Александр Морозов - Танки и люди. Дневник главного конструктора
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Описание и краткое содержание "Танки и люди. Дневник главного конструктора" читать бесплатно онлайн.
Исследование и подготовка рукописи: Чернышев В.Л
Чернышев: Предложение написать книгу поступило в июле 2001 года и, на первых порах, было воспринято несерьезно. Мне не довелось работать с А.А. Морозовым, а несколько встреч в коридорах КБ не давали повода для этого. Спустя несколько дней, меня представили Ирине Александровне Морозовой, внучке А.А. Морозова, которая предложила воспользоваться личным архивом Главного конструктора. Должность Главного конструктора и накопленный опыт работы в тяжелые военные и послевоенные годы выработали необходимость фиксирования всех происходящих событий, какими бы они мелкими и незначительными, на данный момент, не казались. Пятнадцать общих тетрадей и ежедневников, исписанных мелким подчерком, подробно, день за днем, а порой, с точностью до минут, охватывали период жизни Главного конструктора с 1944 по 1979 годы. К этим записям никто, кроме А.А. Морозова, доступа не имел и они всегда находились у него под руками: выступления и обсуждение текущих вопросов на всех уровнях от партийных собраний КБ, до Коллегий Министерства оборонной промышленности и военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР, личные встречи с высшим политическим и военным руководством страны, содержание и номера министерских приказов, результаты испытаний опытных образцов танков и планы на будущее… Читая эти материалы, я увидел происходящие события 60-летней давности глазами самого Главного конструктора. Предлагаю Вам, уважаемый Читатель, взяв эту книгу в руки, пройти долгий, сложный, а порой и трагичный путь развития отечественного танкостроения в лицах, фактах и документах.
Чернов:
– После учений снято 36 двигателей. Разобрали 20: пылевой износ – 11, поршневая группа – 6, разрушение накладки поршня – 1, разрушение поршня – 1, вода в масле – 2, разрушение коленвала – 1. На марше учений «Днепр» вышло из строя 23 двигателя. Сейчас 9 разобрано: поршневая группа – 4, разрушение накладки – 1, разрушение корпуса поршня – 1, вода в масле – 3.
Струнге:
– На пыли двигатель работать не будет. Сейчас достигнута очистка 0,999, для 5ТДФ этого мало. Надо делать в/о двухступенчатым. Надо установить два маслосбрасывающих кольца.
14.11.67.
Совещание в КБ-60 «Результаты исследования в/о у Старовойтова и в цехе 190».Присутствовали: Крицын, Старовойтов, Волгушев, Иванча, Поликарпов ВП. Основной доклад делал Старовойтов.
(Комментарии А.А. для себя. В.Ч.) Честно, жалко расставаться с наружной сеткой. Я за сетку, а не за «канитель».
15.11.67.
Совещание у Соича. Тема: «О решении МО и МОП по изд. Т-64». Итог докладов Голинца и Пугачева – Никаких аварийных вопросов по кольцам нет.
(Комментариии А.А. для себя. В.Ч.) Нельзя равняться на ВП. За танк отвечаем мы, а не ВП. Трудно доказывать свою правоту без испытаний. На сегодня мы можем гарантировать степень очистки воздуха 0,999, а не работу двигателя.
16.11.67.
Посещение завода Изотовым Сергеем Петровичем. Беседовали о работе по ГТД для Т-64. Его адрес г. Ленинград, завод имени Климова В.Я., Кантемировская ул. 13, ВЧ 3–71–27–23.
21.11.67.
Совещание у директора. Тема: «О модернизации изделий, выпущенных в 1964–1965 гг.». Присутствовали: Полубояров, Рябов, Крицын, Волгушев, Кучеренко, генерал Козин, Шаболин и его люди, Кременский С.И.
Козин:
– На заводе 115 для ремонта выстроен новый корпус. Работать там должен «Завод им. Малышева».
Лычагин:
– Надо полностью ремонтировать и модернизировать корпус танка на 115 заводе и готовый передавать «Заводу им. Малышева».
Шаболин отказывается ремонтировать корпус и считает, что это должен делать «Завод им. Малышева».
