Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
боду к греху. Они отличаются остротой восприятия, быстротой
движения и богатым жизненным опытом, обусловленным их
долголетием, что позволяет им творить удивительные вещи.
Представления об ангелах в исламе. Вера в ангелов — вторая из
основ веры в исламе. Наряду с ними каждый мусульманин обя-
зан уверовать в Аллаха, Писания, пророков, Судный день и пре-
допределение. Арабское название ангелов — малаика — про-
изошло от слова алук, означающего «послание».
Согласно исламу, ангелы — всего лишь творения. Они не
способны создавать, управлять Вселенной или распоряжаться
судьбами. Аллах один управляет всем происходящим во Все-
ленной, и никто не разделяет с Ним этой власти. Ангелы сотво-
рены из света, не имеют пола и обладают невидимыми челове-
ческому глазу телами. Они обитают на небесах и спускаются на
землю только для выполнения распоряжений Аллаха. Они спо-
собны менять форму и принимать прекрасные обличия, обла-
дают огромной силой и передвигаются с высокой скоростью.
Внешний облик ангелов различен. Одни из них сотворены
с двумя крыльями, другие имеют несколько сот крыльев. В Ко-
ране говорится: «Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, сделав-
шему посланцами ангелов с двумя, тремя и четырьмя крыль-
ями» (сура 35 «Творец», аят 1). Из хадисов известно, что у ангела
Джибрила шестьсот крыльев. Пророк сказал о нём: «Я видел его
в том облике, в котором он был сотворён, только два раза. Я ви-
дел, как он спускался с неба и был настолько велик, что засло-
нял всё пространство между небом и землёй».
О численности ангелов в Коране сказано: «Воинство твоего
Господа не знает никто, кроме Него» (сура 74 «Завернувшийся»,
аят 31). Описывая Судный день, Пророк Мухаммад сказал: «В тот
день приведут Геенну, у которой будет семьдесят тысяч поводьев,
за каждое из которых будут тянуть семьдесят тысяч ангелов».
В Коране и Сунне упоминаются имена и обязанности неко-
торых ангелов. Джибрил отвечает за донесение откровений Ал-
лаха. Микаил заботится о ниспослании дождя и произрастании
растений. Исрафилу поручено подуть в Рог, чтобы оповестить
о наступлении Судного дня. Эти трое считаются самыми слав-
ными из приближённых ангелов.
К числу приближённых ангелов относятся те, кто несёт Трон
Аллаха. Это сильные творения огромных размеров. Пророк ска-
зал: «Мне было позволено рассказать об одном из тех ангелов,
которые несут Трон. Воистину, между мочкой его уха и его пле-
чом расстояние в семьсот лет».
Каждый человек имеет двух ангелов, которые записывают
его хорошие и дурные поступки. Их называют благородными
писцами. Они сменяют друг друга на утренней и вечерней заре,
и поэтому молитвы в эти часы имеют особое значение.
Мункар и Накир — ангелы, допрашивающие покойного
в могиле. Малик — старший из стражей Ада, и он не улыбает-
ся с тех пор, как впервые взглянул на него. Ангелу смерти по-
ручено забирать души творений, на ангела гор возложено уп-
равление горами. Есть ангелы, заботящиеся о развитии плода
в утробе матери, и ангелы, странствующие по земле в поисках
собраний, на которых поминают Аллаха.
На ангелов возложены и другие обязанности, и каждый из
них исправно справляется с ними. Коран гласит: «Они боятся
своего Господа, Который над ними, и совершают то, что им
велено» (сура 16 «Пчёлы», аят 50). Ангелы не считают для себя
зазорным поклоняться Аллаху и не устают служить Ему.
Коран сообщает о том, что ангелы любят верующих и поддер-
живают их в момент расставания с жизнью и после смерти. Ве-
рующим тоже предписано любить ангелов, однако поклоняться
и молиться им запрещается, поскольку это противоречит стро-
гому исламскому монотеизму. На ангелов нельзя уповать и их
нельзя просить о заступничестве, потому что поклонение долж-
но быть всецело посвящено Аллаху. Согласно Корану, никто не
разделяет с Ним этого права, и никто другой не обладает качес-
твами истинного бога.
