Андрей Буровский - Несбывшаяся Россия

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Несбывшаяся Россия"
Описание и краткое содержание "Несбывшаяся Россия" читать бесплатно онлайн.
Языческая Русь. Иудейская Русь. Мусульманская Русь. Католическая Русь.
Думаете, это невозможно? Говорите, «история не знает сослагательного наклонения»? Считаете, что Россия немыслима без Православия? Откройте новую книгу Андрея Буровского — и вы усомнитесь в самых, казалось бы, общепринятых и привычных «истинах».
Россия вполне могла состояться как мусульманская страна. И как католическая. И как иудейская. А могла остаться языческой. (Другой вопрос — как дорого обошелся бы такой вывих исторической судьбы.) Ведь внутри русского мира испокон веку существовали самые разные альтернативные цивилизации, порой дополняя, а зачастую беспощадно воюя друг с другом. И нынешняя Россия — лишь один из возможных вариантов развития страны.
Сенсационные гипотезы и спорные истины, свежие идеи и парадоксальный, нетрадиционный, даже вызывающий взгляд на прошлое и будущее России — в новой книге популярного историка, прославившегося бестселлерами «Россия, которой не было» (в соавторстве с А. Бушковым) и «Евреи, которых не было».
Сегодня историческая память египтян, сирийцев и турок практически не включает христианского периода истории этих стран. А ведь он был очень велик и значителен! Египетские монахи играли исключительно большую роль в первых церковных соборах! Сирия была одним из центров, где протекали интенсивнейшие споры сторонников разных версий христианства, в монастырях и прямо на площадях городов доходило до драк. Уже во II–III веках Сирия стала христианской страной и оставалась ею даже долгое время после завоевания мусульманами. С 630-х годов правили Сирией мусульмане… Но еще в X веке христиане составляли половину ее населения.
Так вот: в современной Сирии памяти о христианской эпохе — почти никакой. То есть об этой эпохе все знают. Пишут книги историки, есть главы в учебниках и экспозиции в музеях. Но для народа эта эпоха мертва. Нет легенд и сказаний, нет живой памяти об этой эпохе. Ничто не шевелится в душе современного сирийца-мусульманина от рассказа про христианских монахов — монофизитов и несторианцев, ожесточенно бросавших друг в друга слова… А случалось, что камни и дубины.
Что поделать! Выбор веры — это выбор цивилизации. Сегодня сирийцы-мусульмане и предки-христиане для них чужаки. Так получается, и ничего тут не поделаешь.
Точно так же, только уже с исламом, получилось в Испании.
Испания с IV–V веков была христианской страной. Арабы-мусульмане завоевали ее в VII веке и до XV века владели большей частью Испании. Постепенно христиане отвоевали страну… Это так и называлось — реконкиста, то есть «отвоевание».
И что же? Современные испанцы знают о племенах иберов, о римском владычестве, о католических королях вестготов… Знают, конечно, о реконкисте. Но большая часть мусульманской истории представляет собой для них огромное белое пятно. Исламская часть истории Испании попросту выпала из исторической памяти народа, стала неактуальной — потому что фактически чужой.
Стань Россия мусульманской — и люди, может статься, не пропадут. Но предупреждаю: весь громадный период нашей христианской истории «благополучно» уходит в небытие. Забывается. Становится не важным для потомков.
Люди останутся — но навсегда умрет страна, которую мы называем Россией. И любим, при всех ее несовершенствах.
МУСУЛЬМАНСКАЯ РУСЬ В XVIII–XX ВЕКАХВ этой книге я не буду рассуждать на тему «Россия и не российский ислам». На эту тему можно написать отдельную большую книгу. И о том, что происходит с западной цивилизацией. И надо ли нам непременно разделять ее судьбу. И почему Россия в христианском мире остается чуть ли не единственным и последним островком здравомыслия и жизнеспособности. И о том, чего же именно и кому надо в мире ислама. И к кому может присоединиться Россия…
Избежит ли Россия глобального вызова ислама всей построенной христианами «цивилизации»? Конечно, нет. Угроз несколько, и со стороны терроризма — только одна из возможных.
Гораздо опаснее взрывов и пожаров перспектива постепенного вытеснения русских с рабочих мест, из престижных районов, накопление мусульманами квалификации, богатства и возможности влиять на принятие решений. Постепенное вытеснение христиан и русских из профессиональной, интеллектуальной и имущественной верхушки общества.
Приток мусульман в страну есть и будет — а значит, будет и эта опасность.
Россия лежит на перекрестке цивилизаций. Полем войны ислама и христианства ей быть… Но про войну цивилизаций — не здесь. Все это — позже, в какой-нибудь другой книге.
Сейчас мне важно показать отношения не России с исламом, который бушует за ее пределами. Этот ислам бьется в российские границы, как волны бушующего моря. Если даже мы не захотим иметь с ним дело — он будет иметь дело с нами.
Но и отношения с миром ислама будут зависеть от того, как мы договоримся с собственными, российскими мусульманами. От отношений с тем исламом, который составляет часть России. И все, что я говорил о не российском исламе, написано именно для того, чтобы развести эти понятия.
