Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
126 Глава 3. Сунна — наставления Пророка Мухаммада
зывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение
Аллаха, сказал:
«Всевышний Аллах говорит: “Я буду таким, каким счи-
тает Меня раб Мой, и нахожусь вместе с ним, когда он
поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я
помяну Его для Себя, а если он помянет меня в обществе
[других людей], то Я помяну его среди тех, кто лучше
них. Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь
к нему на локоть. Если он приблизится ко мне на локоть,
Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко
Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом”».
По сравнению с общим количеством преданий, дошедших
до нас от Пророка, количество священных хадисов невелико.
Одним из самых известных сборников священных хадисов яв-
ляется труд «Аль-иттифахат ас-санийя» Абд-ар-Рауфа аль-Му-
нави, в который включено 272 таких сообщения.
Надёжные и ненадёжные хадисы. В зависимости от степени до-
стоверности или слабости иснада предания делятся на надёж-
ные и ненадёжные.
Надёжные хадисы обладают юридической силой и могут
служить доводом для вынесения религиозно-правового сужде-
ния. Они, в свою очередь, делятся на две категории: достовер-
ные и хорошие.
Достоверным называется хадис, лишённый дефектов и не
противоречащий более надёжным сообщениям, с непрерыв-
ным иснадом, передатчики которого заслуживали доверия и от-
личались точностью.
Из данного определения следует, что достоверные хадисы
отвечают следующим пяти требованиям:
а) непрерывность иснада, то есть каждый из передатчи-
ков хадиса передал его непосредственно от предыдуще-
го рассказчика;
б) доверие к рассказчикам, то есть каждый из них был ра-
зумным совершеннолетним мусульманином и не был
уличён в совершении дурных поступков и нововведений;
в) точность рассказчиков, то есть каждый из них точно за-
поминал или записывал хадисы;
г) о тсутствие дефектов, то есть причин, позволяющих
усомниться в достоверности хадиса, тогда как внешне он
представляется безупречным;
д) отсутствие противоречий с более надёжными сообще-
ниями.
Приведём пример достоверного хадиса из сборника имама
Муслима.
Хадис 1914. Зухайр бин Харб рассказал мне, что Джа-
рир рассказал ему от имени Сухайла, что тот рассказы-
вал от имени своего отца, что тот рассказывал от имени
Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, мир ему и благо-
словение Аллаха, сказал:
«Один человек шёл по дороге, над которой склонилась
ветвь дерева. Он сказал: “Клянусь Аллахом, я наклоню её
в сторону, чтобы она не мешала мусульманам”. Благода-
ря этому он попал в Рай».
Иснад этого хадиса включает следующих передатчиков:
1. Зухайр бин Харб аль-Хараши (ум. 234) жил в Багдаде,
был правдивым и достойным доверия учёным.
2. Джарир бин Абд-аль-Хамид ад-Дабби (ум. 188) жил в Ку-
фе, был достойным доверия передатчиком.
3. Сухейл бин Абу Салих (ум. 138) жил в Медине, был до-
стойным доверия передатчиком.
4. Абу Салих Закван (ум. 101) жил в Медине, был достой-
ным доверия передатчиком.
5. Абу Хурейра Абд-ар-Рахман бин Сахр (ум. 57), сподвиж-
ник Пророка, передавший 5 374 хадиса — больше, чем
кто-либо другой из сподвижников.
Данный иснад является непрерывным, так как его пере-
датчики слышали хадисы непосредственно друг от друга. Все
они были достойны доверия и отличались точностью. В исна-
де нет недостатков, и текст хадиса не противоречит другим,
более надёжным сообщениям. Ввиду этого хадис считается
достоверным.
Хорошие хадисы отличаются от достоверных только тем,
что один или несколько передатчиков иногда допускали не-
точности при передаче сообщений. Все остальные требования,
предъявляемые к достоверным хадисам, в равной степени от-
носятся и к хорошим.
Ненадёжные хадисы — это сообщения, не отвечающие од-
ному или нескольким требованиям, предъявляемым к досто-
верным хадисам. Причиной этого может быть ненадёжность
рассказчика или отсутствие звена в иснаде. Ненадёжные ха-
дисы не имеют юридической силы и не являются основанием
§ 4. Структура и виды хадисов 127
128 Глава 3. Сунна — наставления Пророка Мухаммада
для вынесения религиозно-правового суждения. В зависимос-
ти от степени ненадёжности они могут быть слабыми (даиф),
неприемлемыми (мункар), отвергаемыми (матрук), выдуман-
ными (мауду) и т. д.