Иблис и шайтаны. Согласно мусульманской традиции, появле-
нию на свет Адама предшествовало сотворение ангелов, кото-
рыми были заселены небеса, и джиннов, которые поселились
на Земле. Пророк сказал: «Ангелы сотворены из света, а джин-
ны — из чистого пламени». Но если ангелы были послушны-
ми слугами Аллаха, то джинны по природе своей склонялись ко
лжи и пороку. Однако среди них были и праведники. Один из
них настолько усердно и искренне служил Аллаху, что ему бы-
ло позволено войти в сонм ангелов и поселиться на небесах. Для
этого Аллах изменил его облик и наделил его крыльями.
§ 2. Вера в ангелов 139
140 Глава 4. Основы вероучения
Когда Аллах поведал ангелам о намерении создать человека
и сделать его наместником на Земле, они поняли, что он будет
забывчив и не сможет проявить должной твёрдости в выпол-
нении завета с Богом. В арабском языке слово инсан, означаю-
щее «человек», происходит от глагола «забывать». Когда же они
высказали своё недоумение Аллаху, Он ответил им: «Воистину,
Я знаю то, чего вы не знаете» (сура 2 «Корова», аят 30).
После сотворения человека Аллах научил его названиям
других творений, которые не были известны ангелам. Он про-
демонстрировал им, что благодаря Его милости человек может
превзойти даже их, пречистых небожителей. Когда же ангелы
признали своё несовершенство, Аллах велел им поклонить-
ся Адаму. Все небожители выполнили этот приказ без малей-
шего колебания, и только джинн, находившийся вместе с ними,
возгордился и не стал кланяться. Аллах проклял его, и с тех пор
он получил имя Иблис, что означает «пришедший в отчаяние»,
«потерявший надежду на милость». Но ему была предоставлена
отсрочка, и он поклялся совращать людей и враждовать с ними,
пока не приведёт их в Ад. Аллах позволил ему искушать людей,
но обещал прощать каждого, кто будет раскаиваться в своих
проступках и просить прощения.
Согласно Корану, в Судный день Иблис вместе с его после-
дователями войдёт в Ад, где они останутся навеки униженными
и презренными. Мусульмане не считают Иблиса «князем тьмы»
или «владыкой Ада». Напротив, считается, что мучения Иблиса
будут самыми сильными и унизительными. Мусульмане также
не разделяют представлений о «падших ангелах», ибо в Коране
ясно подчёркивается, что Иблис «был одним из джиннов» (су-
ра 18 «Пещера», аят 50).
Последователями Иблиса среди людей являются грешники,
не выполняющие своих обязанностей перед Аллахом и перед
людьми. Последователей Иблиса среди джиннов обычно назы-
вают шайтанами; впрочем, согласно Корану, этот эпитет можно
отнести и к нечестивым людям. Шайтаны наущают людей, сби-
вают их с пути, пытаются навредить им и лишить их покоя. Са-
мые мятежные и сильные среди них осмеливаются добираться
до ближайшего неба, чтобы подслушать разговоры небожите-
лей и передать их своим клевретам среди людей. Но ангелы не
позволяют им задерживаться там, поражая их горящими звёз-
дами. Считается, что именно это происходит на небесах, когда
люди видят падающие звёзды.
§ 3. Вера в Писания
Священные Писания — источник Божьего руководства. Поиск
смысла жизни во все времена беспокоил пытливый ум че-
ловека. Откуда мы возникли? Куда мы направляемся и по-
чему? Согласно исламу, каждый человек рождается со зна-
нием ответов на эти вопросы. Осознание того, что человек
сотворён Господом Богом и безмерно нуждается в Нём, уко-
ренено в его душе, однако разум способен подвергать это
знание сомнению, и поэтому сначала родители, а потом об-
щество могут легко отдалить человека от принципов, зало-
женных в его природе.
Несмотря на свойственную человеку слабость, беспристрас-
тный искатель истины сумеет установить причинно-следствен-
ную связь, существующую между явлениями во Вселенной,
и понять свою зависимость от Творца всех причин. Однако поз-
навательные возможности человека весьма ограниченны, и, да-
же интуитивно осознав существование Бога, он не сумеет само-
стоятельно отыскать путь, ведущий к Нему.
Для того чтобы вывести людей на путь духовного очищения
и познания Аллаха, Всевышний ниспослал Писания. Их прино-
сили пророки и посланники — Божьи избранники среди людей,
которых Аллах с ранних лет готовил для получения откровения
и несения величайшей миссии.
Согласно Корану, Писания были записаны ещё до сотворе-
ния мира в Хранимой Скрижали — их небесном архетипе, в ко-
тором записано всё, что уже произошло во Вселенной, и всё,
чему ещё предстоит произойти. Вера в Священные Писания
считается одной из основ веры в исламе: «Посланник и веру-
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.