Андрей Буровский - Несбывшаяся Россия

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Несбывшаяся Россия"
Описание и краткое содержание "Несбывшаяся Россия" читать бесплатно онлайн.
Языческая Русь. Иудейская Русь. Мусульманская Русь. Католическая Русь.
Думаете, это невозможно? Говорите, «история не знает сослагательного наклонения»? Считаете, что Россия немыслима без Православия? Откройте новую книгу Андрея Буровского — и вы усомнитесь в самых, казалось бы, общепринятых и привычных «истинах».
Россия вполне могла состояться как мусульманская страна. И как католическая. И как иудейская. А могла остаться языческой. (Другой вопрос — как дорого обошелся бы такой вывих исторической судьбы.) Ведь внутри русского мира испокон веку существовали самые разные альтернативные цивилизации, порой дополняя, а зачастую беспощадно воюя друг с другом. И нынешняя Россия — лишь один из возможных вариантов развития страны.
Сенсационные гипотезы и спорные истины, свежие идеи и парадоксальный, нетрадиционный, даже вызывающий взгляд на прошлое и будущее России — в новой книге популярного историка, прославившегося бестселлерами «Россия, которой не было» (в соавторстве с А. Бушковым) и «Евреи, которых не было».
В мусульманских странах достаток мужчины направляется не на качество жизни самого мужчины и его детей, а на рост количества этих самых детей. Количество в ущерб качеству.
Как сказал Муамар Каддафи, «войну цивилизаций выиграла матка мусульманской женщины». Ну, насчет «выиграла» — это он еще поторопился… А в целом — довольно справедливо.
Итак, уже с XV века ручеек «лишних» людей потечет на черноземный, богатый и теплый юг Руси. Сразу становится много людей в степи и в лесостепи — больше, чем в нечерноземной Великороссии.
В нашей реальности Великороссия стала местом формирования славянского народа, который постепенно «собрал» Русь и завоевал черноземный юг.
В мусульманской виртуальности завоевывать юг не нужно. Уменьшается роль освоения нечерноземных областей и навозного удобрения. Его изобретают — в Булгаре же изобрели, и даже раньше, чем на Руси. Но значение этого изобретения значительно меньше, потому что сама роль Великороссии уменьшается.
И потому более вероятно, что столицей, собирающей постепенно всю Русь, станет не Москва, а останется Киев. Или поднимется какой-то южный город в степях или в лесостепях: Полтава, Орел, Курск. Может быть, даже Одесса — почему бы не основать ее не в XVIII, а в XV веке?
Такой город не будет похож на свой поздний аналог — сначала крепость, потом губернский городишко. Это станет громадный город на перекрестье торговых путей, центр богатой сельскохозяйственной округи. Скажем, на пути из бассейна Волги в бассейн Дона… Там, где сейчас проходит Волго-Донской канал… Где в нашей реальности располагалась хазарская крепость Саркел, построенная византийцами.
Впрочем, кандидатов на столицу всея мусульманской Руси несколько. А выглядеть они могли бы примерно так же, как Булгар или более поздняя Казань. Только гораздо больше и богаче.
На востоке — в Поволжье, на Урале, в Сибири — пояс родственных государств. Чем дальше на восток, тем они все более дикие, все более отсталые. Ну и что? Все равно родственные по религии и по национальному составу.
И в нашей реальности четверть населения Сибирского ханства хана Кучума составляли русские — беженцы из Московии, переселенцы с русского севера. В нашей виртуальности их могло бы быть ничуть не меньше. Вот завоевание Сибири маловероятно — потому что было бы никому и ни за чем не нужно. Переселяться в нее из Европейской Руси будут, причем переселенческое движение местные ханы будут скорее поддерживать. А ханы европейской части Руси вряд ли будут его останавливать. Но никакого завоевания и присоединения.
В XIV–XV веках Русь будет скорее всего конгломератом княжеств. Но в реальности это были княжества с разным политическим строем и с разным отношением к Европе. Мусульманские княжества тоже имеют разный экономический и людской потенциал… Но все они принадлежат к одной цивилизации, исповедуют одну веру. Их правительствам нечего доказывать друг другу. Кроме того, конечно, кто из них имеет право объединить и собрать всех остальных…
Вполне реально представить себе, что уже в XIV веке мусульманская Русь движется на Дунай. Собирает славянские земли, заодно мусульманизирует их. Войны с Византией? Восточная Римская империя к тому времени проигрывает войну за войной. Навалившись с двух сторон, единоверные Русь и Турция к XV веку прочно овладевают Балканами. И что тогда? Понятное дело! Русь вместе с Турцией навалится на западных соседей — на Австрию, Венгрию и Польшу. Надо же принести им свет истинной веры!
Проблема в том, что мусульманская Русь ведь ничем не лучше любой другой мусульманской страны. Пассивные люди, считающие самих себя безвольными мячиками в руках Аллаха… Такие русские в войнах с европейцами будут вести себя так же, как в XVIII веке турки вели себя в войнах с русскими… Огромные контингенты войск, которые громят маленькие, активные армии христианских государств.
Очень быстро встанет вопрос о необходимости или принимать ренегатов, да побольше, или о необходимости проводить реформы. А скорее — делать и то, и другое.
