Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
основа всех благ, которыми пользуются люди и другие существа.
Аллах проявляет милость к человеку, когда создаёт его в утробе
матери, а потом выводит на свет, когда дарует ему прекрасный
образ и многочисленные способности. Он проявляет милость
к нему, когда наставляет его на прямой путь, и даже если чело-
век проявляет неблагодарность и совершает преступления, Он
предоставляет ему отсрочку и даёт шанс на спасение. В одном
из священных хадисов сообщается, что у Аллаха хранится кни-
га, в которой написано: «Моя милость опережает Мой гнев».
В Священном Коране упомянуто около двадцати имён, ука-
зывающих на милосердное и снисходительное отношение Алла-
ха к творениям. На русский язык их можно перевести как Ми-
лостивый, Милосердный, Великодушный, Снисходительный,
Прощающий, Добродетельный, Добрый, Принимающий пока-
яния, Любящий, Сострадательный, Признательный, Благодар-
ный, Дарующий, Одаряющий.
Разъясняя совершенство милости Аллаха, Пророк Мухам-
мад сказал: «Аллах разделил милосердие на сто частей, оста-
вив девяносто девять частей у Себя и ниспослав на землю одну
часть, благодаря которой милосердие по отношению друг к дру-
гу проявляют все создания, даже лошади, которые поднимают
свои копыта, опасаясь задеть ими своих детёнышей». Это зна-
чит, что милосердие — это основа, на которой строятся взаимо-
отношения между творениями. Человек, как существо разумное
и социальное, тоже должен руководствоваться этим принци-
пом, чтобы обеспечить мир и согласие в обществе.
Коран учит, что Аллах желает оказать человеку милость
не только в этом мире, и если он благодарен своему Благодете-
лю, то Он включает его в число Своих приближённых и люби-
мых творений. В Коране сообщается, что Аллах любит тех, кто
творит добро, и тех, кто проявляет терпение, и тех, кто блюдёт
справедливость. Он любит тех, кто проявляет снисходитель-
ность к другим, но требователен к себе, кто прощает обидчиков
и помогает слабым, кто обучает людей добру и удерживает их от
вражды и ненависти.
Таким образом, познавая Всевышнего Аллаха, человек при-
обретает милосердие и человеколюбие, избавляется от высоко-
мерия, самодовольства и других душевных пороков. Вера в Ал-
лаха изменяет не только его внутренний мир, но и отражается на
его внешнем виде и поведении. Она делает его помыслы чище, его
слова — правдивее, а его поступки — правильнее и добрее. Веру-
ющий становится приветливее и опрятнее, он всем своим видом
стремится внести в жизнь окружающих свет любви и надежды.
Справедливость Аллаха. Все решения Аллаха исполнены либо со-
страдания, либо справедливости. Он ни с кем не поступает при-
страстно и не возлагает на людей ответственности за чужие пре-
ступления. Его предопределение, законы и приговоры абсолютно
справедливы. Он проявляет милость к одним людям и справед-
ливо наказывает других, как того требует Его мудрость.
Но если Аллах справедлив и милосерден, почему Он позво-
ляет, чтобы в мире существовали страдания и зло? Чтобы полу-
чить ответ на этот вопрос, необходимо правильно оценить суть
происходящих явлений. Беды и несчастья напоминают чело-
веку о его недостатках и допущенных ошибках. Они помогают
ему сохранять бдительность и помнить о великой миссии, воз-
ложенной на него. Аллах даёт ему вкусить тяжкие последствия
некоторых из его проступков, чтобы он понял, что злодеяния
не остаются безнаказанными и что земные страдания — лишь
часть справедливого возмездия.
Трудности и лишения, боль и страдания — все эти факто-
ры помогают человеку ценить добро, делают его крепким и му-
жественным, сострадательным и участливым к чужой судьбе.
§ 1. Вера в Аллаха 135
136 Глава 4. Основы вероучения
Люди, купающиеся в роскоши и лишённые необходимости бо-
роться за лучшую участь, обычно предаются сладострастным
развлечениям и утехам. Они не стремятся к прогрессу и духов-
ному росту, и единственным смыслом их существования стано-
вится извлечение наибольшей выгоды из отведённого для них
жизненного срока. Тот, кто никогда не испытывал тягот и не
познал лишений, не способен ощутить радость жизни и познать
истинную красоту. Иными словами, если богатство и благоде-
нствие подталкивают человека к поиску удовольствий, то это —
несчастье. Если же бедность и тяготы побуждают его очищать-
ся и совершенствоваться, то это — великая милость.
