Андрей Буровский - Несбывшаяся Россия

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Несбывшаяся Россия"
Описание и краткое содержание "Несбывшаяся Россия" читать бесплатно онлайн.
Языческая Русь. Иудейская Русь. Мусульманская Русь. Католическая Русь.
Думаете, это невозможно? Говорите, «история не знает сослагательного наклонения»? Считаете, что Россия немыслима без Православия? Откройте новую книгу Андрея Буровского — и вы усомнитесь в самых, казалось бы, общепринятых и привычных «истинах».
Россия вполне могла состояться как мусульманская страна. И как католическая. И как иудейская. А могла остаться языческой. (Другой вопрос — как дорого обошелся бы такой вывих исторической судьбы.) Ведь внутри русского мира испокон веку существовали самые разные альтернативные цивилизации, порой дополняя, а зачастую беспощадно воюя друг с другом. И нынешняя Россия — лишь один из возможных вариантов развития страны.
Сенсационные гипотезы и спорные истины, свежие идеи и парадоксальный, нетрадиционный, даже вызывающий взгляд на прошлое и будущее России — в новой книге популярного историка, прославившегося бестселлерами «Россия, которой не было» (в соавторстве с А. Бушковым) и «Евреи, которых не было».
А главное — и слоя носителей и создателей культуры тоже не просматривается. И славного двухсотлетнего имперского периода 1721–1917 годов — его тоже в мусульманской виртуальности не получается.
Мусульманская Русь XVII, XVIII, XIX веков — это продолжение и развитие более ранней мусульманской Руси. Без феодальных сословий дворянства и интеллигенции, без судорожной европеизации, идеи «европейского дома» во всех ее формах.
И многого другого, привычного, в мусульманской Руси не будет. Скажем, изобразительного искусства. Жаль… Богатейшая россыпь картин, статуй, барельефов, книжных иллюстраций, настенных росписей… Всему этому суждено даже не исчезнуть, а попросту не родиться. Так же как не родилось на Руси искусство украшать резьбой по камню минареты. Вот минареты в каждом городе и даже в деревне в нашей реальности не состоялись. Нет их, шедевров народного искусства! Так же не было бы и Сурикова, и Баженова, и Мухиной, и Васнецова, и Верещагина… Как-то жаль.
В мусульманской Руси, скорее всего, не было бы и Петербурга, хирели бы на периферии Псков и Новгород, украшенные маленькими, неинтересными мечетями.
А какие города шумели бы на юге, в Причерноморье и в лесостепной зоне, какими стали бы Воронеж и Полтава — можно только гадать. Стоит ли? Каждый может представить себе эти города такими, какими ему хотелось бы их увидеть. Только не забудьте мысленно нарисовать минареты!
ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РУССКИХСтань Русь исламской, изменился бы и русский народ. Христианство требовательно к человеку: ты стоишь перед Вечностью и Бесконечностью. Через твою душу проходит линия фронта межу Добром и Злом. От твоего личного выбора добра и зла зависит их соотношение в мире. И вообще мир — место несовершенное, в нем нужно все время работать, что-то изменять и совершенствовать.
Века воспитания в таком духе сформировали людей активных, инициативных, ответственных. Не идеальных? Конечно. Но и осознающих свою неидеальность, готовых и способных совершенствоваться.
Века воспитания людей в духе покорности судьбе, в духе снятия личной ответственности за себя и за мир сформировали бы совершенно другой человеческий тип. Какой? Это хорошо видно как раз на примере казанских татар. Всякий бывавший в Татарстане, кто общался с татарами в Сибири, знает — люди это очень спокойные. Неконфликтные. Уживчивые. Если вы наступите на ногу татарину в толпе, он инстинктивно извинится — еще до того, как сообразит, кто и на кого наступил.
У них и в семьях меньше ссор и ругани, чем у русских. Дело вовсе не только в покорности мусульманских женщин. Есть и это — устойчивая привычка быть приятной и удобной для мужа, подчиняться главе семьи — более сильная, чем у христианок. Но если женщина активная, энергичная — муж редко будет возражать, тем более — протестовать и ругаться. Мусульмане привыкли скорее уступать, если от них что-то требуют или повышают на них голос. Покорность судьбе… Покорность начальству… Покорность обстоятельствам… Покорность родителям… Покорность жене…
Русские девушки, вышедшие замуж за татар или турок, очень удивляются — муж намного меньше давит на них, чем они ждали. Девицы-то полагали, придется себя отстаивать от мусульманина, а тут у них оказалось куда больше свободы и прав, чем они думали. Иные, осмелев, начинают вполне по-христиански покрикивать… К их удивлению, мужья довольно легко уступают…
Каковы мусульмане в быту, я наблюдал недавно в двух шагах от своего дома. В Петербурге я живу в трех минутах ходьбы от знаменитой мечети. Эта петербургская мечеть — вторая в мире по размерам, после знаменитой мечети Омара в Иерусалиме. Возле нее в последнюю пятницу вижу толпу народа — судя по всему, свадьба.
Две машины… Движутся медленно-медленно, но одна из них явно въезжает в другую… Удар!
