Мирча Элиаде - История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства"
Описание и краткое содержание "История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства" читать бесплатно онлайн.
Данный труд является классическим образцом исследования в области истории религии. Религиозные идеи представлены здесь не только в хронологическом порядке, но и объединены единым пониманием многообразия религиозной жизни всех культур и континентов. Элиаде виртуозно владеет методами сравнительной антропологии и демонстрирует общие тенденции в развитии религиозных идей.
Книга посвящена самому драматическому и важному периоду в мировой истории религий. Ее заголовок, естественно, не охватывает экуменической широты того материала, который изложен в книге: древний Китай и эллинистический Египет, европейские варвары (кельты и германцы) и иранский дуализм — в пятнадцати главах этой книги, кажется, уместилось все богатство религиозного развития Старого Света. Вместе с тем заголовок имеет точный смысл, передающий содержательный «стержень» книги: становление мировых религий, религий спасения. Книга дает панорамную картину религий спасения от даосизма до христианского гнозиса.
Происхождение и история "Сивилиных книг" весьма туманны. согласно легенде, они были приобретены Тарквинием; тот хранил их в храме Юпитера и назначил комиссию из двух человек, имевших право обращаться за советом к этим книгам, но только по поручению высших государственных лиц и для решения судьбы государства. Ок. 367 Г. до н. э. была создана постоянная коллегия из десяти децемвиров — пяти патрициев и пяти плебеев, надзиравших зa книгами. Каково бы ни было их происхождение, они считались греческими уже во время Второй пунической войны, когда обращения, к ним участились. В 213 Г. до н. э. их дополнили carmiпa Marciaпa. "Сгоревшие при Сулле вместе с Капитолием, восстановленные или снова записанные в разных концах мира, где сохранились Сивиллы, особенно в Эритрее, прошедшие цензуру при Августе и перенесенные из Капитолия на Палатин, из храма Юпитера в храм Аполлона, снова пересмотренные при Тиберии; в начале V в. они были сожжены по инициативе Стилихона; тогда упразднили и постоянную коллегию, ПОЧИтаемую императорами" (Dumezil. Ор. cit., Rel. гот. arch., р. 594). О происхождении "Сивиллиных книг" см. также: J. Gage. АроВопRomain (Р., 1955), рр. 26–38, 196–204; R. Вloch. Les origines etrusques des Livres Sibyllins (Melanges А. Emout, 1940,рр. 21–28).
О «товариществах»: Wissowa. Ор. cit., рр.550–564; С. Dumezil. Rel. гот. arch., р. 579 sq. О фециалах: J. Bayet. Le ritedu fecial et lе соmоuаil1er magique (1935; переизд. в Croyances et rites dans lа Rome antique, 1971, рр. 9-44). О ius fetiale: Dumezil. Idees romaines (1969), рр. 63–78. О салиях: R. Cirilli. Les pretre — danseurs de Rome: Etude sur lа corporation sacerdotale des Saliens (1913); Dumezil. Rel. гот. arch., рр. 285–287, 581~82. О двенадцати АрвальскйХ братьях: С. Wissowa. Zum Rituel der Arvalbrtider. — Hermes, 52, 1917, рр.321–347; Е. Nordeп. Aus romischenPriesterbtichem (1939), рр. 109–268;AI. Pasoli. Acta fratrum Arualium (1950, texte et commentaire).
Главный ритуал, исполнявшийся фециалами, — требование возмещения за оскорбление Рима. Если фециал не получал сатисфакции, то по истечении тридцати трех дней он начинал церемониюобъявления войны: бросал в пределы противника копье или кизиловое древко (Тит Ливий, 1, 32, 5-14).
Салии, «жрецы-танцоры», специальным ритуалом открывали 1 мар та сезон объявления войн. Они обегали улицы города и в установленных местах, гримасничая и кривляясь, исполняли танец и сагтеп, песню в честь богов, смысл которой был утрачен в последние годы Рес-пyблики. Танцы исполнялись в течение нескольких дней, завершавшихся всякий раз вечерним пиршеством. Начиная с 9 марта, обряды становились живописнее: конные бега, очишение оружия и боевых труб и т. д. В октябре салии отмечали закрытие военного сеЗона ритуалом очищения оружия, чтобы не оставлять в городе ни малейшей скверны от пролитой крови. Делались попытки восстановить текст песни салиев, carmeп saliare; см.: L. Bayard. Le chant des Saliens, essai de restitution. — Melaпges des scieпces Rel. des Facultes Catholiques d; Lille, 2, 1945, рр. 45–58.