В XVIII–XX веках российский ислам был лоялен, был частью российской цивилизации, а мусульмане были россиянами. Можно назвать много имен мусульман, вписанных в историю Российской империи. В конце концов, и Борис Годунов наполовину татарин, и добрая треть старых дворянских фамилий: Урусовы, Юсуповы, Беклемишевы, Буторины, Касимовы, Ибрагимбековы, Мухтар-Заволжские… Все они вписали свои имена в нашу общую историю. Кто очень громко сказал о себе, как Юсуповы, кто еле слышно, как мелкие помещики Мухтар-Заволжские. Но все то — фамилии знатных россиян.
Особенно почему-то везло татарам с родовым именем Кара-Мурза. Еще в XVII веке Кара-Мурзы пошли на русскую службу и постепенно стали Карамзиными. Великий историк рубежа XVIII и XIX веков Николай Карамзин — их потомок.
В XX веке еще по крайней мере две семьи Кара-Мурз стали известными интеллектуалами, философами. Их часто путают, Алексея и Сергея Кара-Мурзу… А право же, совершенно напрасно, они очень разные люди.
В XXI веке не очень понятно, на каких основаниях жить вместе.
Разделиться?
Лозунг национального государства привлекает многих… Но не очень понятно, как можно осуществить его в Татарстане, со всех сторон окруженном русскими землями, без выхода к государственной границе. Да еще с половиной русского населения.
Так же, впрочем, непонятно, и как может стать национальным государством Россия… С ее многонациональным составом, в том числе с полчищами родных, новоприобретенных и совсем свежих, только что въехавших в страну мусульман.
Есть несколько идеологий, позволяющих довольно благополучно жить в одной стране… Это уже классическая государственническая идеология. Ты гражданин, и я гражданин. Страна одна, государство одно, оно не делает разницу между теми, кто ходит в церковь и ходит в мечеть.
Долгое время единство страны с разными народами и верами гарантировала марксистская идеология и основанный на ней социализм… Все мы были объявлены пролетариями, должны были объединяться, а за шаг в сторону — пять лет расстрела.
Теперь предлагают идеологию евразийства, согласно которой все народы Евразии независимо от веры имеют общий «стереотип поведения» и составляют одну цивилизацию.
Марксизм быстро показал свою полную несостоятельность. В утверждениях евразийцев множество «узких» мест, не подтвержденных фактами заявлений. Да и не разделяет его 90 % населения России, евразийство.
Может, вскоре появится новая и более убедительная идеология… Но пока что идея единого государства — самая приемлемая и надежная. На данный момент. Да и осмысленнее всего эта идея. Ничего про самих себя выдумывать не приходится…
В конечном счете все просто…
Или Россия будет поступать так же, как Франция и Италия. И постепенно сдаст мусульманам позицию за позицией, посадит их себе на шею и превратит в привилегированный класс внутри страны.
Или России хватит здравого смысла и уверенности в себе, чтобы не впадать в новый маразм. И тогда она останется государством, которому никто не сможет навязать чужую волю.
Или мы начнем шизофреническую войну с миром ислама под лозунгом: «Мы цивилизация, а вы нет!!!» Тогда мы ввязываемся в бессмысленную, заранее проигранную бойню.
Или мы не будем смешивать в одну кучу разные исламские страны, народы и учения. Мы сумеем видеть, кто есть кто среди мусульман. И тогда в самом мире ислама у нас найдется множество союзников.
Или мы будем считать всякого мусульманина исчадием ада — и тогда он закономерно станет нашим врагом.
Или нам хватит ума преследовать преступников за реальные преступления, но не карать невинных по принципу коллективной ответственности. И тогда друзей будет больше врагов, в том числе и среди мусульман.
Или мы сумеем наладить контакт с российскими мусульманами… И тогда у нас не будет надежнее союзника и агента.
Или наше правительство оттолкнет их. Поддержкой православного фундаментализма, упразднением национальных автономий, мелкими обидами… Неважно, чем. И тогда наше государство распадется. Оно ведь исторически сложилось как государство и христиан и мусульман. Если уйдут мусульмане, после их ухода останутся уже другое государство и общество.
Парадокс, но выиграть историческую тяжбу с миром ислама Россия может, только сохранив внутри себя часть исламской цивилизации: мусульманскую Русь. Сделать это — значит отстоять свои государственные и национальные интересы.
Часть IV
КАТОЛИЧЕСКАЯ РУСЬ
Церковь создана не Богом, а людьми. Если она не решает вопросов, важных для людей, в том числе не приводит их к Богу, — в чем смысл ее существования?
К.Л. ЛьюисГлава 1
КРЕЩЕНИЕ АДАЛЬБЕРТА: СЛУЧАЙНОСТЬ? ИЛИ ВЕРОЯТНОСТЬ?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Несбывшаяся Россия"
Книги похожие на "Несбывшаяся Россия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Буровский - Несбывшаяся Россия"
Отзывы читателей о книге "Несбывшаяся Россия", комментарии и мнения людей о произведении.