Аллаху по силам избавить мир от бед и страданий, устано-
вить в нём справедливость и благоденствие, но в таком мире че-
ловек не будет наместником, ведь его природе присущи измен-
чивость, забывчивость, торопливость. Аллах очистит его от этих
качеств в будущей жизни, где праведники будут освобождены
от обременительных обязанностей и смогут наслаждаться бли-
зостью к Нему. Но в земном мире человеку надлежит пройти ис-
пытание и самому позаботиться о своём благополучии. В этом
ислам усматривает величайшую мудрость Аллаха, создавшего
человека не ради забавы, а ради несения ответственной миссии.
§ 2. Вера в ангелов
Ангелы и духи в других религиях. Представления об ангелах не
характерны для политеистических религий и народных верова-
ний, и впервые мы сталкиваемся с ними в иудео-христианской
традиции. В то же время общим для языческих верований яв-
ляется признание духов, природу которых различные народы
объясняли по-разному.
Древние греки верили как в «великих богов», так и в де-
монов и духов мужского и женского пола. Они считали их
низшими божествами, способными выручать людей из беды,
преследовать их и воевать друг с другом. Эти существа пред-
ставлялись эллинам лукавыми и мудрыми, добрыми и жесто-
кими. Им приписывались всевозможные функции, связанные
с природными явлениями.
В зороастризме борьба между добром и злом выражается
в противостоянии Ахура-Мазды, высшего и всезнающего бога,
и злого божества Ангра-Майнью. Первому служат добрые ду-
хи на земле и на небесах, а воинство последнего составляют дэ-
вы — злые духи, вредящие четырём стихиям природы: огню,
земле, воде и воздуху.
Индуисты верят в то, что мир заполнен богами, полубогами
и духами. Последние считаются отвратительными и отталкива-
ющими, но не рассматриваются как полная противоположность
«добрым богам». Один из основных классов духов — ракшасы,
длиннорукие великаны-людоеды с огненными глазами, окровав-
ленными клыками и огромными животами. Считается, что люди
превращаются в них в результате проклятия или из-за своих дур-
ных поступков. Другие духи, известные как пишачи, насылают на
людей болезни и питаются человеческой кровью и мясом. Духи
пугают и преследуют людей, мешают отправлению религиозных
обрядов, но не могут причинить вреда людям с чистой душой.
В иудаизме ангелами называются бестелесные существа, со-
творённые Богом для исполнения Его велений. Это управители
и хранители небесных светил и гор, растений и животных, обла-
ков и дождей. Их называют «сынами неба» или «сынами Бога».
Они более совершенны, чем люди, но способны скрещиваться
с людьми, порождая исполинов. В важные моменты ангелы яв-
ляются Аврааму, Иакову, Моисею, Давиду, Лоту. Согласно тал-
мудической традиции, люди могут стать ангелами по воле Бога.
Например, ангел Метатрон («стоящий у престола») отождест-
вляется с Енохом, которого Бог взял на небо и сделал верховным
ангелом. Он показал Моисею землю обетованную и шествовал
впереди евреев в пустыне. Он истолковывал Аврааму священ-
ные слова, которыми Бог сотворил мир, и обучил Моисея зако-
ну, когда тот сорок дней и ночей находился на горе Синайской.
Ветхозаветные представления об ангелах получили развитие
в христианстве. В отличие от иудеев, христиане наделяют ангелов
свободой воли, и поэтому в Новом Завете они предстают либо
покорными воинами Бога, либо изменниками в виде бесов, про-
клятыми за непослушание. Они более совершенны, чем человек,
но в совершенстве ограничены: они не всеведущи и могут под-
вергаться искушениям. Ангелов неисчислимое множество, и они
занимают разные ступени перед Богом. Существует представле-
ние об ангелах-хранителях, посылаемых к человеку после таинс-
тва крещения. Христиане поклоняются ангелам, молят их о помо-
§ 2. Вера в ангелов 137
138 Глава 4. Основы вероучения
щи и защите. Почитание ангелов было окончательно закреплено
в церковной практике в 787 г. Демоны — ангелы тьмы, наделён-
ные необъятным могуществом и склоняющие человеческую сво-
боду к греху. Они отличаются остротой восприятия, быстротой
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.