» » » » Степан Козловский - История и старина: мировосприятие, социальная практика, мотивация действующих лиц


Авторские права

Степан Козловский - История и старина: мировосприятие, социальная практика, мотивация действующих лиц

Здесь можно скачать бесплатно "Степан Козловский - История и старина: мировосприятие, социальная практика, мотивация действующих лиц" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История и старина: мировосприятие, социальная практика, мотивация действующих лиц
Издательство:
ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА
Год:
2009
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История и старина: мировосприятие, социальная практика, мотивация действующих лиц"

Описание и краткое содержание "История и старина: мировосприятие, социальная практика, мотивация действующих лиц" читать бесплатно онлайн.



В монографии исследуется восточнославянский эпос. Основные проблемы исследования: возможности былин как научного источника, потенциально возможные пути совершенствования методологии исторического изучения эпических материалов, сравнительный анализ отражения социальной практики Древней Руси в былинах и письменных источниках, социальная эволюция образа эпического героя.

Книга адресована специалистам по истории Древней Руси, а также преподавателям, студентам и аспирантам, интересующимся проблемами изучения былин как научного источника.






815

Пропп В. Я., Путилов Б. Н. Былины. — М.: 1958. — С. 157.

816

См. также: Древнерусское государство и его международное значение. — М.: 1965. — С. 389. Арабские авторы отмечали, что славяне «считают своей обязанностью по религии служение царю».

817

См. также: Песни, собранные Рыбниковым П. Н. — С. 146.: «Ай же ты крестовый мой батюшка, Владимир — князь стольно-киевский» — в сюжете об Иване Годиновиче, которого соперник (Кощей) в ряде вариантов называет «поляницей».

818

Пропп В. Я., Путилов Б. Н. Былины Т. 1. — М.: 1958. — С. 142.:

Они были братьица крестовые,
У них крестами побраталось;
Кладена была заповедь великая,
Подписи были подписаны, —
Слухать большему брату меньшего,
А меньшему брату большего…
А дружка за дружку обем стоять…
Тут Илюша испроговорит:
«Ай же братец крестовый названый…
Кабы не ты, никого бы не послухал,…
А нельзя закон переступить».

819

Общество, создавшее былины, судя по всему, учитывало возможность применения обычая «кровной мести» — сравните: «дружка за дружку обем стоять», «крестовый брат паче родного» и т. п. Оторванный от семьи богатырь лишался защиты своих кровных родственников и переходил первоначально под защиту князя, и, соответственно, «названных» (крестовых) братьев.

820

Григорьев А. Д. Архангельские былины и исторические песни. Т. 3. — СПб.: 2002. — № 341. — С. 180.:

Я служил у короля веть ляховинского,
Я служил у короля равно двенаццэть лет.

821

Былины и исторические песни из Южной Сибири. Записи С. И. Гуляева. — Новосибирск: Новосибгиз, 1939. — С. 120–121.

822

Былины и исторические песни из Южной Сибири. Записи С. И. Гуляева. — Новосибирск: Новосибгиз, 1939. — С. 97.

823

Пропп В. Я., Путилов Б. Н. Былины. Т. 1. — С. 9.

824

Добрыня Никитич и Алеша Попович. — М.: Наука, 1974. сюжет «Добрыня и Маринка». — С. 155.

825

Пропп В. Я., Путилов Б. Н. Былины. Т. 2. — С. 245. (Кенозеро)

826

Пропп В. Я., Путилов Б. Н. Былины. Т. 1. — С. 249–250. (Мезень)

827

Это можно сравнить со сведениями Ибн-Фадлана о Русах в его «Путешествии на Волгу».

828

См. также: Лещенко В. Ю. Русская семья (XI–XIX вв.). — СПб: 2004. — С. 45.

829

Добрыня Никитич и Алеша Попович. — М.: Наука, 1974. сюжет «Алеша Попович и Сестра Петровичей-Сбродовичей» С. 220; Вариант: С. 222.

830

Там же: С. 209.

831

Добрыня Никитич и Алеша Попович. — М.: Наука, 1974. сюжет «Алеша Попович и Сестра Петровичей-Сбродовичей» — С. 209:

Тогда вывезите меня да середи торгу,
Середи торгу да середи ярманги.

832

Пропп В. Я., Путилов Б. Н. Т. 2. в сюжете: «Чурила и Катерина». — С. 260:

— Женю я тебя, княгиня, на другом женихе,
На другом женихе — вострой сабельке.

833

Добрыня Никитич и Алеша Попович. — М.: Наука, 1974. сюжет «Про Алешу Поповича». — С. 207.:

Отвечает Алеша Попович млад:
«Ах ты гой еси, матушка княгиня Апраксеевна!
Чуть не назвал я тебя сукою,
Сукою-ту — волочайкаю».
То старина, то деяние.

834

Пропп В. Я., Путилов Б. Н. Т. 2. в сюжете: «Чурила и князь». — С. 246.