Из одной машины выходит пожилой седоватый человек. Из другой парень лет тридцати. Не выскакивают, как чертики из коробочки, как выскочили бы русские, стискивая кулаки. А именно что спокойно выходят. Оба одинаковым жестом воздевают руки к небу. И так же спокойно:
— Иншалла!
Что значит — «воля Аллаха».
Спокойные такие люди, рассудительные. Не стали орать, размахивая руками, не подрались. Принялись беседовать о чем-то, решать свои вопросы мирными средствами…
В этом есть свои приятные стороны. Ошалев от доходящего до предела индивидуализма современной цивилизации, от постоянной войнушки на бытовом уровне, от психологического, и не только, толкания и пихания, европеец умиленно смотрит на такие проявления жизни народов ислама.
Но есть ведь и оборотная сторона — отсутствие энергичного желания что-то менять, улучшать, совершенствовать.
— Почему ты не уберешь камни со своего поля? — спросили крестьянина из Палестины, местного араба.
— Аллах набросал эти камни, пускай он их и убирает.
В мусульманском мире глубоко уважают ученость: ученый познает созданный Аллахом мир и тем самым — самого Аллаха. Учиться — это почти молиться на молитвенном коврике. Учить других — это почти крик муэдзина.
И в христианском мире долгое время ученый был тем, кто познает мудрость божественных законов. До сих пор говорят о «книге леса» или о «книге природы». Но если есть книга — кто-то ведь ее написал? Для христиан очевидно — Господь Бог. Еще в XVII веке математик, биолог и геолог были теми, кто читает разные главы в книге божественной мудрости и через науки проникается величием горних законов.
Для мусульманина тоже очевидно имя Того, Кто написал «книгу природы»: в мусульманском мире думают, что Его зовут Аллах.
Но христиане научились отделять науку от религии. Наука для них давным-давно не способ показать красоту и мудрость Божьего мира, а укрепить материальные основы цивилизации.
Да и с самого начала христиане полагали: знание — сила. Знание может и должно работать на благо людей. Познали, как устроен мир? И отлично, и пусть теперь это знание поработает на человека. Пусть познание мира обернется ветряными и водяными мельницами, классными дорогами, научной медициной, горным делом, новыми светильниками и инструментами.
Именно в Европе, в западнохристианском мире, родились облегчающие жизнь машины — те же ветряные мельницы. Родился океанский корабль и необходимые для его движения в море навигационные инструменты, включая подзорную трубу. Здесь родились научная медицина, научная агрономия и научное лесоводство. А горные разработки перестали быть чудовищной работой пленников и приговоренных преступников, сделались тяжелым, но достойным и высокооплачиваемым трудом.
А в мире ислама вовсе не считали, что знание должно делать человека сильнее. Знание ценилось как нечто самодостаточное. Как молитва не должна давать человеку земных благ, так вот и знание.
В мире ислама ученые — это не преобразователи мира, не строители чего-то более приятного, удобного или полезного. Это умники, которых уважают, но которым изменять что-то в жизни никто не позволит… да они и сами не захотят.
Ханы Золотой Орды не успели стать мусульманами, как сделались покровителями наук и основателями медресе. Арабские путешественники отмечали, что в Булгарии много грамотных людей, пишущих на бересте, бумаге и пергаменте арабскими и армянскими буквами. В середине XVIII века И.И. Георги отмечал, что чуть ли не при каждой татарской деревушке есть «особливая молебная храмина и школа».[108] Он отмечал, что в крупных селах и городах есть даже «девичьи школы».
В начале XX века «среди народов, заселяющих восточную часть России, татары-магометане занимают первое место. Процент грамотных среди них очень велик даже по сравнению с русскими. Из какого бы класса ни происходил татарин, он непременно знает начатки вероучения, умеет читать и писать по-татарски».[109] Это слова из книги инспектора Казанского учебного округа Я.Д. Коблова с чудесным названием: «Мечты татар-магометан о национальной общеобразовательной школе».
В нашей реальности религиозно-трепетное отношение к книге, к знанию, к просвещению характерно только для русской интеллигенции. Московиты знаний не ценили, и порой религиозные деятели уговаривали духовных чад не учиться. Не тратить время на дело, которое не помогает спасать душу: ведь «от многая мудрости многая печали», да на много знающих еще и нападает грех гордыни….
В Западной Руси, в Великом княжестве Литовском и Русском, о просвещении заботиться приходилось: с католиками без умения спорить и приводить аргументы ни в какую полемику не вступишь. Но и там кучка образованных монахов вовсе не поддерживалась основной массой населения.
И в петербургский, имперский период нашей истории книжник, умник вовсе не был лицом, уважаемым основной массой крестьян и мещан.
Известен случай, когда Пугачев «бежал по берегу Волги. Тут он встретил астронома Ловица и спросил, что он за человек. Услыша, что Ловиц наблюдал течение светил небесных, он велел его повесить поближе к звездам. Адъюнкт Иноходцев, бывший тут же, успел убежать».[110]
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Несбывшаяся Россия"
Книги похожие на "Несбывшаяся Россия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Буровский - Несбывшаяся Россия"
Отзывы читателей о книге "Несбывшаяся Россия", комментарии и мнения людей о произведении.