Крицын:
– Ремонт танка выполняет завод 115. Модернизацию танка Т-64 осуществляет «Завод им. Малышева».
(Комментарии А.А. для себя. В.Ч.). В программе завода 115 на 1968 г. должно быть записано: ремонт и модернизация машин 1966–67 гг. выпуска. Завод 115 прибедняется – тракторы и автомобили не ремонтируют на основном заводе.
На «Заводе им. Малышева» нет опыта ремонта. Ремонт и модернизация одновременно выполняется на 115 заводе, а «Завод им. Малышева» помогает. Технические условия на ремонт надо создавать и корректировать. Полубояров предлагает создать комиссию для проработки предложений по этому вопросу.
21.11.67.
Совещание у директора Соича. Тема: «О повышении ресурса двигателя и улучшении работы в/о». Докладчик Голинец – изложил мероприятия по устранению выявленных недостатков при испытании 10 изд. в БВО и учениях «Днепр». «Я уверен в своих кольцах».
Возможные причины расхода масла:
1. Результат пропуска газов в картер и возвращение масла через нагнетатель в цилиндр, где сгорает в распыленном виде.
2. Выброс с выхлопом.
3. Выброс с эжекцией.
4. Течи двигателя.
Объем масла в маслобаке надо увеличить с 55 до 85 литров. Запас удвоили с 25 до 50 литров.
Рябов:
– На «434» надо искать лучшее решение. Все надо стараться убрать вовнутрь. Нас беспокоит вопрос вооружения: стабилизатор работает как двигатель (еще не отработал гарантийного срока). Кончать с очисткой снарядов. Надо ударный спуск пустить в параллель с гальваноспуском. МЗ работает ненадежно. Работоспособность двигателя нерешена даже на 150–170 часов.
Полубояров:
– Старовойтов два года доказывал о положительных качествах в/о. Сдвиг теперь произошел, хотя сильно пострадали завод и армия. Теперь он, наконец, изменил свои позиции. Теперь дело пойдет быстрее. Морозов заговорил «полным голосом» и начал «нажимать» на мотористов. Хорошо, что найдено решение по в/о и завод найдет силы его быстро реализовать. Двигатель пока невысоко котируется. Зверев дал задание Тагилу о проработке машины с В-45. Эту работу они крепко «ухватили». Вам, харьковчанам, надо решать вопросы с 5ТДФ с учетом этого решения Министра. Решайте быстрее, это ваш престиж. Мотор ваш перспективный и он нам нравится. Боритесь за него. Морозов ближе к завершению работ и дальше от него стоит Голинец. Надо поднять у него темпы. Давайте торопиться и делать качественный мотор. Вы основной наш завод и КБ. Танка в целом у нас еще нет.
Соич:
– Все недостатки по 10 изделиям на заводе проработали и приобрели новые качества (ходовая часть, в/о, ресурс машины и пр.). Тяжелая наша работа может отбить всякую охоту заниматься новой техникой. Машина крепко улучшилась и непонятно почему сейчас машины ВП не принимает. Поломанные двигатели – это промах завода, института и КБ и нам еще долго придется за это расплачиваться. Недоработан у нас двигатель и в/о его не спасает. Надо поднять работоспособность поршневой группы, расширить фронт работ. Надо перебраться за грань 300 моточасов. Декабрьские машины надо еще раз испытать в условиях войсковой эксплуатации. Очень хочется проверить в/о и двигатель. Это надо сделать на 3 машинах. Желательно завтра обсудить это с Рябовым и Волгушевым. Сроки по в/о (восстановление в войсках) меня волнуют. Они очень жесткие, до конца года мы не успеем. Просим сдвинуть с мертвой точки работу завода и начать отгружать машины с завода.
Крицын:
– Я много ворчал в адрес обоих КБ и вы можете в Москве это сейчас по результатам осветить объективно. Работали дружно с ВП, производством и др. Сейчас можно и похвалить – машина всегда будет улучшаться. Ходовая часть ранее плохо работала, а теперь мы имеем ресурс 6000 км.
Полубояров согласен отдать одну машину «434» Карцеву. Карцев «ухватился» за работу по В-45 и своему МЗ.