Культовый центр двенадцати Арвальских братьев находился в священном лесу «Богини» (Dea Dia) в семи с половиной километрах от Рима. Ежегодно проводились трехдневные майские церемонии возглавлявшиеся Арвальскими братьями; в первый и третий день — Риме, а во второй, и главный, — в их священном лесу, где Арвальские братья совершали жертвенное убийство двух стельных свиней porciliae, символизировавших плодородие, и съедали их мясо. Затем: "увенчавшись колосьями и укрывшись покрывалами, друг за другом они направлялись к храму и, стоя перед святилишем, передавали колосья из рук в руки. Совершив вегетарианскую трапезу, они запирались в храме и пели посвящения ларам и Марсу". Этот текст, carmeп arvale, на старой латыни до сих пор не поддается окончательной расшифровке. За песней следовали танец и конные бега. См. также: llеапа Chirassi. Dea Dia е Fratres Aryales. — SMSR, 39, 1968, рр. 191–291.
О луперкалиях: L. Deubпer. Lupercalia. — ARW, 13, 1910, р.481 sq.; А.К Michels. The Topography and Interpretation ofthe Lupercalia. — Traпs. Amer. Phil. Assoc., 54, 1953, рр. 35–39; прилагается обширная библиография; М.Р. Nilssoп. Les Luperques. — Latomus, 15, 1956, рр. 133-36; Ugo Biaпchi. Luperci. — Dizioпario Epigrafico di AпtichitG. Romaпe, yol. IV, Roma, 1958, рр. 1–9; G. Dumezil. Rel. юm. arch., р. 352 sq. В названии этого сообщества несомненно содержится слово "волю>. Но его строение остается неразj;:аданным; см.: G. Dumezil. Rel. rom. arch., 352 et п. 2. Дж. Грубер считает слово lupercus производным от «lupo-sequos», т. е. "qui lupum sequitur" (Glotta, 39, 1961). Думается, речь идет о доисторическом Miiппerbuпd. См.: F. Altheim. А History of Roman Religion, рр.206–217; idem. Romische Religioпsgeschichte, 1, р. 131 sq. А. Альфелди считает луперков рудиментом Miiппerbuпd и полагает, что этот союз сыграл решающую роль в основании Римского государства; см.: Die trojanischen Urahnen der Romer (Rektoratsprogr. d. Uniy. Basel fur das Jahr 1956). По мнению Кереньи, Mлeуlaпnерgкesи вMыaсmтуuпzeаaлuи (о1д9н4°8в)р, ермр. е н30н9о~ и1 7к а(кс nвmол. якип е(рарепхаеичачтеаснкаийв о Nбiрobазe, Zсiiоr iоcбhщ, 1е9ст4в9а, р ир м. 1ею36щ4и7й) нордическое происхождение), и как козлы (южное влияние); см.: Wolf и. Ziege ат Fest der Lupercali
Плутарх описывает(Ромул, 21, 10) обряд инициации: в жертву приносятся козлы, затем двух юных аристократов подводят к лупер-кам; "одни проводят окровавленным ножом по лбу каждого юноши, другие сразу же стирают кровь со лба куском ткани, смоченным в молоке; при этом юноши должны засмеяться".
Инициатический характер этого общества анализируется в: G. Dumezil. Le probleme des Centaures (Р., 1929), рр.203–222. См. также: Gerhard Biпder. Die Aussetzung des Кonigskiпdеs: Kyros und Romulus (Meisenheim ат Glan, 1964), рр. 90-115, spec. р. 98 sq.
О гонках, которые устраивали две группы луперков: G. Piccaluga. L'aspetto agonistico dei Lupercalia. — SMSR, 33,1962, рр. 51–62.
