Изабелла Вагнер - Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы"
Описание и краткое содержание "Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы" читать бесплатно онлайн.
Педагоги утверждают, что родители не должны жалеть ребенка, тем самым они отказывают ему в праве развить исключительный талант. Однажды мне пришлось услышать выговор в адрес родителя восьмилетней девочки: «Ваш ребенок исключительно талантлив! Она пришла на урок, я с ней поработал, а к концу урока она уже довольно хорошо играла. Через три дня… она все растеряла! Наймите репетитора или занимайтесь с ней каждый день сами, не менее чем по два часа. Иначе я не смогу серьезно работать!»
На уроках в классе и на занятиях дома используется метроном. Учитель дает инструкции родителю семилетнего ученика: «Он должен начинать с седьмой [ноты] при 100 ударах метронома [в минуту] и повторять это десять раз. Если не будет ошибок, увеличивайте темп на два или четыре деления, пока не дойдете до отметки 180 для восьмой ноты.[67] Он должен проиграть на каждой скорости по нескольку раз, но не менее шести раз, потом темп можно снизить [через настройки метронома] до 90. Что касается четвертной ноты… Это упражнение займет минимум час. Проблему с темпом нужно решить только так».
Я слышала и такую фразу, сказанную ученику: «Не забывай о своем лучшем друге – метрономе».
Педагоги утверждают, что родители не должны жалеть ребенка, тем самым они отказывают ему в праве развить исключительный талант.
ПрактикаРабочие привычки вырабатывать трудно. Начинающие скрипачи не сразу следуют на практике советам учителя. Учителя могут воздействовать на учеников с помощью юмора или сарказма, могут потерять терпение и взорваться в гневе.[68] Во время интервью трое учителей сказали, что строгий контроль эффективнее, чем крик или угрозы, поэтому они, когда есть такая возможность (а такая возможность бывает в музыкальных школах), оставляют ученика одного в классе и периодически проверяют, как он занимается. Эффективность такого подхода подтвердил состоявшийся солист: «Когда мне было семь или восемь лет, может, и больше, учитель закрывал меня в классе и говорил мне: «Занимайся!» Сначала ты выглядываешь в окно, потом смотришь на стену – ну что еще можно делать в пустой комнате? Но потом начинаешь заниматься в полную силу».
Некоторые работают так со всем классом: «Ты приходишь рано утром, каждый студент играет одно произведение. После этого учитель говорит, над чем нужно поработать. И тут ты слышишь священную фразу: «Теперь занимайтесь в свободных классах, вернетесь, после того как закончите».
Ребенка, особенно маленького, нужно мотивировать. Родители в интервью говорили, что в качестве мотивации обещали купить сладости, игрушки или разрешали лишний час общения с друзьями. Другие использовали свой авторитет, не допуская и мысли о том, что ребенок не будет заниматься. Дважды мне говорили о физическом насилии. Тридцатидвухлетняя женщина, бросившая заниматься скрипкой, когда ей было девятнадцать, сказала мне, что ее отец, скрипач-любитель из Украины, мог ударить ее по голове и рукам своим смычком. В другом случае родители отвешивали подзатыльники или тянули за волосы или за ухо.
Руджеро Риччи, американский скрипач, убежден, что многие дети-виртуозы становятся жертвами родительского давления или насилия. Шварц утверждает: «Риччи говорил, исходя из собственного опыта. Он описывает своего отца как «музыкального маньяка». Все его семеро детей играли на музыкальных инструментах. «Я хотел стать пианистом, но родители отбили эту охоту, поженив меня со скрипкой». В целом у Риччи было несчастливое детство. Отец постоянно давил на мальчика» (Schwarz, 1983. Р. 534).
Многие взрослые скрипачи признавались мне, что в детстве подвергались психологическому давлению со стороны родителей: крики, угрозы, различные наказания, например, ограничение в свободном выходе из дому или запрет на компьютерные игры или телевизор, если задание не выполнено. Почти все, с кем я проводила интервью, считали такое поведение неприятной, но необходимой дисциплинарной стратегией, которую можно сравнить с похвалой за хорошую учебу в школе.[69]
Я наблюдала за семьей, использующей непрямой инструмент мотивации – частые публичные выступления, подталкивающие к интенсивной практике.[70] Только одна молодая женщина из всех опрошенных мной скрипачей сказала, что она полностью сама себя мотивировала, без давления родителей, учителя или близких родственников. Виолетта – тридцатилетняя французская скрипачка, отец которой работает концертмейстером, мама вела класс фортепьяно, а старшие сестры и брат учились в консерватории. «Я помню, что, когда мне было, наверное, около пяти лет, я повесила на дверь своей комнаты большую табличку: «НЕ ВХОДИТЬ! Я занимаюсь!» Даже сегодня мне нужно быть одной, чтобы заниматься. Мне никто не помогал, я все сама. Ну да, у меня был педагог, он давал задания, мама водила меня на дополнительные уроки фортепьяно и на репетиции перед концертом».