22.11.67.
Москва. Положение ухудшается. Сначала у Зверева, с участием Павловского, Полубоярова, Радус-Зеньковича, Рябова, а затем у Кучеренко и в ЦК (оборонный отдел) у Гаширева. Договоренности не достигнуто. Отправку останавливают. Платят только 80%. Главный вопрос – двигатель и воздухоочиститель. Готовят все проекты решения. Разногласия: сетки, 4-я серия двигателя, ввод изменен с 1-го января (11 серия) и другие вопросы по решению. Надо строго следить за решением, форсировать фторочистку в/о (срок окончания наших работ 25.02.68), провести испытания в/о в марте в Теджене.
Радус-Зенькович отдает предпочтение в/о с кассетой.
24.11.67.
Совещание у меня с участием Крицына, Старовойтова, Пинчука, Макарычевой, Шапиро и др. «О переделке «Сирени» для обхода системой кожуха над в/о». Морозов:
– «Честь мундира» и «Ежика» оставить в стороне. Главное – дело и его результат!
01.12.67.
Москва. Совещание у Кременского С.И. Присутствовали Сирик Петр Данилович, Крицын, Кучеренко, Макаренко, Иванча, Волушев, Лычагин, Голинец, Соловьев. Тема: «О работе в/о и улучшение степени его очистки». Докладывал я, затем Крицын. Наши предложения – сейчас ввести сетки уплотнения в/о, а в мае – июне 1968 г. сделать новые капитальные мероприятия по дальнейшему улучшению в/о.
Соловьев:
– Сетки ставить нужно. Это проверено на БМП.
Кременский:
– Надо все доказывать испытаниями, тогда поверим Вам. Дайте акт таких испытаний. Пусть это проверят Кубинка и ВП, а пока я доложу Командующему Сухопутных войск обо всем, что мы говорили. Доложу и о наших противоречивых мнениях. Пусть Ваш Министр входит в контакт с Министром обороны. Маршал приказал: вести приемку в соответствии с Решением. Отгрузку вести после доклада завода по в/о. Докладывать с Ваших слов, на веру – Министру я не могу и не буду. Я совершу государственное преступление. Приемку будем вести, а отправку – задерживаем. Что касается улучшения дальнейшей очистки в/о, то это находится за рамками этого «решения».
01.12.67.
Совещание у Министра. Присутствовали: Крицын, Кучеренко, Лычагин и я. Министр предлагает обратиться мне непосредственно к Министру т. Гречко, но после проведения испытаний в/о с сетками на машине. Зверев с вариантом сеток полностью согласен. С 6 по 10 декабря проведены ходовые испытания нескольких танков:
1. № 24 с сеткой над АК-150 и в/о с серийным щитком, прошла 1000 км, загрязнение в/о через 200 км.
2. № 3 установлен дополнительный щиток с жалюзи и сеткой, прошла 292 км.
3. № 723 серийная машина.
4. № 4 с сеткой.
5. № 924 серийный щиток плюс сетка, прошла – 1013 км.
6. № 881 прошла 1003 км.
7. № 915 серийная, все газы идут в эжектор при n=3000 об/мин.
Цех 190 рекомендует СЕТКИ.
11.12.67.
Поездом №130 в 14 00 прибыли в Москву вместе с Соичем и Старовойтовым с материалами по испытанию сеток. Попали сразу к Крицыну.
11.12.67.
Время: 14–00. Совещание у Букатина «О работе в/о». Присутствовали: Волгушев, Сирик, Иванча, Шитов, Кучеренко, Соич, Старовойтов, Макаренко. Сетка хорошая вещь. Давайте ее вводить (общее мнение). Было много сомнений. Старовойтов два года водил с в/о «за нос»?!! Не чистит на малых оборотах, горизонтальное расположение, попадание масла в в/о, подсосы в/о, не верили!! Сетки – большой вклад...
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Книги похожие на "Танки и люди. Дневник главного конструктора" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Морозов - Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Отзывы читателей о книге "Танки и люди. Дневник главного конструктора", комментарии и мнения людей о произведении.