Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
ка не выслушаешь их обоих. Только так ты сможешь понять, ка-
кое решение следует принять».
В другом предании подчёркивается ответственность то-
го, кто даёт свидетельские показания. Сообщается, что Пророк
спросил одного из мусульман: «Видишь ли ты солнце?» Тот от-
ветил: «Да». Тогда он сказал: «Свидетельствуй, если ты знаешь
истину так же ясно, или не свидетельствуй вообще».
§ 4. Поведение мусульманина в обществе
Приветливость мусульманина. Нравственность и духовный мир
движут поступками человека, определяют его чувства и ход
мыслей. Ислам воспитывает в своих последователях милосер-
дие и сострадание к ближним, учит проявлять снисхождение
и прощать недоброжелателей, дарить людям любовь и радость.
Эти качества не только украшают внутренний мир верующего,
но и отражаются на его внешности и поведении. Одним из на-
иболее достойных качеств мусульманина считается приветли-
вость и радушие.
Мусульманин обладает светлой душой и чистыми намере-
ниями. Он встречает людей с приветливым лицом и искренней
улыбкой, приветствуя их пожеланиями мира и милости Алла-
ха: «Ас-саляму алейкум ва рахматуллах!» Верующие произносят
эти слова и при встрече, и при расставании, словно напоминая
друг другу о том, что людям приличествует творить только доб-
ро и устанавливать мир.
Мусульманин приветствует всех людей, не делая различий
между ними, ибо все люди — творения Всевышнего, и нельзя
проявлять к ним пренебрежения и оставлять их без внимания
и добрых слов. Сообщается, что Пророк Мухаммад сказал: «Не
пренебрегай ничем из одобряемых поступков, даже тем, что-
§ 3. Пророк Мухаммад — образец и учитель нравственности 277
278 Глава 8. Нравственные ценности в исламе
бы встречать брата своего с приветливым лицом». Али бин Абу
Талиб сказал: «Если двое мусульман встретятся друг с другом
и станут поминать Аллаха, то Аллах простит того из них, чьё
выражение лица было более приветливым».
Мусульмане считают улыбчивость и радушие богоугодны-
ми поступками, за которые человек получает награду от Алла-
ха. В одном из хадисов говорится: «Если ты улыбнёшься брату
своему, это зачтётся тебе как милостыня». Пророк учил своих
последователей всегда быть приветливыми с людьми, он и сам
завоёвывал их любовь и преданность неподдельным доброду-
шием и искренним радушием. Один из сподвижников по имени
Джарир аль-Баджали вспоминал: «С тех пор, как я принял ис-
лам, не было такого, чтобы Посланник Аллаха принял меня, не
улыбнувшись при встрече».
Общаясь с людьми, мусульманин соблюдает общепринятые
этические нормы, не повышает голоса и не бранится. Он отли-
чается деликатностью и проницательностью, в беседе проявля-
ет тактичность и старается не обидеть собеседника ни словом,
ни жестом. Он не позволяет себе шептаться с товарищем в при-
сутствии третьего человека, соблюдая заповедь Пророка: «Если
будете втроём, пусть двое не перешёптываются втайне от треть-
его, пока вы не присоединитесь к другим людям, ибо это огор-
чит его». Поступить так разрешается только в случае крайней
необходимости, предварительно попросив разрешения у треть-
его человека и принеся ему извинения.
Мусульманин не чуждается людей и избегает чопорности
и неестественности в общении. Если он шутит, то избегает насме-
шек и обидных высказываний. В его шутках нет места лживым
рассказам и вымыслам, потому что именно так поступал Пророк
Мухаммад. Передают со слов многих сподвижников, что однажды
они сказали ему: «Поистине, ты подшучиваешь над нами!» В от-
вет он сказал: «Поистине, не говорю я ничего, кроме истины!»
Уважение к старшим. Этические нормы ислама регулируют вза-
имоотношения между взрослыми и детьми, старшими и млад-
шими, способствуя укреплению социальной сплочённости
и обеспечивая активное и деятельное участие всех мусульман
в общественной жизни. Уважительное отношение к старшим —
неотъемлемая черта мусульманского общества. Эта традиция,
передаваемая из поколения в поколение, начинается с почита-
ния родителей и благоговейного трепета перед ними. Грубое
и презрительное отношение к старикам и пожилым людям на-
столько противоречит духу веры, что в одном из хадисов сказа-
но: «Не из нас тот, кто не проявляет милосердия к младшим и не
признаёт прав старших!»