О februum, Februarius и Fauпus см.: Dumezil. Le probleme des Centaures, р. 195 sq.; А. Brelich. Tre yariazioni romane sul tema delle origini (Roma, 1956), рр. 95-123; Biпder. Ор. cit., р. 80 sq.; G. Dumezil. Rel. rom., р. 353 sq.
О жертвоприношениях: S. Eitrem. Opferritus и. V oropfer der Griechen и. Rбmег (1913); Wissowa. Ор. cit., р. 380 sq.; Latte. Ор. cit., рр.379–392.
Ж. Дюмезиль показал структурное соответствие между жертвами suovetaurilia (включающими заклание свиней, овец и быков), характерными для культа Марса, и sautrilmafll, жертвами Индре; см.: Tarpeia (1947), рр. 117–158; Rel. rom. arch., рр. 247–251.
Об октябрьском ритуале жертвоприношения коня в честь Марса и его сходстве с ашвамедха, совершаемом кастой воинов (§ 73), см.: G. Dumezil. Rel. rom. arch., рр.225–239 и Fetes romaines d'ete et d'automne (1975), рр. 179–219.
Позднее (возможно, в конце V в.) под влиянием этрусков (впро чем, подражавших грекам) в Риме были введены lectisterпia, характерные ощутимым присутствием божества, которому предназначалась жертва. "Положить пищу на алтарь божества — цель любого жертвоприношения. Совсем другое дело — обслуживать его во время трапезы" (Dumezil. Rel. rom. arch., р. 559). Действительно, бога (т. е. культовую статую) клали на постель у стола, где раскладывали пожертвования. "Лектистернии проводились вначале вне храма, и люди, таким образом, могли воочию видеть своих покровителей, в другие дни запертых в специальную камеру, cella" (ibid.)
§ 166
О dii Iпdigestes и dii Noveпsiles ср.: Wissowa. Religion и. Kultus (2-eed., 1912), р. 18 sq., 43, а также источники, указанные в: A.Greпier. п оLнeтs иrфelиigкiаo)n: sD eutrmueszqiul.e R e et lr.o rmomai.n aer,c рh…1 р5.2 1. 08 sq.
О Об фарохрамиучлеес кdоeйvo тtрioи ав д иез: л Dоuжтен'zиilи. RТeиlт. аR Лomив. иaяr c(hV.,I IрIр, 9,8 67)~ и2 90 (с следующие: Jupiter, Mars, Quirinus, 1941; Naissance de Rome, 1944; L'heritage indo-europeen а Rome, 1948; Mythe et Ерорее, 1, 1968 рр. 259–437). О существовании докапитолийской триады: G. Wissowa: Religion и. Kultus, рр. 23, 133-34. По мнению К. Латте, речь идет о более поздней и случайно сложившейся группе богов (R6mische Religionsgeschichte, рр. 37, 195, etc.); см. также критический отзыв в: Dumezil. Rel. rom. arch., р. 154 sq.
Поскольку Юпитер был тогда богом сельскохозяйственных работ и войны, необходимо помнить о способе его покровительства (Dumezil. Rel. rom. arch., р. 193). "Политика и право, могущество и юстиция не раз идеально сочетались: прерогативой Юпитера, как и Зевса и верховных богов ведической Индии, Варуны и Митры, была его роль свидетеля и гаранта выполнения обещаний и обязательств, а также карающей руки в случае нарушений клятв и договоров в жизни частной и общественной, в торговле внутри страны или за ее пределами" (ibid., р. 190).
О Марсе: Dumezil, Ор. cit., рр. 215~256. Диаметрально противоположное мнение см.: Udo W. Scholz. Studien zum altitalischen und a1tromischen Marskult и. Marsmythos (1970). О жертве лошади в октябре и против ее аграрной интерпретации: Rose. Some Problems of Classical Religion: Mars (Oslo, 1958), рр. 1-17; см.: Dumezil. Rel. rom. arch., рр. 223–238.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства"
Книги похожие на "История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мирча Элиаде - История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства"
Отзывы читателей о книге "История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства", комментарии и мнения людей о произведении.