По словам некоторых учителей, на послушание и готовность к занятиям может влиять этническое происхождение юных скрипачей. Общее мнение таково, что азиатские учащиеся проявляют большую готовность к работе, чем другие. Один преподаватель заявил: «Я думаю, что в ближайшем будущем буду набирать в свой класс только учеников из Японии, Китая и Кореи. Они невероятно сосредоточены и увлечены своей работой… Я для них как бог!».[71]
Можно с уверенностью сказать, что большинству учащихся в начале учебы на солиста трудно соответствовать требованиям, предъявляемым учителями и родителями к инструментальной практике.[72] Дети хотят «откосить». Среди самых распространенных отговорок, чтобы не заниматься: «болит голова», «температура», «болит рука или палец». Более тонкая уловка – «заниматься на автомате», то есть играть, не сосредотачиваясь. Скрипачи говорят «играть без головы» и приравнивают такие занятия к пустой трате времени.
По словам нынешних и бывших учащихся-солистов, когда родителей рядом нет, начинающие скрипачи позволяют себе длительные и частые перерывы. Или же прибегают к отговоркам и уловкам, когда их контролируют. В музыкальных школах бывает, что ученики, когда за ними не приглядывают (слышат, но не видят), читают комиксы, пока играют. А дома, играя, смотрят телевизор. Десятилетний ученик, живущий напротив гаража, признался, что внимательно следил за действиями механика во время игры. Он мог в подробностях описать все машины, которые видел. Одна ученица сказала мне, что больше половины своего рабочего времени импровизировала; домработница, которую попросили приглядывать за ней, не разбиралась в музыке.
Находить отговорки труднее, если родители – музыканты. В этом случае ребенок может устроить саботаж и намеренно сломать инструмент. Десятилетняя ученица знала, как поставить ноготь на струну так, чтобы она начинала рваться. Порванная струна может поранить палец, поэтому занятия приходилось прерывать. Такое «происшествие» чаще всего случалось в воскресенье вечером, когда уже невозможно купить новую струну. Скрипичный магазин был закрыт до среды, и, таким образом, девочка получала три дня отдыха.
Находить отговорки труднее, если родители – музыканты. В этом случае ребенок может устроить саботаж и намеренно сломать инструмент.
Милый подросток рассказал мне, как еще можно «устроить себе выходной»: он «забывал» скрипку в школе в пятницу вечером. Или вот такой пример. Начинающий скрипач, сын пианиста и скрипачки, решил окончательно бросить играть. В качестве протеста против навязанной ему скрипки он сломал гриф, а родителям сказал, что это произошло случайно. Когда то же самое произошло через два месяца, после долгого разговора с ребенком родители решили, что он больше не будет заниматься музыкой. Ребенок был счастлив.
Но дети, противящиеся обучению на первом этапе, в дальнейшем могут превратиться в отчаянных тружеников и целиком посвятить свою жизнь игре на скрипке.
Задача педагога – с помощью родителей научить ребенка находить удовольствие в достижении трудных целей. Каждое новое произведение предоставляется как бонус. Учитель говорит, например: «Ты должен сыграть это произведение Эрнста. Оно очень трудное технически, но, несмотря на то что ты еще молод, ты справишься с ним!» Шаг за шагом учащиеся усваивают ценности мира солистов, получая поощрения, понятные только тем, кто принадлежит этому миру. Постепенно личные интересы учеников смешиваются с интересами родителей и учителя: достичь виртуозности и мастерства на своем инструменте как можно быстрее.
Из биографий знаменитых солистов ХХ века мы знаем, что детство этих людей было отдано интенсивной инструментальной практике. В биографии польской скрипачки Ванды Вилкомирской (1929–2018), написанной Джоанн Равик, говорится о том, как важно вдохновлять молодых солистов и их родителей заниматься инструментальной практикой.
Когда Ванда вернулась с фабрики [в последние дни немецкой оккупации, зима 1945 года, Лодзь, Польша], она услышала, что отец настраивает скрипку. «Поиграешь?» – спросил он. «Сжалься над ней, – взмолилась мать Ванды. – После двенадцати часов тяжелого труда!» <…> Девочка начинала с пятиминутных последовательностей. Ее пальцы мерзли и болели. <…> Ванда стремилась играть сама, отец не давил на нее. Музыка поглотила ее. Она сама для себя продлевала время занятия» (Rawik,1993. Р. 23).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы"
Книги похожие на "Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Изабелла Вагнер - Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы"
Отзывы читателей о книге "Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы", комментарии и мнения людей о произведении.