Николой Костомаров - Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки).

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки)."
Описание и краткое содержание "Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки)." читать бесплатно онлайн.
Становление российской государственности переживало разные периоды. Один из самых замечательных — народное самоуправление, или "народоправство", в северных русских городах: Новгороде, Пскове, Вятке. Упорно сопротивлялась севернорусская республика великодержавным притязаниям московских князей, в особенности не хотелось ей расставаться со своими вековыми "вольностями". Все тогда, как и сегодня, хотели быть суверенными и независимыми: Новгород — от Москвы, Псков и Вятка — от Новгорода. Вот и воевали без конца друг с другом, и бедствовали, и терпели разорения от Литвы, Польши и Орды до тех пор, пока Иван III твердой и умелой рукой не покончил с северной вольницей и не свел русские земли в единое Московское (Российское) государство. Тяжело было северным городам расставаться со свободой, но этот исторический процесс был неизбежен, иначе великой Российской державы могло не быть. Работа Н.И. Костомарова дает строго научную и объективную картину вечевой республики, и сегодня, в период кризиса российской государственности, читается с особым интересом.
Книга воспроизводится по санкт-петербургскому изданию 1903-1906 гг. В тексте отчасти сохранены орфография и пунктуация автора.
Дом Леонова примыкает к доме Драуе и его стены перпендикулярны к стенам последнего. Главный вход был со двора, принадлежащего теперь дому Драуе и уже заделан. Около него были колонны и лепные украшения; теперь вход с противоположной стороны, с двора Леонова. По каменной лестнице вы входите в пристенок, прежде бывший крыльцом с ажурными арками с северной и восточной стороны; видны новые вставки между столбов, служивших продолжением свода до низа. Входите в сени. На противолежащей стороне следы прежней заложенной Двери главного входа. Из сеней по обе стороны — по широкой (до 14-ти шагов) комнате. В комнате налево с двух сторон по три окна, третье примыкает к дому Драуе; посреди этой стены место для печи, которая, кажется, нагревала равным образом и оборотную сторону комнаты в доме Драуе. Над окнами закругленные тонкие выемки от свода. По углам железные кольца, а посредине свода одно кольцо. На правом стороне комната с тремя окнами на каждой из трех сторон. На стороне, где вход, по бокам от входа впадины с полками. Из сеней, по обоим бокам заложенного главного входа, два входа в стену с дверьми; когда дверь растворяется, то окно, находящееся в стене прямо против входа, освещает сени. Узкая каменная лестница ведет в сени верхнего этажа, двумя входами по обеим сторонам окна, выходящего на двор Драуе. В обоих входахх окна освещают сени, когда двери растворены. Против этих двух входов из стены на противоположной стороне выход на верхнее крыльцо под навесом, теперь уже сломанным; тут была наружная галерея, кончавшаяся, вероятно, лестницей прямо вниз. По обеим сторонам — комнаты очень светлые, с тремя окнами на каждой из трех сторон. Между окнами впадины. Вместо сводов были потолки. Под домом подклети со сводами. Хотя они входили в землю, но были жилые; их освещают сверху узкие окна со ступенями, восходящими к ним от земли; вышина от 4-х до 5-ти аршин.
Поганкины-палаты поражают своею величиною, когда примем во внимание, что вообще домашняя жизнь в старину не требовала огромных домов для помещения. Это трехстороннее здание или, лучше сказать, фасад с боковыми, по краям неравными по высоте, флигелями. Правая сторона трехэтажная, а остальная часть левой одноэтажная. Теперь это здание занято провиантским магазином; вероятно уже в поздние времена в правой его стороне прорублена из окна дверь во втором этаже. Старинный вход во второй этаж остается в средней части по каменной лестнице. Войдя в сени, перед вами две части среднего этажа по обе стороны; захотите повернуть налево — вы должны взойти несколько ступеней вверх, пройдете три комнаты, одна за другой, потом заворачиваете в четвертую, составляющую заворот второго этажа средней стороны, со сводами, с завостренными выемками над окнами и со впадинами в разных местах,иные с полками вместо шкафов, другие в рост человека. Возвратившись назад и сошедши со ступеней, на которые всходили, войдете в другую часть среднего этажа. Проходите две комнаты в ряд со сводами. Одна из этих комнат, будучи угольною, равным образом составляет часть как средней, так и правой стороны. Она освещена с двух сторон, прочие с одной: быть может, прежде были окна и на другой. В одной комнате окна расположены так, что на стене их три, йо одно выше других, другие два одно под другим. Верхи окон полукруглы. Своды в одних с выемками, в других без них. Есть железные кольца и в одном кусок железной цепи. Входы из комнат в комнаты с закругленными верхами. Как во входах, так и в окнах остались крюки для дверей и оконниц. Везде в комнатах впадины в стенах, иногда с полками. Стены толстые, плитяные. Входы между комнатами до 9 четвертей шириною, а в окнах до 7-ми. Некоторые окна с железными решетками. В третьей комнате два углубления в стене, из которых одно было отхожим местом. В первой комнате видны следы того же в закоулке, где проделано светлое отверстие в стене ко входу, ведущему куда-то вниз. Из четвертой комнаты идет в стене вход в третий этаж. Там пять комнат. Сводов нет, но были потолки, теперь уже несуществующие: остались только балки, на которых были утверждены доски. В верхнем этаже окна и входы также с полукруглыми верхами. Комнаты вообще очень светлы, особенно угольная: там стоит каменный столб, украшенный обводами; он проведен через средний этаж вниз и, верно, служил для поставца. Печей теперь нет нигде. Внизу подклеть опускается в землю, разделена сообразно среднему этажу, также на комнаты, освещаемые каждая одним небольшим окном вверху. Стены не обмазаны. Очевидно, эти подклети не были обитаемы, но служили кладовыми. В подклеть ведут два входа: один на сере дней, другой на правой стороне; части подклети, куда ведут различные входы, не имеют между собою сообщения: быть может, оно было прежде, но завалено. Одноэтажная часть левой стороны заключает две обширные комнаты и была прежде поварней, как это видно по широким отверстиям, особенно посредине, где, как видно ясно с первого раза, была большая печь, устроенная так, что вокруг нее можно было ходить.
