молодости пас домашний скот. Он сам чинил свою обувь, за-
шивал свою одежду и занимался домашним хозяйством. Когда
же его дочь Фатима попросила его назначить для неё служанку,
он не удовлетворил её просьбу, но посоветовал проявить терпе-
ние и чаще поминать Аллаха. Он говорил: «Довольствуйся ма-
лым в этом мире, и Аллах возлюбит тебя. Откажись от того, что
у людей, и они возлюбят тебя».
Абдаллах бин Масуд рассказывал, что Посланник Аллаха
отдыхал на циновке, которая оставляла следы на его теле. Ког-
да же он однажды предложил ему лечь на подстилку, Пророк
сказал: «Что мне до этого мира?! Он подобен дереву, а я всего
лишь путник, который отдыхает в тени его, а потом отправится
в путь и оставит его».
Пророк Мухаммад не любил выделяться среди людей и тру-
дился бок о бок с остальными мусульманами. Во время одного из
походов он велел зарезать овцу, и один из сподвижников вызвал-
ся сделать это. Другой пожелал снять с неё шкуру, а третий взял на
себя приготовление пищи. Пророк сказал: «А я соберу веток». Лю-
ди возразили: «Мы сделаем это за тебя». Он ответил: «Я знаю, что
вы готовы сделать за меня это, но не хочу выделяться, ибо Аллаху
ненавистно, когда Его раб выделяется среди своих товарищей!»
Он не носил богатых одежд, но всегда выглядел чистым
и опрятным. Сообщается, что он сказал: «В откровении от Все-
вышнего Аллаха вам велено быть скромными, дабы ни один че-
ловек не притеснял другого и не превозносился над ним». Анас
бин Малик рассказывал: «Сподвижники никого не любили так
сильно, как Посланника Аллаха. Но при виде его они не встава-
ли со своих мест, потому что знали, что это не нравилось ему».
Он не стыдился общества бедняков и тех, кого богатые и вы-
сокомерные люди обычно избегают. Он охотно проводил время
с простолюдинами, любил беседовать с бедуинами из пустыни,
с удовольствием принимал приглашения бедняков. Он говорил:
«Я приму приглашение, даже если меня пригласят на баранью
голень. И если мне подарят её, то я приму такой подарок».
Пророк предостерегал от чрезмерного восхваления его и за-
претил превращать его могилу в место поклонения. Он говорил:
«Берегитесь чрезмерного возвеличивания, ибо именно оно по-
губило ваших предшественников». Он завещал, чтобы люди на-
зывали его рабом и посланником Аллаха. Если же кто-либо пре-
возносил его выше того места, на которое поместил его Аллах,
он разъяснял недопустимость такого обращения.
Однажды в Медину прибыла делегация новообращённых
мусульман из племени бану амир. Придя к Пророку, они сказа-
ли: «О наш господин!» Он ответил: «Господин — это Всеблагой
и Всевышний Аллах». Они сказали: «О самый достойный и ве-
ликий среди нас!» Тогда он сказал: «Будьте внимательны к сво-
им словам, чтобы шайтан не увлёк вас».
Мудрость и справедливость Пророка. Из жизнеописаний Пос-
ланника становится ясно, что он был мудрым вождём, справед-
ливым судьёй и бескомпромиссным поборником истины. Он не
§ 3. Пророк Мухаммад — образец и учитель нравственности 275
276 Глава 8. Нравственные ценности в исламе
мыслил приверженность прямому пути без соблюдения спра-
ведливости в суждениях, словах и делах. Во время своих пропо-
ведей он часто напоминал мусульманам аят: «Воистину, Аллах
повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать
родственников» (сура 16 «Пчёлы», аят 90).
Отстаивая справедливость, Пророк разъяснял истину, не-
устанно побуждал к добру и удерживал от злодеяний. Он вос-
станавливал попранные права и оспаривал несправедливые
решения, повинуясь приказу Аллаха: «Призывай на путь Гос-
пода мудростью и добрым назиданием и веди спор с ними
наилучшим образом» (сура 16 «Пчёлы», аят 125). Он учил то-
му, что жизнь слишком коротка, чтобы можно было пренебре-
гать добрыми поступками. Он высоко ценил время и запрещал
молить о смерти, ведь жизнь не прибавляет хорошему челове-
ку ничего, кроме добра.
Когда ему представлялась такая возможность, он собствен-
норучно предотвращал грех. Если же такие действия могли на-
вредить мусульманам, он ограничивался разъяснением истины
и устными назиданиями. Он говорил: «Кто увидит нечто пори-
цаемое, пусть изменит это своей рукой, если не сможет, то сво-
им языком, а если не сможет и этого, то сердцем своим, и это
есть самая слабая вера».
В его проповедях особое место занимал призыв к соблю-
дению справедливости при разрешении споров и конфликтов,
вынесении судебных решений и даче свидетельских показаний:
«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом,
отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет
против вас самих, или против родителей, или против близких
родственников» (сура 4 «Женщины», аят 135).
Пророк предупреждал, что общество, в котором законы не
защищают права простого люда, обречено на погибель и униже-
ние. Предостерегая от распространения взяточничества и кор-
рупции в судебной системе, он говорил: «Как может преуспеть
народ, в котором слабые люди не могут получить от сильных то,
что принадлежит им по праву?!»
В хадисах упоминается история о том, как одна из знатных
жительниц Медины совершила кражу и люди решили засту-
питься за неё, чтобы смягчить судебный приговор. Это сильно
расстроило Пророка, и он поклялся, что если бы его любимая
дочь Фатима совершила кражу, то он непременно наказал бы её.
Он сказал: «Ваших предшественников погубило то, что они от-
пускали знатных людей, когда те совершали кражу, и наказыва-
ли простолюдинов, когда те совершали такое!»
В сводах хадисов мы находим немало полезных наставлений,
касающихся судебной этики. В частности, обращаясь к Али бин
Абу Талибу, Посланник Аллаха сказал: «Если двое людей попро-
сили тебя рассудить между ними, то не принимай решения, по-
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.