Добропорядочный мусульманин использует любую воз-
можность для того, чтобы выказать свое почтение пожилым
людям. Он первым здоровается с ними и уступает им дорогу,
а если он находится в их обществе, то не вступает в разговор
без их разрешения и одобрения. Сподвижник по имени Саму-
ра бин Джундуб рассказывал: «При жизни Посланника Алла-
ха я был ещё юношей и запоминал то, что он говорит, но не го-
ворил сам, потому что рядом находились люди, которые были
старше меня».
Уважение к старшим считается показателем благовоспи-
танности, великодушия и праведности. Авторитет старшего
поколения в исламе не оспаривается и не подвергается сомне-
нию, ведь с возрастом человек набирается жизненного опы-
та, являющегося незаменимым помощником в мирских и ре-
лигиозных делах. Поистине, если в молодости человек легко
поддаётся эмоциям и чувственным порывам, горяч и полон
энтузиазма, то с возрастом он учится проявлять кротость
и терпение, различать добро и зло, отталкивать сомнения
и противостоять соблазнам.
На собраниях мусульман пожилым и престарелым людям
всегда отводят самые лучшие места. Во время молитв им ус-
тупают места в передних рядах, что считается знаком особого
внимания и уважения. Мать правоверных Аиша рассказыва-
ла, что Посланник Аллаха велел отводить места людям в соот-
ветствии с их достоинствами. В другом хадисе говорится: «По-
истине, признаком почитания Всевышнего Аллаха является
проявление уважения к седому мусульманину, знающему Ко-
ран наизусть, который не преступает границ и не чуждается,
и к справедливому правителю».
Пророк Мухаммад явил собой прекрасный пример того,
как нужно чтить престарелых людей, выражая им признатель-
ность за тот вклад, который они внесли в развитие общества.
Аиша рассказывала, что к Пророку часто приходила одна по-
жилая женщина, и он всегда приветливо встречал, оказывал
ей знаки внимания. Они беседовали, и он спрашивал: «Как вы?
Как ваши дела? Как вы поживали без нас?» Однажды Аиша
спросила: «Почему ты оказываешь этой старухе такой приём?»
§ 4. Поведение мусульманина в обществе 279
280 Глава 8. Нравственные ценности в исламе
Он ответил: «Поистине, она приходила к нам при жизни Ха-
диджи! Разве ты не знаешь, что проявление уважения к тем,
кого любят, есть часть веры?»
Любовь к детям. Ислам заботится о том, чтобы ребёнок с мо-
мента своего появления на свет был окружён теплотой, любо-
вью и состраданием. Всевышний Аллах вложил сострадание
к ребёнку в душу его родителей, и в первую очередь его матери,
которая готова пожертвовать собой ради своего чада. Однако
Аллаху угодно, чтобы каждый мусульманин проявлял милосер-
дие и заботу о детях, воспитывая в них самые лучшие качества
и оберегая их от зла.
Из хадисов известно, что однажды Пророк поцеловал свое-
го внука аль-Хасана в присутствии сподвижника по имени аль-
Акра, и тот сказал: «Поистине, у меня десять сыновей, но я ни-
когда не целовал ни одного из них!» В ответ Пророк сказал: «Не
помилуют того, кто не милостив к другим!»
В другом хадисе сообщается, что какой-то бедуин сказал
Пророку: «Разве вы целуете своих детей? А мы не целуем их».
Тогда он сказал: «Что же я могу сделать для тебя, если Аллах ли-
шил твоё сердце сострадания?»
Пророк улыбался детям и приветствовал их всякий раз, ког-
да проходил мимо них. Он любил играть с ними и никогда не го-
ворил им грубых слов. Сообщается, что он играл с дочерью Умм
Салямы Зейнаб, повторяя её имя много раз.
В различных сводах хадисов приводится рассказ о том, что
Пророк часто шутил с маленьким мальчиком по прозвищу Абу
Умейр. У мальчика была птичка, с которой он любил играть. Од-
нажды Пророк увидел, что он чем-то опечален, и спросил: «По-
чему я вижу Абу Умейра грустным?» Люди сказали: «Посланник
Аллаха, умерла птичка, с которой он играл». Тогда он подошёл
к ребёнку и утешил его.
Анас бин Малик рассказывал: «Клянусь Аллахом, я при-
служивал Пророку в течение девяти лет. Что бы я ни совер-
шил, он ни разу не сказал мне: “Зачем ты это сделал?” Он ни
разу не упрекнул меня. Клянусь Аллахом, он ни разу даже не
сказал: “Тьфу!”»
Из сострадания к младенцам Посланник Аллаха даже про-
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.