Александр Морозов - Танки и люди. Дневник главного конструктора
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Описание и краткое содержание "Танки и люди. Дневник главного конструктора" читать бесплатно онлайн.
Исследование и подготовка рукописи: Чернышев В.Л
Чернышев: Предложение написать книгу поступило в июле 2001 года и, на первых порах, было воспринято несерьезно. Мне не довелось работать с А.А. Морозовым, а несколько встреч в коридорах КБ не давали повода для этого. Спустя несколько дней, меня представили Ирине Александровне Морозовой, внучке А.А. Морозова, которая предложила воспользоваться личным архивом Главного конструктора. Должность Главного конструктора и накопленный опыт работы в тяжелые военные и послевоенные годы выработали необходимость фиксирования всех происходящих событий, какими бы они мелкими и незначительными, на данный момент, не казались. Пятнадцать общих тетрадей и ежедневников, исписанных мелким подчерком, подробно, день за днем, а порой, с точностью до минут, охватывали период жизни Главного конструктора с 1944 по 1979 годы. К этим записям никто, кроме А.А. Морозова, доступа не имел и они всегда находились у него под руками: выступления и обсуждение текущих вопросов на всех уровнях от партийных собраний КБ, до Коллегий Министерства оборонной промышленности и военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР, личные встречи с высшим политическим и военным руководством страны, содержание и номера министерских приказов, результаты испытаний опытных образцов танков и планы на будущее… Читая эти материалы, я увидел происходящие события 60-летней давности глазами самого Главного конструктора. Предлагаю Вам, уважаемый Читатель, взяв эту книгу в руки, пройти долгий, сложный, а порой и трагичный путь развития отечественного танкостроения в лицах, фактах и документах.
Но от идеи до промышленного образца надо пройти немалый и трудный путь работы конструктора, испытателя и производственника. В отдельных случаях приходится познавать горечь неудачи и пройти путь долгих исканий. Кое-где даже приходится, временно, и отступить, не снижая при этом общего принципа движения вперед.
За время работы над танком «432», нам удалось решить много новых технических проблем, многому научиться и положительные итоги нашей работы не могут видеть только люди, далеко стоящие от танкостроения.
Все ли у нас хорошо? Конечно, нет. Во-первых, мы далеко не все еще сделали, а то, что делали, не всегда соответствовало правильному направлению.
Но как это неплохо, я все же позволю себе по этому вопросу с Вами разойтись во взглядах и принципиально не разделить Ваше мнение.
В своем письме, Вы не отрицаете правильности идей, заложенных в танке «432», и весь огонь критики сосредоточили на надежности самого танка. Практически, начав с этого, Вы и закончили тем же, делая неправильный, на мой взгляд, вывод, что танк, имея недостаточно прочные отдельные узлы и детали, в целом негоден, а стало быть – идея его порочна. Это в корне неверный и поспешный вывод. Ведь нельзя сразу отказываться от хорошей идеи, встретив на пути к ее осуществлению даже не одну трудность.
Жизнь нас учит другому, мы видим много примеров, когда это делается не по такому рецепту. Оглянитесь назад и посмотрите как в жизни и в технике идей доводились до осуществления. Нигде не было легкого пути, а только 99% пота и 1% результатов. Это удел всего нового и мы тут не исключение.
В Вашем письме я, с большим сожалением, не увидел той поддержки, которая помогает и удесятеряет силы конструктора в его тяжелом труде постоянного искания всего лучшего, предложения помощи, содействия или на худой конец, сочувствия и одобрения, когда в борьбе у тебя начинают отказывать силы и воля к победе. Ведь вы знаете, что наша работа конструкторов далека от личных интересов.
Пользуясь случаем, хочу напомнить Вам несколько примеров из истории танкостроения, которые аналогичны сегодняшнему примеру и которые я лично пережил в свое время.
Танк Т-34 так же имел тяжелые «роды» и все тогда ратовали за танк Т-26, который по надежности действительно в то время был лучше Т-34. Война показала, что приверженцы Т-26 были не правы.
В 1949 году тоже повторились с танком Т-54. Тоже была дискуссия против Т-54 в защиту Т-34. Теперь все повторяется, но уже с танком «432», так же в защиту берется старый танк и тормозится новый.
Все это я пережил в свое время и такая аналогия говорит, что все старое с боем уступает место новому, но для этого нужна большая поддержка и помощь.
Глава 15. Решение проблемы воздухоочистки для двигателя 5ТДФ
22.02.67.
Харьков. КБ-60. Открытое партсобрание, тема: «Итоги работы отдела за 1966 г. и перспективы на 1967».
Доклад А.А. Морозова:
– О работе отдела в 1966 г. мы уже много раз обменивались мнениями и итоги этой работы Вам хорошо известны.
Первый и главный итог работы отдела является завершение работ по изделию «432» (танк Т-64) и впервые завод выполнил годовую программу выпуска этих изделий.
В КБ, за год проделан исключительно большой объем работ по доработке, испытаниям многих машин, в том числе и государственных испытаний в сентябре, ресурсные работы и испытания на 5000 км, работы по «434», «Кадру», работы на Ржевке и многие другие.
Все работы в целом проведены успешно и в итоге дали весьма положительные результаты. Показателем этому является выполнение и перевыполнение плана работ КБ и получение во всех четырех кварталах премий.
По ходу дел видно, что этим не кончается оценка нашей работы за прошлый год и главное еще впереди. Порукой нашего успеха в 1966 году является большая помощь и внимание, оказанное нам Министром, и заметное улучшение работы в целом. Это позволило резко поднять уровень выполняемой работы, а с переходом на самостоятельный хозрасчет – повысить экономические показатели.
