Николай Лесков - Том 7

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Том 7"
Описание и краткое содержание "Том 7" читать бесплатно онлайн.
Великий русский писатель Н. С. Лесков стремился в своем творчестве постигнуть жизнь разных классов, социальных групп, сословий России, создать многокрасочный, сложный, во многом еще не изученный образ всей страны в один из самых трудных периодов ее существования.
В седьмой том вошли произведения: "Белый орел", "Левша", "Леон дворецкий сын", "Штопальщик", "Путешествие с нигилистом" и тд.
400
…«дневник Виктора Аскоченского». — Аскоченский, Виктор Ипатьевич (1813–1879) — самый яростный и безудержный реакционер в русской журналистике 60-х годов. Получив степень магистра богословия, в 40-х годах был адъюнкт-профессором Киевской духовной академии, затем служил чиновником в Киеве и Каменец-Подольске. В 1851 году вынужден был из-за постыдного поведения выйти в отставку. В годы с 1858 по 1877 издавал в Петербурге журнал «Домашняя беседа», над ханжеским мракобесием которого постоянно издевались публицисты и сатирики 60-х годов. Смолоду Аскоченский был и поэтом: в 1846 году он выпустил в Киеве сборник своих стихотворений. «Дневник В. И. Аскоченского» печатался в «Историческом вестнике», 1882, №№ 1–9.
401
Янович, Алексей Онисимович (1831–1870) — ботаник. В 60-е годы преподавал в Казанском, а затем в Новороссийском (Одесском) университете.
402
…с массою наглагольных рифм. — Применение рифмующих слов с одинаковыми глагольными окончаниями считается слишком легко достижимым и маловыразительным приемом рифмовки.
403
…дневник этот, который я прочел весь в подлиннике…— Лесков принимал участие в редакционной работе «Исторического вестника». Дневник Аскоченского напечатан в «Историческом вестнике» не полностью, а в извлечениях, сделанных Ф. И. Булгаковым, и частью в его изложении.
404
…доживал свой маститый век Подолинский…— Подолинский, Андрей Иванович (1806–1886), поэт, пользовавшийся известностью в 20-30-е годы, отнюдь не доживал еще своего века в 50-е годы, но уже с начала 40-х годов не печатался.
405
Девица, подражая польской импровизаторше Деотыме, написала много маленьких и очень плохих стихотворений, которые были ею изданы в одной книжечке под заглавием: «Чувства патриотки». Склад издания находился в «аптеке для души», то есть в подольской библиотеке Павла Петровича Должикова. — Деотыма (Deotyma) — псевдоним польской поэтессы Ядвиги Лущевской (1834–1908), славившейся даром импровизации. Не названную здесь фамилию киевской поэтессы Лесков раскрыл в бесподписной заметке «Кто выгнал на улицу Гоголя» («Петербургская газета», 1887, № 74, стр. 2): «Со слов «Киевлянина» все газеты теперь рассказывают, как в Киеве один содержатель библиотеки г. Д. прогнал Гоголя, который зашел в эту библиотеку, чтобы приютиться от проливного дождя… В то время… в городе этом была всего только одна библиотека. Она помещалась на Подоле и принадлежала отставному капитану и в своем роде поэту Павлу Петровичу Должикову, человеку с образованием, но изрядному чудаку, которому удалось прослыть за оригинала и остроумца — в каковом звании он немножко стал забываться и не церемониться. Библиотека Должикова также называлась «Кабинет муз» и «Аптека для души». Оба эти названия значились на особых вывесках, утвержденных внутри помещения над полками на самом видном месте. Павел Петрович Должиков прослыл за шутника и прибаутчика и долго позволял себе шутки, не всегда удобные и не для всех приятные… Так, например, в Киеве была поэтесса, больная д<еви>ца Сантимер, которая раз издала книжечку своих стихотворений под заглавием «Чувства патриотки». Стихи были очень плоховаты, но автор их — существо нежное и самое безобидное. П. П. Должиков имел эти стихи на комиссию и предлагал их каждому своему посетителю, говоря:
Вместо сыру и водки
Вот «чувства патриотки».