Слабыми хадисами считаются те, которые имеют разрыв
в цепи передатчиков хадиса или были рассказаны недостойным
доверия рассказчиком. Отвергаемыми называются сообщения,
рассказанные передатчиками, которые были известны как лжи-
вые люди. Если передатчик часто допускал грубые ошибки, про-
являл небрежность при передаче хадисов, и его рассказ проти-
воречит тому, что пересказывали достойные доверия учёные, то
хадис называется неприемлемым. Хадисы считаются подлож-
ными, если хотя бы один из их передатчиков был уличён в воз-
ведении лжи на Пророка.
Причины появления ненадёжных хадисов. Даже в авторитетных
сборниках наряду с достоверными и хорошими хадисами упо-
минаются слабые предания. Составители фиксировали их для
того, чтобы последующие поколения знали о существовании
таких хадисов и принимали во внимание их недостоверность.
Имена передатчиков, распространявших ненадёжные сооб-
щения, разглашались, и учёные предостерегали от доверия им
своих учеников.
Появление слабых хадисов было неизбежным явлением,
поскольку передатчики, не отличавшиеся внимательностью
и точностью, могли неправильно понять смысл услышанного
хадиса, забыть его текст или имя шейха, от которого они услы-
шали хадис. Современники без особого труда выявляли такие
ошибки, потому что обычно со слов учёных хадисы передавали
десятки учеников, и любая неточность быстро привлекала к се-
бе внимание знатоков хадисов. Впоследствии надёжность всех
сообщений, рассказанных такими людьми, подвергалась сомне-
нию, а их рассказы от имени Пророка классифицировались как
слабые хадисы.
Слабость хадиса не означает того, что его текст обязатель-
но противоречит Корану и достоверным хадисам. Однако не-
надёжность его иснада является поводом для того, чтобы от-
вергнуть такое сообщение. Соответствие смысла такого хадиса
Корану, Сунне или единому мнению учёных не является основа-
нием для того, чтобы приписывать Пророку Мухаммаду слова,
которых он, вероятно, не произносил.
Наряду со слабыми хадисами учёные фиксировали под-
ложные сообщения, подчёркивая их лживость и несостоя-
тельность. Одной из главных причин их возникновения было
стремление некоторых людей исказить ислам. Мусульмане на-
зывали их персидским словом зиндик, которое прочно вошло
в арабский язык. Прикрываясь исламом, эти люди сеяли сму-
ту и подрывали устои религии. Составление подложных хади-
сов было одним из основных видов их деятельности. Одни из
них распространяли подложные хадисы среди невежественных
людей. Другие завоёвывали доверие кого-либо из учёных, нахо-
дили доступ к его записям и вписывали в них лживые расска-
зы. Так, Суфьян бин Ваки (ум. 861) выявил, что подобным под-
логом занимался переписчик его рукописей Куртума, а Хаммад
бин Саляма (ум. 784) уличил в этом своего пасынка Абд-аль-Ка-
рима бин Абу аль-Ауджа.
Когда одного из зиндиков привели к халифу Харуну ар-Ра-
шиду (787–809), он сказал: «Эмир правоверных, ты ничего не
сможешь поделать с теми четырьмя тысячами хадисов, которые
я сочинил и оставил вам. В них я объявил запретным то, что
дозволено, и разрешённым то, что запрещено. Ничего из это-
го Пророк не говорил». Халиф ответил: «Ты, зиндик, ничего не
сможешь поделать с Абдаллахом бин аль-Мубараком и Абу Ис-
хаком аль-Фазази. Они проверяют каждый хадис, и они выявят
каждое твоё слово!»
Другой причиной появления подложных хадисов было желание
некоторых маловеров обосновать свои еретические взгляды слова-
ми Пророка. В этом плане особо отличались сторонники шиизма,
сочинившие около трёхсот тысяч хадисов о превосходстве Али бин
Абу Талиба и его потомков. Например, Закария бин Яхья придумал
хадис о том, что Посланник Аллаха якобы сказал: «За тысячу лет до
сотворения небес и земли на вратах Рая уже было написано: “Нет
божества, кроме Аллаха, и Али — брат Посланника Аллаха”».
Немало хадисов было выдумано невежественными мусуль-
манами, стремившимися таким путём подтолкнуть людей на
совершение праведных поступков. Они сочиняли хадисы о на-
граде, которая обещана за чтение Корана, соблюдение поста,
раздачу милостыни и т. п. Когда известный хадисовед Ибн Мах-
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.