» » » » Светлана Богина - Революционер-народник Порфирий Иванович Войноральский


Авторские права

Светлана Богина - Революционер-народник Порфирий Иванович Войноральский

Здесь можно скачать бесплатно "Светлана Богина - Революционер-народник Порфирий Иванович Войноральский" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Революционер-народник Порфирий Иванович Войноральский
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Революционер-народник Порфирий Иванович Войноральский"

Описание и краткое содержание "Революционер-народник Порфирий Иванович Войноральский" читать бесплатно онлайн.








-- Ты знаешь, я положительно очумел и закружился, перебегая с одного собрания на другое... Это не были какие-нибудь маленькие тайные собрания. Напротив -- переполненные большие аудитории, залы, набитые битком спорщиками, перебивающими друг друга. И все это средь бела дня. Собирались деньги. Одни говорили: "На хождение в народ". Другие -- "Бедным студентам". -- "Это зачем? Незачем учиться, кончать курсы. Пусть бросает все и идет в народ!" Каждый спешил высказать свое мнение и убедить другого. Однако было ясно, что сторонники "хождения в народ" берут верх. Разнообразные мнения сливались в одно общее -- "Весной надо двинуться в деревню и, нарядившись в простой костюм, изобразив рабочего, попробовать, попытать почву, посмотреть, что представляет из себя мужик, как он отзовется на призыв, захочет ли восставать, возможна ли с ним революция.

-- А "чайковцы"? Какие у них планы? -- интересовался Войноральский.

-- Решено идти в народ, но обязательно надев армяк, сарафан, простые сапоги, даже лапти! А после летнего опыта осенью всем собраться, устроить нечто вроде съезда и тогда уже окончательно решить все вопросы относительно революции, выработать общую определенную программу действий.

Раздумья, встречи с петербургскими друзьями убедили Войноральского направить свои силы в ближайшее время не на продолжение образования, а на организацию похода в народ. Чтобы не расстраивать мать, он решил не говорить ей о своих планах. Пусть думает, что он учится в Петербурге.

Сам же он вместе с женой к весне 1874 г. собрался в Москву. Здесь он решает на свои средства организовать столярную и сапожную мастерские для подготовки московской молодежи к походу в деревню, а также открыть подпольную типографию. Войноральский планирует печатать в ней нелегальную литературу для народа и бланки паспортов для пропагандистов.

В 1873 г. он встретился с Мышкиным и узнал о его планах устройства легальной типографии. Войноральский обещает помочь в подборе людей, знающих наборное дело. Он пишет письмо в Архангельск Ефрузине Супинской и приглашает ее с подругами работать в этой типографии и Москве. Девушек не нужно было особенно агитировать. Они хотели отдать свои силы служению народу. Туда, в столицы... в Москву, в Петербург, где кипит работа, где столько передовых людей!

С начала марта 1874 г. Войноральский с женой приехал в Москву. Супруги сняли дом в шесть комнат и поселились здесь вместе с архангельскими девушками. Образовалась своего рода коммуна. Дом стал местом встреч (со студентами Петровской академии). Разговоры шли о том, что студентам Земледельческой академии удобно вести в народе пропаганду сельскохозяйственных знаний, а параллельно беседовать о причинах его тяжелой жизни. Войноральский, кроме того, снабжал студентов академии и университета нелегальными произведениями.

Член Большого общества пропаганды А. О. Лукашевич вспоминал впоследствии: "Одной из центральных фигур был воистину тогда в Москве Порфирий Войноральский, бывший помещик и мировой судья, который, между прочим, превосходно исполнял роль хозяина учебной пропагандистской мастерской вроде наших петербургских, но с несравненно более многочисленными участниками, притом часто менявшимися".

В квартире Войноральского на углу Плющихи и Б. Благовещенского переулка была организована учебная мастерская с сапожным и столярным отделениями. Здесь работали студенты Петровской академии и университета, члены Большого общества пропаганды, или "чайковцы", -- Кравчинский, Клеменц, Лукашевич, Шишко. В комнатах стоял запах кожи, вара и свежих стружек. Оборудование, инструменты мастерской, а также продукты для работавших в ней приобретались на средства Войноральского. Юноше Андрею Кулябко (брату жены) было поручено выполнять мелкие хозяйственные дела, передавать почту. Надежда Павловна Войноральская с помощью 27-летней кухарки Ирины Лизуновой хлопотала по хозяйству -- готовила еду, создавала по возможности удобства и уют для всех, принимавших участие в работе мастерской. В мастерской царил дух товарищества, доверия и искренности. На видное место Войноральский повесил сумку с деньгами -- от 400 до 500 руб., откуда каждый мог брать, сколько считал нужным для своих нужд, не ставя об этом никого в известность.

В мастерской не только шла работа по обучению столярному и сапожному делу. В перерывах между работой обсуждалась нелегальная литература, программные документы народничества. Поэтому соблюдались меры предосторожности.