Наряду с некоторыми осложнениями в руководстве КБ, когда появились заботы по организации новой структуры и добавления в систему новых служб. Новым штатным расписанием расширен состав руководителей участков, а главное в целом по КБ поднялся уровень зарплаты и в первую очередь для руководящей и ведущей части коллектива.
Средний оклад (123 руб.) и тарифная сетка являются у нас самыми высокими по сравнению с другими организациями в нашей отрасли.
Эти мероприятия весьма положительно сказались на полную ликвидацию текучести кадров и сейчас в КБ наметился большой приток желающих работать. КБ оказана финансовая помощь.
Объем, уровень и качество нашей работы, в первую очередь, определяется в 1967 году головной ролью КБ по Т-64.
Нам надо теперь работать не только на себя, но и на другие заводы МОП. Все это сильно расширяет наши работы и возможно только при лучшей организации и образцовой дисциплине.
16..17.02.67.
Москва. Состоялся актив МОП по итогам 1966 года и перспективам на 1967. Впервые мы начали смотреться лучше, но не совсем, так как не закрепились на своих позициях.
Стоит отдельно остановиться на выступлении Секретаря ЦК КПСС т. Устинова Д.Ф.:
– МОП остается на переднем крае обороны страны. Интересы защиты Родины требуют самой хорошей нашей работы. Главная задача – не отставать и быть постоянно только впереди. Постоянно заниматься новыми разработками, т.к. наша продукция представляет собой «скоро портящийся продукт» и что хорошо сегодня, то завтра может оказаться плохим. Нет нигде более злого соревнования, чем в военной технике. Главное в разработке новой техники – правильно выбрать направление, что обеспечило бы перспективу в преимуществе над зарубежными образцами. Надо быстрее создавать новые образцы. За рубежом все это ведется широким фронтом.
11.03.67.
Совещание у директора о подготовке изд. «434» №№ 6, 7 и 8 в свете решений т.т. Гречко и Зверева. Присутствовали Руденко, Иванников, Зеест, Петриченко, Бабкин, Набатов, Морозов, Злобин. Шейко, Обрезчиков, Файнлейб, Истроков. Зеест доложил о ходе выполнения 44 пунктов доработки изд. «434» №№6, 7 и 8.
Обрезчиков:
– По двигателю осталось проверить 5 мероприятий. По маслу решения в КБ еще нет. Блоки трех двигателей только обрабатываются. Необходимо выдать двигатель в цех 190 не позднее 23.04. Просит перенести на более позднее время.
Приказ МОП № 114 от 20.02.67 «Об утверждении тематики НИР в области вооружения и военной техники на 1967 г.»:
§ 2д – тема – НВ12–128–67. «Повышение ресурса работы ходовой части и других узлов танка Т-64 (в том числе снижение веса) до 6000 км» Работа заканчивается представлением предложений о внедрении мероприятий по повышению ресурса.
Головной исполнитель – ХКБМ. Соисполнители: ХЗТМ им. Малышева, ВНИИ-100 (Старовойтов), НИИСтали (Ларин) и п/я Р-6762 (Куприянов).
Начало работ: 1 квартал 1967. Финансирование – МОП, Госбюджет. Премия – 30 тыс. рублей. Сметная стоимость: 4 млн. рублей, зарплата – 371,2 тыс. руб. П/я Р-6762 проводит работы по договору с ХКБМ.
14.03.67.
Совещание в КБ-60 «О ходе выполнения ранее принятых решений». Присутствовали: Крицын, Радус-Зенькович, Волгушев, и др. Обсуждали:
Форсирование работ Ковалюха по гидро-механическому приводу вертикального наведения пушки.
Обеспечение двухступенчатого запуска двигателя, запас масла, обогрев регулятора двигателя.
Постараться установить систему «Клин-1» в изд. «434» по-боевому (по-походному можно не делать). Приборы дает Радус-Зенькович.
Вступали Рябенко Николай Николаевич (инструктор оборонного отдела ЦК КПУ Украины) и Руденко Яков Кузьмич – заведующий оборонным отделом ЦК КП Украины.
31.03.67.
Умер Министр обороны СССР маршал Р.Я. Малиновский.
10.04.67.
Совещание у Соича «О подготовке к Коллегии МОП 21.04.67». Приезжают скоро Крицын, Волгушев и др. Подготовить справки по «432» и «434» (ресурс, гарантия, перечни 2 и 3). Заканчивается сборка 6-ти цилиндрового двигателя.
12.04.67.
На должность Министра обороны СССР назначен Гречко А.А.
21.04.67.
Совещание в КБ-60 с участием Крицына, Лычагина, Левита. Тема: «О подготовке ЧКД изд. «434». Требуется:
– провести расцеховку всех спецификаций;
– сделать по детальную (по спецификациям) выдачу в производство;
Министр т. Зверев поручил Карцеву Л.Н. разработать компоновку танковой пушки калибром 152 мм в башню танка «434».
21.04.67.
Звонил т. Смирном Л.В. (ВПК). Он поздравил меня и Голинца с присуждением нам Ленинской премии за Т-64 и 5ТДФ. Кандидаты (лауреаты): Морозов А.А., Баран Я.И., Голинец Л.Л., Петров Ф.Ф.,Старовойтов В.С., Ерусалимский В.В., Креопалов В.И.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Книги похожие на "Танки и люди. Дневник главного конструктора" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Морозов - Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Отзывы читателей о книге "Танки и люди. Дневник главного конструктора", комментарии и мнения людей о произведении.