100
По году (6995) можно считать это семейство из переведенных в Новгород после падения независимости; но из надписи видно, что икона была заказана не теми, которые на ней изображены (ср Макария Оп. церк. древн., II, 79).
101
Собирательное название, означавшее разные съестные снадобья, получаемые от коров: масло, молоко, сметану, творог.
102
Кирилло-Белоз. Библ. Сб. Рук. XV-ro века.
103
Пск. Л.6 1. 247.
104
Мнози совещавшие дают злотники кождо от себе, яко купят брашна различна, и вино, и творят трапезу богату. и собравшиеся купно ядят и пиют.
105
Древняго обычая приимше человепы, еще собратися на нарочитых местах, или при церквах, в память святых, мужи и жены сходящеся пиры творять, и оупившеся пляшут срамно-, и ина некая безобразия творят (Из сборн. XV в. Кирилло-Белоз. Библ.).
106
В грамоте Фотия архипастырь нападает на эти обычаи в Новгороде: "пьянства лишитися лишняго и пиров, боле же егда бывает гонение... не токмо творите милостыню, и тако возвращаемся на злая дела и на пьянство, и на совокупление пиром, н на чрево-объядение"... Священнослужителям дается поучение: "не буди кощунник, ни игрец, ни пьяница... ни складов пнровных творя, но иным возбраняй".
107
Пс, I. 43.
108
Между прочим замечателен обычай, показывающий большую свободу женского пола, чем в Московщине. Таким образом, когда в старой Московщине невеста была закрыта до самого того времени, когда делалась женою, у новгородцев таков обычай: жених с своим поездом, "вершниками" (дружками) и тысячеким, приезжают к невесте; невесту выводят закрытою; но тысячекий и вершники кричат: "Мы не фату приехали смотреть, а невесту!" Невесту открывают. Тогда они спрашивают жениха: люба ли ему невеста, а невесту - люб ли ей жених? И тот и другая отвечают поклоном друг другу, потом невеста подносит всем вина и, наконец, чокается с женихом чарками: оба стараются ударить сильно, так, чтоб из своей чарки вылилось вино в другую, а кто пересилит, тот будет иметь первенство,по народной примете. Этот обычай, не наблюдаемый в Московщине, намекает на такие нравы, где женщина стояла с достоинством в понятии и общественном значении.
109
Так в одном послании митрополита Фотня к новгородцам говорится оффоциально священникам: "а котории не по закону живут с женами без благословения поповского понялися, тем епитимия три лета, как блуднику, да совокупити их, и учите и приводите их правилам веры, дабы с благословением с женами, а не с благословением восхотят жити, ино их разлучили, аще не послушают, и вы, попы, не принимайте их приношения и дары им не давайте.
110
Никон., III, 211.
111
О битье бочек см,: "Русская Старина" 1880 г. январь, статья Н.И.Костомарова по поводу книги А.Никитского: "Великий Новгород. Очерк внутренней истории церкви в Великом Новгороде".
112
Егда бо придет самый праздник Рождество Предотечево. тогда во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в селах возбесятся в бубны, и в сопели, и гудением струнным, и всякими неподобными играми сотонинскими, плесканием и плясанием. женам же и девам и главами кивание и устнами их неприязнен клич; вся скверные бесовские песни, и хребтом их вихляние, и ногам их скакание и топтание, ту же есть мужам и отроком великое падение, ту же есть на денское и девичье шатание блудное им воззрение, тако же есть и женам мужатым осквернение, и девам растление. Что же бысть во градех и селах в годинуту? Сотона красуется... кумирское празднование и проч.
113
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки)."
Книги похожие на "Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки)." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николой Костомаров - Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки)."
Отзывы читателей о книге "Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки).", комментарии и мнения людей о произведении.