Полиция напала на след неправильно оформленных паспортов. Было установлено, что прописанные по этим паспортам безвыездно проживают в Петровско-Разумовском. Дворник стал требовать у Войноральского паспорта всех живущих в мастерской. Было решено перевезти мастерскую на другую квартиру --на Бутырки. Здесь также открыли два отделения -- сапожное и столярное. Мастером стал работать профессиональный сапожник Пельконен. В Москве начались аресты. Сообщение между квартирой Фроленко и мастерской на Бутырках приходилось тщательно маскировать.

В мастерской после работы за чашкой чая звучали смех, остроумные шутки, читались стихи, велись разговоры не только о политике и социальных проблемах, но и о новостях искусства и литературы. И это было естественно --собиралась интеллигентная, образованная молодежь.

Когда мастерскую Войноральского посещали Кравчинский, Клеменц и Шишко, собрания проходили незабываемо для всех участников. Дмитрий Клеменц, один из лучших народнических пропагандистов, поражал присутствующих богатой речью, блистающей всеми сокровищами русского народного языка, которым он владел с изумительным крыловским мастерством. Он умел в шуточной форме говорить о серьезных вещах. Во внешности его запоминающимися были глаза -- мягкие и вдумчивые.

Однажды в мастерской на Бутырках разгорелся спор в связи с позицией наиболее активных бакунистов свернуть распространение в народе книг ради непосредственной агитации к бунту. Войноральский знал, что этой точки зрения придерживается и Сергей Ковалик.

-- Очень хорошо, -- говорил Войноральский, -- когда Сергей Ковалик выступает за свободу, равенство, справедливость и повторяет вслед за Бакуниным: Я могу быть свободным только среди людей, пользующихся одинаковой со мной свободой. Утверждение моего права за счет другого, менее свободного, чем я, может и должно внушить мне сознание моей привилегии, а не сознание моей свободы. Ничто так не противоречит свободе, как привилегия. Полная свобода каждого возможна при действительном равенстве всех. Осуществление свободы в равенстве -- это и есть справедливость. Пусть Ковалик убежден в том, что свобода без социализма -- это привилегия и несправедливость, а социализм без свободы -- это рабство и животное состояние. Но я повторю вслед за Лавровым, что революционная работа есть теперь единственно важная работа в мире. Для призыва к революции народ должен быть подготовлен, и здесь книги для народа, их распространение, вооружение ими пропагандистов --наше мощное оружие. Как же можно выступить против распространения книг, решив заранее, что народ готов к революции! Народ подхватит призыв к революции, когда он услышит его не от чужих, а от людей, голос которых он привык слушать на мирском сходе, за артельным столом. Здесь, в народной среде, должны быть подготовлены борцы, которые, будучи просвещенными нашими пропагандистами, с помощью книг смогут раскрыть глаза народу на причины его бедствий и возможности солидарного протеста по всей России и крестьян, и рабочих, и интеллигенции.

-- А я понимаю таких, как Сергей Ковалик, -- включился в разговор Кравчинский, -- эти люди, мужественные и смелые, хотят во что бы то ни стало зажечь огонь протеста в крестьянской среде, даже ценой собственных жизней, чтобы даже неудачные, жестоко подавленные бунты послужили сигналом к следующим выступлениям к борьбе до победного конца.

-- Я поддерживаю тех, кто за тщательную подготовку восстания, но идти в народ необходимо, чтобы узнать лучше его жизнь и возможности для борьбы, --вступил в разговор Клеменц.

-- Но разве есть среди нас такие, кто был бы против этого! --воскликнул Войноральский.

-- Конечно нет! Здесь не может быть такого вопроса.

Вскоре работа мастерской возобновилась на Плющихе в доме Печковского. Эта мастерская просуществовала меньше месяца и закрылась, так как молодежь начала разъезжаться "в народ".

В НАРОД!

Вспоминается мне та пора,

Как по нивам родимого края

Раздалось, мужика пробуждая,

Слово братства, свободы, добра...

И. А. МОРОЗОВ

Движение в народ не было централизованным. В стране не существовало еще единой революционной организации, которая могла бы руководить народническим движением. Однако произошло невиданное: многочисленные самостоятельные кружки революционно настроенной молодежи начали действовать почти одновременно в более чем 50 губерниях страны. Интеллигентная молодежь бросилась на помощь крестьянству, которое царизм сделал "нищим, забитым, темным, подчиненным помещикам-крепостникам и в суде, и в управлении, и в школе, и в земстве" [Ленин В. И. Полн. собр. соч. -- Т. 20. --С. 173.].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Революционер-народник Порфирий Иванович Войноральский"

Книги похожие на "Революционер-народник Порфирий Иванович Войноральский" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Богина

Светлана Богина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Богина - Революционер-народник Порфирий Иванович Войноральский"

Отзывы читателей о книге "Революционер-народник Порфирий Иванович Войноральский", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.