835

Пропп В. Я., Путилов Б. Н. Т. 2. в сюжете: «Чурила и князь». — С. 246.

836

Песни собранные П. В. Киреевским. Вып. 4. — М.: 1862. — С. 47.

837

Песни собранные П. В. Киреевским. Вып. 4. — М.: 1862. — С. 48.

838

Юдин Ю. И. Типы Героев в русских героических былинах. С. 34–45. // Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. XIV.

839

Песни, собранные Рыбниковым П. Н. С. 196.:

И говорит Идолище таковы слова:
«Как по платьицу — старчище Пилигримище,
А по походочке быть старому казаку Илью Муромцу».

840

В ПВЛ есть пример аналогичного восприятия: «И убояшася греци, и ръша: «Нъсть се Олегъ, но Святый Дмитрей, послан на ны от Бога». Древнерусская литература. — М.: Флинта, 2000. — С. 11.

841

Песни, собранные Рыбниковым П. Н. С. 405.

842

Былины и песни Южной Сибири. Из собрания С. И. Гуляева. — Новосибирск: 1939., — № 40.

843

Эпическое общество в наибольшей мере представлено былинами в изображении типического места т. н. «почестного пира».

844

Социальная динамика в данном случае подразумевает прогресс образа героя, социальные изменения, непосредственно зависящие от воли самого героя.

845

Пропп В. Я., Путилов Б. Н. Былины. — Т. 2. — С. 136–137.

846

Пропп В. Я., Путилов Б. Н. Былины. — Т. 2. — С. 148.

847

По всей видимости, наличие «паробков любимых» обусловлено наличием тяжелого защитного вооружения, и, как следствие, необходимостью присутствия оруженосцев, но напрямую в тексте былин оно не указано. Более того, отсутствуют любые упоминания щитов, а о том, что есть броня, можно понять только исходя из изображения поединка — он заканчивается рукопашной схваткой, в конце которой богатырь садится на «белы груди» противнику и вынимает нож — то есть, скорее всего, чтобы убить, надо сначала расстегнуть доспех. Однако, судя по сюжету «Дунай», либо «Добрыня и Василий Казимирович», паробок богатырям нужен не для того чтобы помогать надевать доспех и т. д., а в основном для представительских функций — плети принимать, плети подавать и т. п. Таким образом, наличие паробка не имеет функциональной обусловленности с точки зрения военного дела, но подчеркивает статус богатыря как свободного человека. Его свобода подчеркивается наличием несвободного слуги — паробка. Можно вести речь о том, что слуга — «паробок» первоначально являлся в социальной практике некой заменой сына, являвшегося символом полноправности отца.

Исходя из этого, можно выделить «моду» на паробков, характерную для всей социальной практики в целом. Свобода относительна. Она возможна только в том случае, если есть ее противоположность — рабство. Командовать и повелевать можно только при условии, что есть подчиненные и подданные. Если они отсутствуют, то статус личности становится спорным: Дюк, приехавший без слуг, попал под подозрение в том, что он не тот, за кого себя выдает — то есть, не боярский сын, а «холопина боярская», а Соловей Будимирович, продемонстрировав слуг, напротив, сразу снискал к себе уважение.

848

В данном случае возможно отражение культурного влияния Византии на русскую знать.

849

См. также: Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. С. 203. типичные размышления поляницы:

Ежели богатырь он старый,
Я богатырю голову срублю,
А ежели богатырь он младый,
Я богатыря в полон возьму;
А ежели богатырь мне в любовь придет,
Я теперь за богатыря замуж пойду.

(Или женюсь — соответственно, поскольку «поляницей» может быть как женщина, так и мужчина).

850

В данной связи источники единодушны — У Адама Бременского:

«И многое еще в законах и обычаях данов противно благу и справедливости. Мне кажется полезным ничего не упоминать из этого, разве только скажу о том, что они сразу же продают тех женщин, которые оказываются обесчещенными».

Данов здесь можно поставить в один ряд со славянами, поскольку их упоминают в районе Киева отдельно, как особую и многочисленную группу — У Титмара Мерзебургского:

«В том большом городе, который является столицей этого королевства, имеется 400 церквей, 8 ярмарок, а людей — неведомое количество; они, как и вся та провинция, состоят из сильных, беглых рабов, отовсюду прибывших сюда, и, особенно, из быстрых данов».

Более ясной картина становится при обращении к сведениям арабских авторов — Ал-Бекри:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История и старина: мировосприятие, социальная практика, мотивация действующих лиц"

Книги похожие на "История и старина: мировосприятие, социальная практика, мотивация действующих лиц" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Степан Козловский

Степан Козловский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Степан Козловский - История и старина: мировосприятие, социальная практика, мотивация действующих лиц"

Отзывы читателей о книге "История и старина: мировосприятие, социальная практика, мотивация действующих лиц", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.