Фамилия поэтессы, заглавие и время выхода книги указаны Лесковым неточно. Елизавета Сентимер до 1853 года (времени окончания постройки Цепного моста в Киеве) издала брошюры
«Стихотворения девицы Е. С…» (Киев, 1850) и «Поэмы и мелкие стихотворения девицы Е. С…….» (Киев, 1851; изд. 2-е, доп., — Киев, 1852). Брошюра «Голос патриотки. Стихотворения девицы Е. С…….» выпущена позже, в 1854 году; она состоит из трех стихотворений, посвященных различным эпизодам Крымской войны. Рецензент «Москвитянина» (1854, т. IV, отд. IV, стр. 176), чтобы деликатно обозначить крайнюю слабость стихов, дважды называет их «импровизациями».
406
…Альфред фон Юнг что-то пустил с своего Олимпа…— Фамилия поэта написана Лесковым неправильно. Фон Юнк, Альфред Августович (ум. в 1870 г.) — автор комедий и водевилей, редактор-издатель первой киевской газеты «Киевский телеграф» (выходила в 1859–1876 годах).
407
Цензор Лазов. — А. А. Лазов — секретарь Киевского цензурного комитета.
408
…с черниговскою стороною Днепра. — По Днепру проходила граница Киевской и Черниговской губерний.
409
…с цивическим элементом…— с гражданским населением.
410
…«аршинников, хамов и штафирок» — то есть купцов, мещан и чиновников (или вообще «штатских»).
411
Слимак (укр.) — послушник.
412
Из Чревоматернего, то есть из чрева матернего — из материнской утробы.
413
Строфокамил — страус.
414
…из которых потом, однако, выходили «севастопольские герои» и не менее знаменитые и воспрославленные «крымскиеворы» и «полковые морельщики». — О хищениях интендантов во время Крымской войны см. в рассказе Лескова «Бесстыдник» (наст. изд., т. 6).
415
Кинь-Грусть — местность на окраине Киева.
416
…в доме Я. И. Пе-на — видимо, Я. И. Пенкина, председателя Киевской казенной палаты с 1837 по 1853 год. См. о нем в рассказе Лескова «Владычный суд» (наст. изд., т. 6, стр. 131).
417
Друкарт, Андрей Иванович — в первой половине 50-х годов младший чиновник особых поручений при киевском гражданском губернаторе. О нем см. в рассказе «Владычный суд» (наст. изд., т. 6).
418
Милитеры — (франц. les militaires) — военные.
419
…в самом Петербурге рвали снизу до верха шинели несчастных «штафирок». — Такой случай описан Лесковым в рассказе «Русский демократ в Польше» (Полное собр. соч. Лескова, изд. 3-е, т. III, СПб., 1902, стр. 160).
420
Вельми — весьма.
421
…в синей широкой суконной чуйке, сшитой совсем как старинный охабень. — Чуйка — длинный кафтан. Охабень — боярская верхняя одежда.
422
Холява — голенище.
423
Рожон — кол.
424
Он был в бутылочном азямчике с тремя христианскими сборами на кострецах и в суконном шлычке без козырька. — Бутылочный цвет — темно-зеленый. Азям — крестьянская верхняя долгополая одежда. Христианские сборы — сборки одежды по фасону, принятому у старообрядцев. Кострец — нижняя часть крестца. Шлычок-шапчонка, колпак.
425
Заказник — приказчик, управитель.
426
Наст — твердая кора на поверхности снега, образующаяся после оттепели.
427
…не Лаокоон, не Улисс и не Вейнемейнен…— Лаокоон — один из героев «Энеиды» Вергилия, жрец и прорицатель Аполлона в Трое; имя Лаокоона особенно известно благодаря знаменитой античной скульптурной группе, изображающей гибель его и двух его сыновей. Вместе с ними он был задушен змеями, посланными Афиной-Палладой. Улисс — Одиссей, герой «Одиссеи» Гомера. Вейнемейнен — герой карело-финского эпоса «Калевала».
428
…на известную картину, изображающую урок стрельбы из орудия, даваемый Петру Лефортом. — Среди известных русских картин такой нет.
429
Задуха — духота.
430
«Рабский азямчик». — «Рабский» — то есть такой, какой положено носить подлинному «рабу божию» — правоверному старообрядцу. Азям — см. выше, прим. к стр. 187.
431
…на тщо — натощак.
432
…говейно — воздерживаясь от пищи.
433
…устнами — устами.
434
…будто черный Фаустов пудель. — В «Фаусте» Мефистофель появляется сперва в виде черного пуделя (сцена «За городскими воротами»).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Том 7"
Книги похожие на "Том 7" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Лесков - Том 7"
Отзывы читателей о книге "Том 7", комментарии и мнения людей о произведении.