» » » » Николой Костомаров - Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки).


Авторские права

Николой Костомаров - Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки).

Здесь можно скачать бесплатно "Николой Костомаров - Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки)." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николой Костомаров - Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки).
Рейтинг:
Название:
Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки).
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1994
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки)."

Описание и краткое содержание "Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки)." читать бесплатно онлайн.



Становление российской государственности переживало разные периоды. Один из самых замечательных — народное самоуправление, или "народоправство", в северных русских городах: Новгороде, Пскове, Вятке. Упорно сопротивлялась севернорусская республика великодержавным притязаниям московских князей, в особенности не хотелось ей расставаться со своими вековыми "вольностями". Все тогда, как и сегодня, хотели быть суверенными и независимыми: Новгород — от Москвы, Псков и Вятка — от Новгорода. Вот и воевали без конца друг с другом, и бедствовали, и терпели разорения от Литвы, Польши и Орды до тех пор, пока Иван III твердой и умелой рукой не покончил с северной вольницей и не свел русские земли в единое Московское (Российское) государство. Тяжело было северным городам расставаться со свободой, но этот исторический процесс был неизбежен, иначе великой Российской державы могло не быть. Работа Н.И. Костомарова дает строго научную и объективную картину вечевой республики, и сегодня, в период кризиса российской государственности, читается с особым интересом.

Книга воспроизводится по санкт-петербургскому изданию 1903-1906 гг. В тексте отчасти сохранены орфография и пунктуация автора.






ББК 63.3(0)51 К 72

РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ СОСТАВИТЕЛИ СЕРИИ:

С.Е.Угловский, П.С.Ульяшов, В.Н.Фуфурнн

Художник В.Бобров

К72

Костомаров Н. И.

Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки).

Исторические монографии и исследования.

(Серия "Актуальная история России").

М.: "Чарли", Смоленск "Смядынь", 1994. — 544 с.

ISBN 5-86859-020-1

К

4306000000-378 6С5/03/-94

без объявл.

© Разработка серии, П.Ульяшов, 1994

© Худож. оформл.,

"Чарли", 1994

Все права на распространение книг принадлежат фирме "Чарли".

Контактный телефон: 233-08-07.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Отношения Великого Новгорода к прочим землям русским и ко княжескому роду


I. Сказочные предания о поселении славян в Приильменском крае


Русско-славянский народ разделяется на две ветви, различаемые, в отношении к речи, по двум главным признакам: одна переменяет о в а — там, где над этим звуком нет ударения и с произност как мягкое е; другая — сохраняет коренной звук о и произносит с как мягкое и. К первой принадлежат белорусы и великорусы, ко второй — малороссияне или южнорусы и новгородцы. Затем существует множество второстепенных особенностей речи, составляющих местные наречия и поднаречия. Это разделение русско-славянского племени на две ветви сообразно с той двойственностью славянского поселения на русском материке, которая открывается из нашей первоначальной летописи. Одни славяне помещаются в группе пришедших с Дуная вследствие нашествия на их отечество волохов (итальянцев-римлян); другие, как например: кривичи, радимичи и вятичи, не принадлежат к этой колонии. На протяжении Северной Руси эта двойственность резко выказывается. Белорусы, без сомнения, есть прежние потомки кривичей; великорусы, как показывает относительная близость их наречия с белорусским, имеют также кривскую основу, но по историческим обстоятельствам обособились и сформировались в настоящем виде, со всеми своими этнографическими отделами через смешение с вятичами, южнорусами и новгородцами при более или менее (в разных местностях) подмеси финского, финско-турецкого, татарско-турецкого и монгольского племен. Новгородцы, принадлежа первоначально к ветви славян, пришедших с Дуная, утвердившись на берегах Волхова и Ильменя, распространили оттуда свою колонизацию преимущественно на север и восток, отчасти на юг и на запад, и, соприкасаясь с белорусским и великорусским элементами, внесли в них свои особенности, произвели смешанные переходные типы, где признаки, составляющие характер той и другой ветви, сливаются и переплетаются между собой, а столкнувшись с северными финскими племенами, поглощали их в свою славянскую народность.

Во многих наших хронографах XVI и XVII веков записана сказка, которую едва ли мы имеем право оставить в полном пренебрежении, хотя в ней действительно есть явные нелепости. Эта сказка носит название "О истории еже от начала русския земли и создании Новагорода". В ней рассказывается, что потомки Афета — Скиф и Зар-дан, отлучившись от прочей братии, поселились на берегах Эвксипонта; потомки их там обитали долгое время, пока между ними не возникло междоусобие; тогда часть их, под предводительством Словена и Руса, решилась оставить свое местопребывание, и пошли они искать себе нового отечества. Двигаясь на неизвестный им север, они дошли, наконец, до озера, которое по-белорусски называлось Мойско, оттуда вытекала река, носившая на том же языке древних тамошних туземцев название Мутная. Пришельцы начали гадать, и волшебная наука указала им, что именно здесь следует им основаться на жительство. Тут при истоке реки поставили они город и поселились. Озеро переименовали, по имени дочери Словена, в Ильмер, а реку по имени сына словенова Волхва — Волхов. Потом они переименовали другие местности по именам членов семейства своих предводителей: реку, впадающую в озеро Ильмень, назвали Ше-лонью — по имени жены словеновой, Шелони; именем меньшого сына словенова, Волховца, назвали оборотный проток, текущий из великой реки Волхова и обратно впадающий в нее; сын Волховца, Жилотуг, утонул в другом таком же протоке, — и в память его оставили за протоком его имя. Другой брат сло-венов, Рус, поместился у соляного колодца и основал город, названный по его имени — Руса; одной из рек, текущих в этих местах, он сообщил имя жены своей — Порусии, а другой — имя своей сестры — Полисты. О Волхве рассказывается следующая история:

"Волхв бе и бесоугодник и чародей лют, и быст бесовскими оухищрении мечты творя многи, преобразуяся во образе лютаго зверя коркодила и залегание в той реце Волхове путь водный, и не поклоняющихся ему, овех пожираше, овех же испротерзаше и утопляя. Народи тогда невегласи сущи богом того окаяннаго нарицаху, сыном грома его или Перуна нарекоша; белорусским же языком гром Перун именуется. Постави же он окаянный чародей, таковых ради мечтаний и собирания бесовскаго, градок мал на месте некоем, зовомом Перыня, идеже кумир Перун стояще, и баснословят о сем Волхве невегласи, глаголют в бога его окаяннаго претворяющася, наше же христианское истинное слово с неложным истязанием о том много виде о сем окаяннем чародеи Волхве, яко зле разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волове, извержен на брег против волховскаго градца, иже ныне зовется Перыня, и со многим плачем ту от невегласов погребен бысть окаянный с великою тризноюб и могилу ссыпаше над ним велми высоку, якоже обычай есть поганым, и по трех убо днех окаяннаго того тризнища проседеся земля и пожре мерзкое тело коркодилово и могила его просыпася с ним купно во дно адово, идеже и доныне, якоже поведают, знак ямы тоя не наполнится". Преемники Словена и Руса во многих поколениях княжили над окрестной страной и распространили пределы своих владений на севере до Ледовитого моря, овладели берегами Печоры, Вы-ми, перешли за высокие горы в страну, где водятся соболи, воевали даже до египетских стран[1]. Потом край Приильменский постигла моровая язва, и жители, спасаясь от гибели, разбежались: одни поселились на Белом озере, другие на Темном и прозвались Весь[2] Тогда опустели Словенск и Руса на многие лета. Но потом, когда на славян напали угры-белые и повоевали их и разметали их грады и довели Славянскую Землю до окончательного запустения, услышали славяне про земли прадедов своих, что лежат они в запустении, и отправились туда. Снова завоевали они берега Ильменя и постанили себе город и уже не на прежнем, а на новом месте, выше старого, и назвали его Ве-ликий-Новгород. "Град же поставиша от стараго Словснска близ к Волхову реки, яко поприще и боле, и нарекоша его Нов-град-Великий". Они избрали себе князя-старейшину, именем Гостомысла, возобновили Русу и другие города на прежних местах, а сын Гостомыслов, Словен, отошел от родителя своего в Чуд и поставил город над рекой на урочище, называемом Хол-ниис, и назвал его Словенском; прокняжив в нем три года, он умер; сын его проименовал по имени своему этот город Иэбор-ском. Этот новый князь славянского населения в Чудской Земле умер от укушения змеи.

Гостомысл достиг глубокой старости. Он чувствовал, что приближается смерть. Мудрый муж был сед не только волосами, но и умом; он созвал к себе славенских властелей и извещал, что скоро его не будет на свете, изъявлял опасение, что после него настанет мятеж и неурядица, и советовал избрать себе князей из Прусской Земли, с берегов Варяжского моря. Гостомысл скончался и честно проводили его в могилу на Волотовом поле.

Не тотчас исполнили новгородцы гостомыслово завещание, пока не произошло действительно междоусобия. Земля полян, Киев, имела первенство над другими славянскими народами в России. Племянники князя киевского Кия, Оскольд и Дир, повелевали древлянами и кривичами, посягали и на славян новгородских. Это произвело в самом Новгороде раздоры, волнения и усобицы. Они заставили новгородцев, кривичей, Мерю, Весь и Чудь (т.-е. изборских славян, поселенных в Чудской Земле) призвать с варяжского помория из Прусской Земли князя Рюрика с двумя братьями его".

В этой сказке следует отличать книжные вымыслы грамотея, писавшего ее под влиянием тогдашней учености, от народных сказаний, которыми он воспользовался, и которые отчасти сохранились в изустных местных преданиях. Поселенцы на берегах Ильменя и Волхова представляются пришельцами с юга, но сказка не говорит, что страна эта прежде была пуста: напротив, сказание о том, что Волхв превращался в змия и залегал пути, показывает, что народное воображение представляет край уже заселенным, прежде чем пришли поселенцы с юга, ибо залегать путь можно было тогда только, когда по этому пути было людское движение и сообщение. Между насельниками, которых на севере нашли пришельцы с юга, сказание признает славян. Река, переименованная пришельцами в Волхов, прежде называлась славянским именем Мутная. Эти славяне изображаются белорусами, т.-е. кривичами, ибо название Перуна сказание признает белорусским. Таким образом, по смыслу этого сказания, край Приильменский издревле населяли славяне отрасли белорусов, т.е. кривичей, а потом с юга подвинулись к ним другие единоплеменники, иная отрасль славянского племени[3].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки)."

Книги похожие на "Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки)." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николой Костомаров

Николой Костомаров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николой Костомаров - Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки)."

Отзывы читателей о книге "Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки).", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.