ЧЕГО НЕ БУДЕТ?Если не будет противостояния христиан и мусульман, не будет страшной опасности заселения Дикого Поля — не будет и знакомого нам казачества. Тем более — степи-то распахивают. Негде и некому скакать по дикой степи, угонять табуны у ногаев, вести войны с татарами и турками. Негде, некому и незачем.
Но не будет не только казачества… Не будет и европеизированного русского дворянства. История России в нашей реальности сложилась так, что появился общественный слой, а потом и самый настоящий субэтнос русских европейцев. Сначала это дворянство, потом дворяне и плюс «разночинцы», дворяне по фактическому положению. К концу XIX века это уже многочисленный «почти народ», включающий полтора или два миллиона человек.
Этот слой прочно сидел на шее основной массы русского народа и считал себя вправе мордовать «вонючих мужиков» как угодно. Но все основные культурные ценности создавались именно русскими европейцами. И поэзия первой половины XIX века, и литература, наука, философия русского космизма, путешествия, открытия второй половины XIX века. И культурный расцвет Серебряного века — все это работа русских европейцев, культуроносного, культуросозидаюшего слоя.
А возникли русские европейцы исключительно потому, что после Петра I сложилась простая и ясная схема: Россия — страна изначально европейская. Злые «татары» оторвали Русь от Европы. За время татарского ига Русь, по словам графа А.К. Толстого, «наглоталась татарщины всласть», и это ее очень испортило. Россия не виновата — это все помешали татары. Но теперь, после ужасов ига, Руси, отставшей от Европы на двести-триста лет, нужно «вернуться в европейский дом» и сделаться опять частью Европы.
В общем, Горбачев с его идеей «европейского дома» отдыхает. Русские европейцы — это те, кто получил образование хотя бы в объеме гимназии, знает языки, читает Пушкина и Толстого, имеет городскую профессию. Постепенно выработалась довольно уродливая, но «все объясняющая» идеология. Мол, образованные люди — это нечто отдельное от русского народа, интеллигенция. Ее миссия — просвещение народа, его развитие, подъем народных масс до своего уровня (если они способны, конечно). Интеллигенция должна вести за собой народ — поколачивая, если не слушается.
Можно как угодно относиться к этой идеологии и к самой интеллигенции, да вот беда! Все, что мы называем русской культурой XIX и XX веков, создано именно интеллигенцией. От стихов Гумилева до Светлова, от раскопок Артамонова до первого искусственного спутника Земли.
Огорчительно думать, что всего этого не будет никогда.
То есть резкие рывки, вызванные необходимостью в реформах, более чем вероятны. В Турции их проводили и в XVIII веке, так называемые реформы Танзимата. И в XX веке, когда в 1920-е годы на страну обрушились крайне радикальные реформы Кемаля-паши — «отца турок», Ататюрка. При Ататюрке запрещено было носить мужчинам феску, женщинам — паранджу. За нарушение, случалось, и расстреливали. При Петре запрещалось носить бороды и кафтаны «старомосковского» покроя… Но все же не вешали за нарушение петровского указа.
Так что рывки и радикальные изменения в мусульманской Руси вполне возможны. Возможно и превращение мусульманской Руси в государство вполне цивилизованное — по типу Турции или Персии. Вот дворянства — не будет…
Дело в том, что мусульманский мир не знает жесткого сословного деления. То есть всегда и в любом патриархальном обществе есть группы людей, которые различаются правами и обязанностями, — сословия. Вопрос — насколько проницаемы между ними границы?
В христианском мире всегда были сословия замкнутые, изолированные… Почти как индусские касты. И в сословие дворян старой Европы, и, скажем, в «дети боярские» на Руси попасть было трудно, почти невозможно. Путь из низшего сословия в высшее занимал обычно три поколения. Скажем, дед, посадский человек, начинал богатеть. Отец служил боярину, опираясь на отцовское богатство. Внук становился полноправным членом феодального сословия.
А у мусульман во все времена всегда была возможность человеку изменить свое частное положение. Сделать карьеру и возвыситься мог практически всякий — хоть бывший раб. В числе визирей и полководцев турецких султанов есть и бывшие чернокожие рабы, и бывшие мусорщики. Они вытащили у судьбы счастливый билетик, и никому не пришло в голову, что они не имеют на него права.
Ученые называют такие возможности «вертикальной стратификацией». Вот ее было бы на Руси много больше, утвердись у нас ислам при Владимире… Простите, уже не при Владимире! Уже при султане Махмуде, сыне Святослава…
Такая Русь, таящая множество возможностей… По сути дела, для всех она даже как-то более человечна, более привлекательна, чем Россия XVIII–XIX веков с ее жуткими формами крепостного права. Мусульманская Россия знала бы не менее чудовищные формы бесправия, жестокости и садизма, чем православная. Но не было бы в ней устрашающе бесправных людей, которые и должны оставаться бесправными по закону, которым и судьба всегда быть живым говорящим инвентарем имения своего барина.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Несбывшаяся Россия"
Книги похожие на "Несбывшаяся Россия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Буровский - Несбывшаяся Россия"
Отзывы читателей о книге "Несбывшаяся Россия", комментарии и мнения людей о произведении.